Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2015 N Ф10-2191/2015 ПО ДЕЛУ N А64-3748/2014

Требование: О взыскании задолженности, образовавшейся в связи с внедоговорными поставками тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По утверждению истца, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения между сторонами фактически сложились договорные отношения. Истец ссылается на неоплату образовавшейся задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N Ф10-2191/2015

Дело N А64-3748/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Козелкина И.И.
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца
ООО "Котовская теплосетевая компания" не явился, извещен
от ответчика
ООО "Жилищное строительство" Прохоровский Д.Н. (дов. от 03.06.2015), Котова О.В. (дов. от 10.03.2015)
от третьего лица
ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилищное хозяйство" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А64-3748/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (далее - ООО "Котовская теплосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (далее - ООО "Жилищное хозяйство", ответчик) о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с внедоговорными поставками тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищное хозяйство", произведенными в период с января по апрель 2014 года (4 месяца), в размере 1 483 447 руб. 06 коп., в том числе: за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления - 1 362 807 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения - 120 639 руб. 92 коп. (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс" (далее - ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. по делу N А64-3748/2014 отменено.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (ОГРН 1056864643208, ИНН 6825504271) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (ОГРН 1136820000690, ИНН 6825005868) 1 483 447 руб. 06 коп. задолженности за период с января по апрель 2014 года, в том числе: за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления - 362 807 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения - 120 639 руб. 92 коп., а также 29 834 руб. 47 коп. судебных расходов по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ООО "Жилищное хозяйство", обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Центрального округа.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Котовская теплосетевая компания" является энергоснабжающей организацией города Котовска Тамбовской области, выступающей в роли поставщика тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения. Основной группой потребителей услуг является население города, проживающее в многоквартирных домах.
По утверждению истца, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между ООО "Котовская теплосетевая компания" и ООО "Жилищное хозяйство" фактически сложились договорные отношения.
При расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов истцом применены тарифы на услуги теплоснабжения, установленные приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 279-т от 26.12.2013 г., N 278-т от 26.12.2013 г.
Неоплата образовавшейся задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде, оставление ответчиком претензионного письма N 131 от 17.04.2014 г. без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствует субъективное материальное право требовать от ответчика исполнения обязательства по данному спору, поскольку ООО "Жилищное хозяйство" в рассматриваемых правоотношениях не подпадает под понятие "исполнителя коммунальных услуг" и, соответственно, не является ненадлежащим ответчиком по делу.
При этом суд области исходил из отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде в соответствии с требованиями "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, а также принял во внимание тот факт, что поставленные и потребленные коммунальные ресурсы (теплоснабжение, горячее водоснабжение) оплачивают истцу (ресурсоснабжающей организации) непосредственно собственники (пользователи) жилых (нежилых) помещений многоквартирных домов города Котовска.
Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Апелляционный суд выводы суда области признал сделанными без учета требований закона и оценки ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда законными и основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 14 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В случае, если собственники помещений в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, указанное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354)
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по своевременной оплате полученных коммунальных услуг.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 ЖК РФ собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, но письменный договор на поставку коммунального ресурса отсутствует, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и своевременно рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, обстоятельства отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде, а также оплаты истцу, как ресурсоснабжающей организации, потребленных коммунальных ресурсов непосредственно собственниками жилых/нежилых помещений многоквартирных домов не свидетельствуют об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Частью 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, опубликованных на официальном сайте ООО "Жилищное хозяйство" в сети Интернет: http://www.kotovsk-gh.ru, ответчик в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. осуществлял функции управления многоквартирными домами, расположенными в городе Котовске Тамбовской области. Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищное хозяйство", также отражен на официальном сайте общества.
Факт нахождения в управлении ООО "Жилищное хозяйство" домов, расположенных в г. Котовске, а также то обстоятельство, что жильцы указанных домов в период с января по апрель 2014 года потребляли коммунальный ресурс, поставляемый ООО "Котовская теплосетевая компания", ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не оспорены и не опровергнуты (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционный суд правильно указал на то, что между сторонами в спорный период фактически сложились правоотношения по исполнению договора энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.08.2014 г. между ООО "Котовская теплосетевая компания" (заказчик) и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" был заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг N 34-К, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по заданию заказчика и за его счет оказывать информационно-аналитические услуги по предоставлению и обработке информации, используемой заказчиком для формирования величин полезного отпуска, планирования величин денежных потоков и контроля соответствия нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическим показателям полезного отпуска по следующим предоставляемым ресурсам: теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории г. Котовска Тамбовской области (п. 1.1 договора).
В соответствии с данными, представленными ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" истцу задолженность ООО "Жилищное хозяйство" перед ООО "Котовская теплосетевая компания" за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период времени с января 2014 года по апрель 2014 года составляет 1 483 447 руб. 06 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком, в свою очередь, доказательств, опровергающих факт поставки тепловой энергии за указанный период в заявленном истцом объеме, а также подтверждающих оплату потребленной энергии за указанный период в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика о том, что поставляемый истцом в период с января по апрель 2014 года коммунальный ресурс был ненадлежащего качества (превышение допустимого отклонения температуры горячей воды в подающем трубопроводе), в связи, с чем плата за оказанную коммунальную услугу должна быть снижена в соответствии с Правилами N 354 на сумму 825 891 руб. 82 коп., правомерно отклонены апелляционным судом, поскольку доказательств некачественной поставки не представлено. Документы, предусмотренные разделом X Правил N 354 при некачественной поставке не составлялись.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 АПК РФ, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера задолженности ответчика за потребленный коммунальный ресурс ввиду ненадлежащего его качества и исковые требования ООО "Котовская теплосетевая компания" удовлетворил в заявленном размере.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебного акта не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А64-3748/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
И.И.КОЗЕЛКИН

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)