Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала товарищество собственников жилья произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды пропорционально количеству человек, проживающих в каждом помещении, и пересчитать размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья N 55 (ОГРН 1064632044476, ИНН 4632068064, Ольшанского ул., д. 14, г. Курск, 305047): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, ИНН 4629038140, Красная площадь, д. 6, г. Курск, 305000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 55 на решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-8006/2014,
установил:
товарищество собственников жилья N 55 (далее по тексту - Товарищество, ТСЖ N 55) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее также - Инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания 10.06.2014 N 3304 (далее - предписание N 3304).
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 3 предписания N 3304. В удовлетворении остальной части требований ТСЖ N 55 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить и принять решение об удовлетворении требований ТСЖ N 55.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, ТСЖ N 55 зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда.
Распоряжением заместителя начальника Инспекции от 02.06.2014 N 3304 в отношении ТСЖ N 55 назначена внеплановая документарная проверка в связи с поступившим в административный орган обращением по вопросу правильности начисления для гражданина, проживающего в доме 14 по ул. Ольшанского города Курска (далее по тексту также - заявитель) платы за холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию.
Из материалов проверки следует, что указанный многоквартирный дом оснащен общедомовыми приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Проверкой установлено, что начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды за март 2014 года производилось ТСЖ N 55 с нарушением подпункта "г" пункта 31, пунктов 42, 44, 46, подпункта "а" пункта 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что отражено в акте проверки Инспекции от 10.06.2014 N 3304, составленном в присутствии председателя ТСЖ N 55.
10.06.2014 Инспекцией выдано предписание N 3304, согласно которому ТСЖ N 55 должно в срок до 01.09.2014 в соответствии с вышеуказанными нормами произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за март 2014 года пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) (пункт 1), пересчитать размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления за март 2014 года (пункт 2); пересчитать размер платы за водоотведение, сделав возврат начисленной суммы на общедомовые нужды за март 2014 года (пункт 3).
ТСЖ N 55, считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило ненормативный акт в арбитражном суде.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ или Кодекс) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 Кодекса, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Таким образом, Инспекция наделена полномочиями на вынесение оспариваемого предписания, и требования закона по организации и проведению внеплановой проверки Инспекцией соблюдены.
В части 1 статьи 161 Кодекса установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
На основании частей 1 и 2 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 3.1 Устава ТСЖ N 55 последнее имеет право заключать договор управления многоквартирным домом, на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в общей собственности товарищества, с любым физическим лицом или организацией любой формы собственности в соответствии с законодательством.
Товарищество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе договор энергоснабжения от 01.04.2004 N 46750066, договор на водоснабжение и водоотведение от 01.06.2012 N 53655, договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 20.12.2013 N 2311160.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 данных Правил исполнитель обязан, в том числе, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, в квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2014 года, выставленной заявителю объем холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по данному многоквартирному дому составил - 5,94 куб. м, из расчета: 222 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний общедомового прибора учета) - 227,94 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления).
Названные показания объема холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по многоквартирному дому, подтверждают, что объем данного коммунального ресурса, определенный по общедомовым приборам учета, менее чем объем этого же ресурса, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления.
В порядке, определенном пунктом 46 Правил N 354, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Как следует из пункта 47 Правил N 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае, если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Следовательно, при определении размера платы за март 2014 года начисление на общедомовые нужды не должно было производиться в силу пункта 46 Правил N 354, а исполнитель должен руководствоваться требованиями, приведенными в пункте 47 этих Правил.
Далее, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Доказательств проведения такого собрания материалы дела не содержат, соответственно, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, Товарищество должно оплачивать за счет собственных средств.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в марте 2014 года начисление платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды осуществлялось ТСЖ N 55 с нарушением положений, установленных подпунктом "г" пункта 31, пунктами 42, 44, 46, подпунктом "а" пункта 47 Правил N 354, признав правомерность требований административного органа произвести перерасчет платы по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды за указанный месяц, в соответствии с предписанием Инспекции.
Поскольку пункты 1 и 2 предписания Инспекции соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской деятельности, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания упомянутых пунктов предписания недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, а выражают несогласие с их оценкой и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А35-8006/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2015 N Ф10-2519/2015 ПО ДЕЛУ N А35-8006/2014
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала товарищество собственников жилья произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды пропорционально количеству человек, проживающих в каждом помещении, и пересчитать размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. N Ф10-2519/2015
Дело N А35-8006/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья N 55 (ОГРН 1064632044476, ИНН 4632068064, Ольшанского ул., д. 14, г. Курск, 305047): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, ИНН 4629038140, Красная площадь, д. 6, г. Курск, 305000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 55 на решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-8006/2014,
установил:
товарищество собственников жилья N 55 (далее по тексту - Товарищество, ТСЖ N 55) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее также - Инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания 10.06.2014 N 3304 (далее - предписание N 3304).
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 3 предписания N 3304. В удовлетворении остальной части требований ТСЖ N 55 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить и принять решение об удовлетворении требований ТСЖ N 55.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, ТСЖ N 55 зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда.
Распоряжением заместителя начальника Инспекции от 02.06.2014 N 3304 в отношении ТСЖ N 55 назначена внеплановая документарная проверка в связи с поступившим в административный орган обращением по вопросу правильности начисления для гражданина, проживающего в доме 14 по ул. Ольшанского города Курска (далее по тексту также - заявитель) платы за холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию.
Из материалов проверки следует, что указанный многоквартирный дом оснащен общедомовыми приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Проверкой установлено, что начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды за март 2014 года производилось ТСЖ N 55 с нарушением подпункта "г" пункта 31, пунктов 42, 44, 46, подпункта "а" пункта 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что отражено в акте проверки Инспекции от 10.06.2014 N 3304, составленном в присутствии председателя ТСЖ N 55.
10.06.2014 Инспекцией выдано предписание N 3304, согласно которому ТСЖ N 55 должно в срок до 01.09.2014 в соответствии с вышеуказанными нормами произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за март 2014 года пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) (пункт 1), пересчитать размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления за март 2014 года (пункт 2); пересчитать размер платы за водоотведение, сделав возврат начисленной суммы на общедомовые нужды за март 2014 года (пункт 3).
ТСЖ N 55, считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило ненормативный акт в арбитражном суде.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ или Кодекс) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 Кодекса, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Таким образом, Инспекция наделена полномочиями на вынесение оспариваемого предписания, и требования закона по организации и проведению внеплановой проверки Инспекцией соблюдены.
В части 1 статьи 161 Кодекса установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
На основании частей 1 и 2 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 3.1 Устава ТСЖ N 55 последнее имеет право заключать договор управления многоквартирным домом, на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в общей собственности товарищества, с любым физическим лицом или организацией любой формы собственности в соответствии с законодательством.
Товарищество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе договор энергоснабжения от 01.04.2004 N 46750066, договор на водоснабжение и водоотведение от 01.06.2012 N 53655, договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 20.12.2013 N 2311160.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 данных Правил исполнитель обязан, в том числе, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, в квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2014 года, выставленной заявителю объем холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по данному многоквартирному дому составил - 5,94 куб. м, из расчета: 222 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний общедомового прибора учета) - 227,94 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления).
Названные показания объема холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по многоквартирному дому, подтверждают, что объем данного коммунального ресурса, определенный по общедомовым приборам учета, менее чем объем этого же ресурса, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления.
В порядке, определенном пунктом 46 Правил N 354, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Как следует из пункта 47 Правил N 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае, если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Следовательно, при определении размера платы за март 2014 года начисление на общедомовые нужды не должно было производиться в силу пункта 46 Правил N 354, а исполнитель должен руководствоваться требованиями, приведенными в пункте 47 этих Правил.
Далее, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Доказательств проведения такого собрания материалы дела не содержат, соответственно, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, Товарищество должно оплачивать за счет собственных средств.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в марте 2014 года начисление платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды осуществлялось ТСЖ N 55 с нарушением положений, установленных подпунктом "г" пункта 31, пунктами 42, 44, 46, подпунктом "а" пункта 47 Правил N 354, признав правомерность требований административного органа произвести перерасчет платы по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды за указанный месяц, в соответствии с предписанием Инспекции.
Поскольку пункты 1 и 2 предписания Инспекции соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской деятельности, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания упомянутых пунктов предписания недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, а выражают несогласие с их оценкой и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А35-8006/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)