Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия по вопросу ответственности управляющей компании в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 (судья Мойсеева Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Жаткина С.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-23566/2014
по исковому заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (ОГРН 1093444006842) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (далее - ответчик, ООО "УК Центрального района") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, урегулированы разногласия между сторонами, возникшие при заключении договора управления многоквартирным домом в следующей редакции:
Пункт 1.1. По настоящему договору Управляющая организация по заданию Собственник(а/ов) помещени(я/й) в многоквартирном доме, в течение согласованного настоящим договором срока, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность, а также выполнение неотложных непредвиденных работ, а Собственник(и) помещении(я/й) в многоквартирном доме обязуется(ются) оплачивать услуги Управляющей организации в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
Пункт 1.2. Исключить.
Пункт 1.4. Перечень коммунальных услуг, предоставление которых осуществляет Управляющая организация, и порядок расчетов, указываются в Приложениях N 3, N 4 к настоящему договору.
Пункт 2.1.12. Исключить.
Пункт 2.1.13. Предоставлять Собственник(у/ам) помещении(я/й) не позднее пятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, акт выполненных работ и счет-фактуру для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Пункт 2.3.1. Своевременно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в полном объеме, на основании счетов-фактур и актов выполненных работ, выставленных Управляющей организацией, производить оплату за жилищно-коммунальные и иные необходимые услуги. Обязанность по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг возникает у Собственника с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме.
Пункт 2.3.8. Предоставлять информацию о лицах (контактные телефоны, адреса, и др. виды связи), имеющих право доступа в помещение Собственник(а/ов) в случае его(их) отсутствия, для устранения аварийных ситуаций.
Пункт 2.3.25. Исключить.
Пункт 2.4.1. Требовать от Управляющей организации надлежащего исполнения принятых обязательств в объеме финансирования, фактически произведенного Собственниками. Собственник имеет право проводить экспертизу исполнения договора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 3.4. Исключить.
Пункт 3.5. В случае принятия Собственниками на общем собрании Решения о проведении дополнительных работ и услуг, не предусмотренных настоящим контрактом, такие работы и услуги оплачиваются Собственниками дополнительно и оказываются Управляющей организацией в рамках других контрактов (договоров).
Пункт 4.4. В случае просрочки исполнения Собственником обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Управляющая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. За ненадлежащее исполнение Собственником обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Собственником уплачивается штраф, размер которого устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки).
Пункт 4.5. В случае просрочки исполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Собственник направляет Управляющей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Управляющей организацией. За ненадлежащее исполнение Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки).
Пункт 8.4. Неотъемлемой частью настоящего договора являются Приложения:
Приложение N 1. Перечень услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Приложение N 2. Минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Приложение N 3. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией.
Приложение N 4 Методика расчета стоимости коммунальных услуг для нежилых помещений, предоставленных на ОДН.
Приложение N 5. Перечень документов, необходимых для заключения договора".
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами в части принятия пункта 4.5 спорного договора в редакции истца, ООО "УК Центрального района" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций (в указанной части) и принять по делу новый судебный акт, изложив пункт 4.5 договора в редакции ответчика, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами не были приняты во внимание специальные нормы об ответственности для управляющих организаций, ответчик полагает, что пункт 4.5 договора следует изложить в редакции: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг по настоящему договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491". Более подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе.
Поскольку заявителем кассационной жалобы решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда обжалуются только в части принятия пункта 4.5 спорного договора в редакции истца, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется; суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что истцом в адрес ответчика был направлен подписанный и скрепленный печатью договор управления многоквартирным домом с протоколом разногласий.
Ответчик в адрес истца представил протокол согласования разногласий к договору управления многоквартирным домом.
Являясь управляющей организацией, ООО "УК Центрального района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Услуги управляющей организацией могут оказываться как собственными силами, так и путем привлечения третьих лиц (подрядных и ресурсоснабжающих организаций).
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по оспариваемым пунктам указанного договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оспариваемый ответчиком пункт 4.5 договора изложен судами в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Собственник направляет Управляющей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Управляющей организацией. За ненадлежащее исполнение Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки)".
Ответчик предложил свою редакцию данного пункта: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг по настоящему договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491".
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования истца, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю (собственнику) осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 вышеуказанных Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В силу пункта 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
- Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать в том числе: наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг); порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом; сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
- - порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги;
- В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе, подпункт 2 - перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Отклоняя доводы ответчика в отношении редакции договора по пункту 4.5, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с частью 1 статьи 1 Закона).
Согласно частям 4, 6 статьи 34 названного Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Поскольку Закон N 44-ФЗ определяет специфику статуса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нормы части 4 статьи 34 данного Закона имеют приоритет над условиями ответственности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и от 13.08.2006 N 491.
Отношения, возникающие при размещении заказов, отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Ссылка ответчика на часть 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) не может быть принята во внимание, поскольку из содержания данной нормы следует, что применение или неприменение требований части 4 статьи 34 к заключаемому договору зависит от воли заказчика, а не поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положениями названной статьи предусмотрено, что при заключении контракта (договора) в случаях, указанных в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом может быть заключен либо по соглашению сторон, но в пределах норм Закона N 44-ФЗ, позволяющего не применять требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34, либо при не достижении согласия - в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку в определенной законом или договором сумме в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства.
Частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет штрафа, включенный истцом в договор, судами проверен и признан обоснованным, поскольку рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ подлежат отклонению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
Таким образом, оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела и не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А12-23566/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2015 N Ф06-21820/2013 ПО ДЕЛУ N А12-23566/2014
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора управления многоквартирным домом.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия по вопросу ответственности управляющей компании в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. N Ф06-21820/2013
Дело N А12-23566/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 (судья Мойсеева Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Жаткина С.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-23566/2014
по исковому заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (ОГРН 1093444006842) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (далее - ответчик, ООО "УК Центрального района") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014, урегулированы разногласия между сторонами, возникшие при заключении договора управления многоквартирным домом в следующей редакции:
Пункт 1.1. По настоящему договору Управляющая организация по заданию Собственник(а/ов) помещени(я/й) в многоквартирном доме, в течение согласованного настоящим договором срока, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность, а также выполнение неотложных непредвиденных работ, а Собственник(и) помещении(я/й) в многоквартирном доме обязуется(ются) оплачивать услуги Управляющей организации в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
Пункт 1.2. Исключить.
Пункт 1.4. Перечень коммунальных услуг, предоставление которых осуществляет Управляющая организация, и порядок расчетов, указываются в Приложениях N 3, N 4 к настоящему договору.
Пункт 2.1.12. Исключить.
Пункт 2.1.13. Предоставлять Собственник(у/ам) помещении(я/й) не позднее пятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, акт выполненных работ и счет-фактуру для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Пункт 2.3.1. Своевременно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в полном объеме, на основании счетов-фактур и актов выполненных работ, выставленных Управляющей организацией, производить оплату за жилищно-коммунальные и иные необходимые услуги. Обязанность по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг возникает у Собственника с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме.
Пункт 2.3.8. Предоставлять информацию о лицах (контактные телефоны, адреса, и др. виды связи), имеющих право доступа в помещение Собственник(а/ов) в случае его(их) отсутствия, для устранения аварийных ситуаций.
Пункт 2.3.25. Исключить.
Пункт 2.4.1. Требовать от Управляющей организации надлежащего исполнения принятых обязательств в объеме финансирования, фактически произведенного Собственниками. Собственник имеет право проводить экспертизу исполнения договора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 3.4. Исключить.
Пункт 3.5. В случае принятия Собственниками на общем собрании Решения о проведении дополнительных работ и услуг, не предусмотренных настоящим контрактом, такие работы и услуги оплачиваются Собственниками дополнительно и оказываются Управляющей организацией в рамках других контрактов (договоров).
Пункт 4.4. В случае просрочки исполнения Собственником обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Управляющая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. За ненадлежащее исполнение Собственником обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Собственником уплачивается штраф, размер которого устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки).
Пункт 4.5. В случае просрочки исполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Собственник направляет Управляющей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Управляющей организацией. За ненадлежащее исполнение Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки).
Пункт 8.4. Неотъемлемой частью настоящего договора являются Приложения:
Приложение N 1. Перечень услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Приложение N 2. Минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Приложение N 3. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией.
Приложение N 4 Методика расчета стоимости коммунальных услуг для нежилых помещений, предоставленных на ОДН.
Приложение N 5. Перечень документов, необходимых для заключения договора".
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами в части принятия пункта 4.5 спорного договора в редакции истца, ООО "УК Центрального района" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций (в указанной части) и принять по делу новый судебный акт, изложив пункт 4.5 договора в редакции ответчика, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами не были приняты во внимание специальные нормы об ответственности для управляющих организаций, ответчик полагает, что пункт 4.5 договора следует изложить в редакции: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг по настоящему договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491". Более подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе.
Поскольку заявителем кассационной жалобы решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда обжалуются только в части принятия пункта 4.5 спорного договора в редакции истца, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется; суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что истцом в адрес ответчика был направлен подписанный и скрепленный печатью договор управления многоквартирным домом с протоколом разногласий.
Ответчик в адрес истца представил протокол согласования разногласий к договору управления многоквартирным домом.
Являясь управляющей организацией, ООО "УК Центрального района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Услуги управляющей организацией могут оказываться как собственными силами, так и путем привлечения третьих лиц (подрядных и ресурсоснабжающих организаций).
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по оспариваемым пунктам указанного договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оспариваемый ответчиком пункт 4.5 договора изложен судами в следующей редакции: "В случае просрочки исполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Собственник направляет Управляющей организации требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Управляющей организацией. За ненадлежащее исполнение Управляющей организацией обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы 2,5% от цены контракта и составляет 1646 рублей 43 копейки (одна тысяча шестьсот сорок шесть рублей 43 копейки)".
Ответчик предложил свою редакцию данного пункта: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг по настоящему договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491".
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования истца, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю (собственнику) осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 вышеуказанных Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В силу пункта 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
- Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать в том числе: наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг); порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом; сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
- - порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги;
- В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе, подпункт 2 - перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Отклоняя доводы ответчика в отношении редакции договора по пункту 4.5, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с частью 1 статьи 1 Закона).
Согласно частям 4, 6 статьи 34 названного Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Поскольку Закон N 44-ФЗ определяет специфику статуса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нормы части 4 статьи 34 данного Закона имеют приоритет над условиями ответственности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и от 13.08.2006 N 491.
Отношения, возникающие при размещении заказов, отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Ссылка ответчика на часть 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) не может быть принята во внимание, поскольку из содержания данной нормы следует, что применение или неприменение требований части 4 статьи 34 к заключаемому договору зависит от воли заказчика, а не поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положениями названной статьи предусмотрено, что при заключении контракта (договора) в случаях, указанных в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом может быть заключен либо по соглашению сторон, но в пределах норм Закона N 44-ФЗ, позволяющего не применять требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34, либо при не достижении согласия - в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку в определенной законом или договором сумме в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства.
Частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет штрафа, включенный истцом в договор, судами проверен и признан обоснованным, поскольку рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ подлежат отклонению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
Таким образом, оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела и не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А12-23566/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)