Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 33-1081

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 33-1081


Судья Кондрашкина Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Паршиной С.В., Песковой Ж.А.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района города Саратова в интересах Т.Н., Г.С., Г.И., П., Т.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 01 сентября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения прокурора Пирожниковой Н.А., Т.Н., возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия

установила:

прокурор Волжского района города Саратова обратился в суд в интересах Т.Н., Г.С., Г.И., П., Т.А. с исковыми требованиями к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Волжского района МО "Город Саратов") о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указано, что истец является нанимателем квартиры <адрес>. Совместно с истцом по указанному адресу проживают <данные изъяты> - Г.С., <данные изъяты> - Т.А., <данные изъяты> - Г.Е., <данные изъяты> - Г.И. В 2011 году жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, однако отселение жильцов до настоящего времени не произведено. Прокурор просил обязать ответчика предоставить Т.Н. и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого <данные изъяты> в черте города Саратова.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 01 сентября 2014 года на администрацию МО "Город Саратов" возложена обязанность по предоставлению Т.Н. по договору социального найма на состав семьи (Т.Н., Г.С., Г.И., П., Т.А.) вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова общей площадью не менее <данные изъяты>, состоящее из <данные изъяты> комнат. В удовлетворении исковых требований прокурора Волжского района города Саратова к администрации Волжского района МО "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" выражает несогласие с решением суда, ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда вынесено без достаточных оснований, с нарушением и неправильным применением норм материального права. Автор жалобы ссылается на то, что члены семьи истца не признаны органом местного самоуправления малоимущими гражданами, на основании заключения комиссии по оценке жилых помещений, органом местного самоуправления решение о дальнейшем использовании помещений, признанных непригодными для проживания и сроках отселения не принималось, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения членам семьи Т.Н. на администрацию города Саратова возложена неправомерно.
Прокурор Волжского района города Саратова в возражениях на апелляционную жалобу администрации МО "Город Саратов" просил решение суда оставить без изменения.
На заседание судебной коллегии представители ответчиков, истцы Г.С., Г.И., П., Т.А. не явились, извещены о заседании судебной коллегии надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Как следует из ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Судом первой инстанции установлено, что Т.Н. на основании договора социального найма является нанимателем квартиры <адрес>, состоящей из <данные изъяты> комнат площадью <данные изъяты>. Вместе с ней в жилом помещении зарегистрированы и проживают члены семьи Г.С., Г.И., П., Т.А. В указанную квартиру Т.Н. вселена на основании обменного ордера N 5904 от 11 ноября 1993 года.
Материалами дела подтверждается, что жилой многоквартирный дом <адрес> признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии N 22/11 от 05 июля 2011 года. В связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что решение о непригодности жилого помещения для проживания на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 не принималось, не основано на фактических материалах дела.
Материалами дела также подтверждается, что мероприятия по отселению граждан из указанного аварийного дома с предоставлением жилых помещений предусмотрены в рамках реализации пятого этапа программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг.", утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года N 243-П, и планируются к проведению в 2017 году. Данный акт не оспорен ответчиком и не отменен на дату рассмотрения настоящего дела.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком не оспаривался факт непригодности для проживания указанного дома и доказательств обратного администрацией МО "Город Саратов" суду не представлено. Право на внеочередное получение жилого помещения на основании договора социального найма при признании жилого помещения непригодным для проживания предусмотрено как ЖК РСФСР (ст. ст. 37, 93), так и ЖК РФ (ст. ст. 86 - 89).
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению Т.Н. квартиры и решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, суд учел положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, пришел к правильному выводу о том, что истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, в пределах города Саратова. Указанная обязанность должна быть возложена на администрацию МО "Город Саратов", на которую в соответствии с положениями ЖК РФ возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в той части, что проживание в объекте, признанным непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровья граждан, следовательно, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма. Безотлагательное выполнение постановленного решения необходимо в интересах указанных граждан.
Судебная коллегия полагает необоснованными доводы апелляционной жалобы администрации МО "Город Саратов" в той части, что поскольку истец не признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, оснований для предоставления Т.Н. другого жилого помещения не имеется, поскольку они противоречат положениям ст. 85 и ст. 87 ЖК РФ, которые не связывают право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания и признания его малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 01 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)