Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1963/2015

Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченным органом не была проведена оценка технического состояния многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N 33-1963/2015


Судья Чурина Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Захаровой Т.А.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, а также муниципального образования - городского округа город-герой Волгоград о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда, и понуждении к исполнению федерального законодательства,
по апелляционной жалобе представителя межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда ФИО1,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 01 декабря 2014 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, а также муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда, и понуждении к исполнению федерального законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, по результатам которого вынести заключение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, а также муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда и понуждении к исполнению федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения федерального законодательства при рассмотрении межведомственной комиссией администрации Ворошиловского района г. Волгограда вопроса о пригодности (непригодности) многоквартирного дома <адрес> для постоянного проживания.
В ходе проверки установлено, что 19 октября 2012 года на заседании межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов рассмотрено заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по вопросу признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по итогам которого принято решение о предложении собственникам помещений данного дома представить в комиссию заключение специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома и его инженерных систем, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на помещения жилого дома, технический паспорт жилого дома.
26 октября 2012 года принятое решение направлено в ООО "УК "МДМ-КомСервис" со сроком исполнения 09 ноября 2012 года.
В связи с непредставлением в комиссию указанных выше документов, администрация района 21 декабря 2012 года повторно обратилась в ООО "УК "МДМ-КомСервис" с просьбой предоставить необходимые документы в срок до 20 января 2013 года.
Однако до настоящего момента оценка технического состояния указанного многоквартирного дома не проведена.
Согласно информации администрации района от 10 октября 2014 года, решение о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного жилого дома <адрес> межведомственной комиссией не принималось, в связи с чем, граждане, проживающие в указанном доме, лишены возможности обжаловать решение межведомственной комиссии при несогласии с ним, а также предоставления гарантий, установленных действующим законодательством в случае признания жилого помещения непригодным для проживания.
На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, обязать межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, по результатам которого вынести заключение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представитель межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда ФИО1 в апелляционной жалобе оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
Прокурор отдела прокуратуры Волгоградской области Мамина Н.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить без изменения вынесенное судом первой инстанции решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 2 августа 2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 13 сентября 2012 года Инспекцией государственного жилищного надзора проведена проверка технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки N 2604.
Согласно заключению N <...> от 14 сентября 2012 года, составленному на основании указанного акта проверки, по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, <адрес>, 1953 года постройки, установлено, что кровельное покрытие находится в технически неисправном состоянии, наблюдаются трещины в листах шифера, смещения, общее состояние кровельного материала и деревянных конструкций - ветхое. Материал стен шлакоблочный, оштукатурен. В торцевой части дома, квартиры N 7, 6 наблюдается выкрашивание раствора между кладкой красного кирпича, выветривание красного кирпича, трещин не выявлено. При входе в общий тамбур квартир N 9, N 10 наблюдается проседание и зыбкость деревянных полов, перекос и провал ступеней, отслоение и бурение внутренней штукатурки стен. При обследовании помещений муниципальной квартиры N 9 на потолке наблюдается отслоение штукатурного слоя от дранки, деревянные полы в не отапливаемой кухне имеют значительные повреждения и провалы.
21 сентября 2012 года указанное заключение и акт проверки в установленном порядке направлены главе администрации Ворошиловского района г. Волгограда для рассмотрения и вынесения решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
19 октября 2012 года состоялось заседание межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции относительно многоквартирного жилого дома <адрес>, по результатам которого принято решение о необходимости предложения собственникам помещений представить в комиссию все необходимые документы, указанные в пункте 11 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального фонда, утвержденного постановлением главы Волгограда от 06 мая 2006 г. N 1043.
26 октября 2012 года копия протокола заседания межведомственной комиссии администрации района направлена в ООО "УК "МДМ-КомСервис" со сроком исполнения до 09 ноября 2012 года.
В связи с непредставлением в комиссию указанных выше документов, администрация Ворошиловского района 21 декабря 2012 года повторно обратилась в ООО "УК "МДМ-КомСервис" с просьбой предоставить необходимые документы в срок до 20 января 2013 года.
Согласно информации, представленной администрацией Ворошиловского района г. Волгограда 10 октября 2014 года на запрос прокурора Ворошиловского района Волгограда, решение о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного жилого дома <адрес> межведомственной комиссией не принималось.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что межведомственной комиссией администрации Ворошиловского района Волгограда допущено бездействие, выразившееся в не принятии решения, предусмотренного п. п. 46, 47, 49 Положения; указанное бездействие может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для собственников жилых помещений, но и для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в части признания незаконным бездействия межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются несостоятельными к отмене решения суда, поскольку судебная коллегия считает, что непредставление кем-либо из заинтересованных лиц документов в межведомственную комиссию, необходимых для принятия решения по рассматриваемым ею вопросам, с учетом предоставленных ей полномочий не может служить основанием для освобождения от обязанности по принятию одного из решений, предусмотренных соответствующим Положением.
Тем не менее, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность проведения инструментального обследования должна быть возложена на межведомственную комиссию по оценке состоянию жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, а также Постановлением Администрации Волгограда от 06 мая 2006 года N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда" на межведомственную комиссию возложена одна единственная обязанность - рассмотреть заявление и принять по нему одно из решений, указанных в п. 47 Положения.
Для исполнения указанной обязанности межведомственная комиссия наделена рядом полномочий.
В частности, в соответствии с п. 12 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования, испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
То есть, исходя из вышеизложенного, такой обязанности для межведомственной комиссии как проведение инструментального обследования жилого дома ни Постановлением Администрации Волгограда от 06 мая 2006 года N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда", ни Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворении требований прокурора о возложения на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, по результатам которого вынести заключение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении заявления в указанной части.
Между тем, характер заявленного в суд спора является публично-правовым, особенности его рассмотрения и принятия решения по данному спору регламентированы главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание, что заявление прокурора о признании бездействия межведомственной комиссии является обоснованным, судебная коллегия, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, считает необходимым возложить на межведомственную комиссию обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, которая выражается в рассмотрении заключения N 2604 Инспекции государственного жилищного надзора и принятии одного из решений в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
При этом судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о том, что отсутствие волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда на несение затрат и необходимости оплатить обследование специализированной организацией, так же, как и затруднительное финансово-экономическое состояние органа местного самоуправления может служить основанием для освобождения от исполнения обязанности по обеспечению права граждан на безопасное жилище, предусмотренного ст. 1 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

- решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 01 декабря 2014 года отменить в части возложения на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, по результатам которого вынести заключение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, а также муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград о возложении на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение инструментального обследования строительных конструкций жилого дома <адрес> Ворошиловского района г. Волгограда, по результатам которого вынести заключение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 - отказать;
- обязать межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда рассмотреть заключение N 2604 Инспекции государственного жилищного надзора и принять одно из решений в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений администрации Ворошиловского района Волгограда ФИО1 - без удовлетворения.

Судья
Волгоградского
областного суда
А.А.АНДРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)