Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Димитриева Л.В.
Судья Поляков Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В., Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года по гражданскому делу по иску В. к Отделу социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты,
установила:
В. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской Республики (далее ОСЗН Шемуршинского района ЧР) о признании незаконным решения от ... года N ... и возложении на ответчика обязанности по признанию за ней и назначении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты с 1 ноября 2012 года.
Требования мотивированы тем, что она проживала в сельской местности и в период с 15 августа 1976 года по 23 октября 2009 года (то есть более 23 лет) проработала на различных педагогических должностях в образовательных учреждениях, однако затем по специальности устроиться не смогла. 17 марта 2012 года ей была назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости. По мотивам, что ей полагаются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее Закон ЧР), она обратилась в ОСЗН Шемуршинского района ЧР с соответствующим заявлением. Однако решением от ... года N ... ей было отказано в предоставлении данной льготы по мотивам, что в силу ст. 3 Закона ЧР указанные меры социальной поддержки сохраняются за лицами при условии выхода их на пенсию в период работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах в составе городского поселения, рабочих поселков, а она таким лицом не является, поскольку перед назначением пенсии имела большой перерыв в трудовой деятельности. Указывая, что отказ в предоставлении ей меры социальной поддержки ставит ее в неравное положение с другими педагогическими работниками, которым такая поддержка оказывается при условии работы более 10 лет в сельской местности, просит признать решение ОСЗН Шемуршинского района ЧР незаконным и назначить ей меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В судебном заседании истица В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ОСЗН Шемуршинского района ЧР своего представителя в судебное заседание не направил, ограничившись представлением письменных объяснений, согласно которым иск не признавал по мотивам обоснованности вынесенного решения об отказе в предоставлении В. льготы в виде ежемесячной денежной выплаты ввиду отсутствия необходимого условия для ее назначения.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года в удовлетворении исковых требований В. отказано по мотивам того, что указанные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со статьей 3 Закона ЧР сохраняются за лицами, вышедшими на пенсию в период работы в соответствующих образовательных учреждениях.
На указанное решение В. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда. Жалоба мотивирована тем, что поскольку она проработала на соответствующих должностях в сельской местности более 23 лет, ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а как следует из положений абзаца 3 части 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" объем мер социальной поддержки не может быть снижен, то решение ОСЗН Шемуршинского района ЧР законным, по мнению заявителя, не является, а решение суда об отказе в назначении ей таких мер незаконно и необоснованно.
В судебное заседание апелляционной инстанции В. явку представителя не обеспечила.
Представитель ответчика ОСЗН Шемуршинского района ЧР А. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15 августа 1976 года по 23 октября 2009 года В., как педагогический работник, работала в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в связи с чем получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Как указывала сама истица, уволившись с последнего места работы, она педагогическую деятельность не осуществляла, и ОСЗН Шемуршинского района ЧР перестал оказывать ей меры социальной поддержки.
Полагая, что в связи с выходом на пенсию в марте 2012 года, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг подлежат возобновлению, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении данной льготы.
Предметом жалобы и апелляционного рассмотрения является вопрос о правильности применения судом норм материального права к спорным правоотношениям.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. 4 указанных разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Исходя из ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Положения законодательных актов, указанных в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года (статья 6 данного документа).
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 20.07.2004) "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ были внесены изменения в пункт 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании". В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Чувашской Республики от 08.02.2005 г. N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения сохраняются за лицами, указанными в статье 1 данного Закона, проработавшими не менее 10 лет в учреждениях, расположенных на территориях сельских поселений, а также сельских населенных пунктов, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселков городского типа (рабочих поселков), вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях и проживающими в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках).
На основании вышеизложенного и учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22, закон не предусматривает назначение мер социальной поддержки лицам, ранее работавшим в учреждениях образования и находящимся на пенсии, а сохраняет указанные меры за лицами, вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях.
Таким образом, для возобновления выплаты истице, вышедшей на пенсию, мер социальной поддержки в связи с назначением трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 3 Закона ЧР, необходимо соблюдение условий, установленных указанной статьей, а именно выход на пенсию должен совпадать с периодом работы в соответствующем учреждении.
Поскольку применительно к настоящему спору, указанные юридически значимые периоды не совпадают, а на день увольнения с занимаемой должности из образовательного учреждения у истицы права на назначение пенсии не имелось, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности действий ОСЗН Шемуршинского района ЧР об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", в связи с чем на ответчика не может быть возложена и обязанность по назначению этой меры социальной поддержки.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции является правильным и по доводам апелляционной жалобы истицы, которые повторяют ее правовую позицию, изложенную и оцененную в суде первой инстанции, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца В. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 18.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-981/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. по делу N 33-981/2013
Докладчик Димитриева Л.В.
Судья Поляков Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В., Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года по гражданскому делу по иску В. к Отделу социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты,
установила:
В. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской Республики (далее ОСЗН Шемуршинского района ЧР) о признании незаконным решения от ... года N ... и возложении на ответчика обязанности по признанию за ней и назначении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты с 1 ноября 2012 года.
Требования мотивированы тем, что она проживала в сельской местности и в период с 15 августа 1976 года по 23 октября 2009 года (то есть более 23 лет) проработала на различных педагогических должностях в образовательных учреждениях, однако затем по специальности устроиться не смогла. 17 марта 2012 года ей была назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости. По мотивам, что ей полагаются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее Закон ЧР), она обратилась в ОСЗН Шемуршинского района ЧР с соответствующим заявлением. Однако решением от ... года N ... ей было отказано в предоставлении данной льготы по мотивам, что в силу ст. 3 Закона ЧР указанные меры социальной поддержки сохраняются за лицами при условии выхода их на пенсию в период работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах в составе городского поселения, рабочих поселков, а она таким лицом не является, поскольку перед назначением пенсии имела большой перерыв в трудовой деятельности. Указывая, что отказ в предоставлении ей меры социальной поддержки ставит ее в неравное положение с другими педагогическими работниками, которым такая поддержка оказывается при условии работы более 10 лет в сельской местности, просит признать решение ОСЗН Шемуршинского района ЧР незаконным и назначить ей меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В судебном заседании истица В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ОСЗН Шемуршинского района ЧР своего представителя в судебное заседание не направил, ограничившись представлением письменных объяснений, согласно которым иск не признавал по мотивам обоснованности вынесенного решения об отказе в предоставлении В. льготы в виде ежемесячной денежной выплаты ввиду отсутствия необходимого условия для ее назначения.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года в удовлетворении исковых требований В. отказано по мотивам того, что указанные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со статьей 3 Закона ЧР сохраняются за лицами, вышедшими на пенсию в период работы в соответствующих образовательных учреждениях.
На указанное решение В. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда. Жалоба мотивирована тем, что поскольку она проработала на соответствующих должностях в сельской местности более 23 лет, ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а как следует из положений абзаца 3 части 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" объем мер социальной поддержки не может быть снижен, то решение ОСЗН Шемуршинского района ЧР законным, по мнению заявителя, не является, а решение суда об отказе в назначении ей таких мер незаконно и необоснованно.
В судебное заседание апелляционной инстанции В. явку представителя не обеспечила.
Представитель ответчика ОСЗН Шемуршинского района ЧР А. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15 августа 1976 года по 23 октября 2009 года В., как педагогический работник, работала в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в связи с чем получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Как указывала сама истица, уволившись с последнего места работы, она педагогическую деятельность не осуществляла, и ОСЗН Шемуршинского района ЧР перестал оказывать ей меры социальной поддержки.
Полагая, что в связи с выходом на пенсию в марте 2012 года, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг подлежат возобновлению, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении данной льготы.
Предметом жалобы и апелляционного рассмотрения является вопрос о правильности применения судом норм материального права к спорным правоотношениям.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. 4 указанных разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Исходя из ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Положения законодательных актов, указанных в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года (статья 6 данного документа).
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 20.07.2004) "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ были внесены изменения в пункт 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании". В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Чувашской Республики от 08.02.2005 г. N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения сохраняются за лицами, указанными в статье 1 данного Закона, проработавшими не менее 10 лет в учреждениях, расположенных на территориях сельских поселений, а также сельских населенных пунктов, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселков городского типа (рабочих поселков), вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях и проживающими в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках).
На основании вышеизложенного и учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22, закон не предусматривает назначение мер социальной поддержки лицам, ранее работавшим в учреждениях образования и находящимся на пенсии, а сохраняет указанные меры за лицами, вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях.
Таким образом, для возобновления выплаты истице, вышедшей на пенсию, мер социальной поддержки в связи с назначением трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 3 Закона ЧР, необходимо соблюдение условий, установленных указанной статьей, а именно выход на пенсию должен совпадать с периодом работы в соответствующем учреждении.
Поскольку применительно к настоящему спору, указанные юридически значимые периоды не совпадают, а на день увольнения с занимаемой должности из образовательного учреждения у истицы права на назначение пенсии не имелось, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности действий ОСЗН Шемуршинского района ЧР об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", в связи с чем на ответчика не может быть возложена и обязанность по назначению этой меры социальной поддержки.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции является правильным и по доводам апелляционной жалобы истицы, которые повторяют ее правовую позицию, изложенную и оцененную в суде первой инстанции, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца В. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)