Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 6 марта 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей В.А. Сидоренко, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Александровское" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Александровское" (ИНН 3827008909, ОГРН 1053827034392) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ИНН 3808171877, ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-677/13 от 10.07.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Александровское" (далее заявитель, Общество, ООО "Александровское") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-677/13 от 10.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 9 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Александровское" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Общество не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Александровское" зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением основного государственного регистрационного номера 1053827034392.
Основными видами осуществляемой Обществом предпринимательской деятельности являются: оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общество является организацией, обслуживающей, в том числе, жилые дома, расположенные по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
На основании распоряжения руководителя административного органа от 28.05.2013 N 2304-ср-п, должностным лицом Службы в отношении ООО "Александровское" проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов.
При проведении проверки был обследован жилищный фонд, находящийся в управлении ООО "Александровское", расположенный по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, выразившиеся в следующем:
- - не исправны слуховые окна - отсутствуют жалюзийные решетки по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - нарушена герметичность вытяжных шахт естественной вентиляции (очаговые разрушения вентиляционных коробов на чердаке, неплотности в конструкциях) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправны наружные ограждающие конструкции по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны межпанельные швы по фасаду здания по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны металлические ограждения лестничных маршей в подъезде N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - повреждены части ограждений лестничных маршей (частично отсутствуют в подъездах перемычки в лестничных ограждениях между этажами) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 20; ул. Некрасова, дома NN 3,5;
- - не исправны остекления оконных заполнений в подъезде (отсутствуют внутренние рамы и остекление второй нитки) подъезд N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - не соблюдена периодичность ремонта подъездов, не исправен штукатурно-малярный слой стен, потолков на лестничных площадках, тамбурах в подъездах по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дом N 3;
- - не исправны бетонные полы, лестничные марши в подъездах N 1; N 2; N 3; N 4 в виде трещин, углублений, сколов по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - в чердачном помещении мусор по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - отсутствует теплоизоляция на трубопроводах холодного водоснабжения, отопления по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна антикоррозионная защита трубопроводов системы теплоснабжения, холодного водоснабжения по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дом N 8, 16, 18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна электропроводка и электрооборудование в местах общего пользования (в подвале и подъезде отсутствуют плафоны, поэтажные электрощиты открыты, электрощитовая открыта, отсутствует освещение в подвальном помещении, соединение жил проводов выполнено не в распределительных коробках и без применения одного из видов соединения (опрессовки, сварки, пайки или сжимов) не изолированы места соединения жил проводов, не ограничена возможность случайного прикосновения к токоведущим частям по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Мичурина, дома NN 16,18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5;
- - не исправна запорная арматура вентилей на трубопроводах отопления, холодного водоснабжения в подвальном помещении (не отревизирована, наличие коррозии) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20;
- - отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, номеров квартир по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20, ул. Некрасова, дом N 5, ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправна обшивка стен, отсутствуют фрагменты, отслоение окрасочного слоя, частично обшивка деформирована и отошла от стен по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, дома NN 16, 18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5.
По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки N 2304/13-1 от 27 июня 2013 года.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 2304/13-1 от 01.07.2013 о нарушении ООО "Александровское" пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204 и совершения правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Службы N 1-677/13 от 10.07.2013 по делу об административном правонарушении, ООО "Александровское" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- - доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 1.1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно подпункту а) пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Управляющая организация является субъектом указанного административного правонарушения в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 этих же Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 обязательны для исполнения коммерческими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 указано, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Как отмечалось выше, ООО "Александровское" выполняет функции управляющей организации по обслуживанию, в том числе, жилых домов, расположенных по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства по делу, принимая во внимание вышеуказанные нормы жилищного законодательства, Общество как управляющая организация обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
Между тем, в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Обществом пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, выразившиеся в том, что:
- - не исправны слуховые окна - отсутствуют жалюзийные решетки по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - нарушена герметичность вытяжных шахт естественной вентиляции (очаговые разрушения вентиляционных коробов на чердаке, неплотности в конструкциях) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправны наружные ограждающие конструкции по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны межпанельные швы по фасаду здания по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны металлические ограждения лестничных маршей в подъезде N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - повреждены части ограждений лестничных маршей (частично отсутствуют в подъездах перемычки в лестничных ограждениях между этажами) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 20; ул. Некрасова, дома NN 3,5;
- - не исправны остекления оконных заполнений в подъезде (отсутствуют внутренние рамы и остекление второй нитки) подъезд N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - не соблюдена периодичность ремонта подъездов, не исправен штукатурно-малярный слой стен, потолков на лестничных площадках, тамбурах в подъездах по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дом N 3;
- - не исправны бетонные полы, лестничные марши в подъездах N 1; N 2; N 3; N 4 в виде трещин, углублений, сколов по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - в чердачном помещении мусор по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - отсутствует теплоизоляция на трубопроводах холодного водоснабжения, отопления по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна антикоррозионная защита трубопроводов системы теплоснабжения, холодного водоснабжения по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дом N 8, 16, 18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна электропроводка и электрооборудование в местах общего пользования (в подвале и подъезде отсутствуют плафоны, поэтажные электрощиты открыты, электрощитовая открыта, отсутствует освещение в подвальном помещении, соединение жил проводов выполнено не в распределительных коробках и без применения одного из видов соединения (опрессовки, сварки, пайки или сжимов) не изолированы места соединения жил проводов, не ограничена возможность случайного прикосновения к токоведущим частям по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Мичурина, дома NN 16,18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5;
- - не исправна запорная арматура вентилей на трубопроводах отопления, холодного водоснабжения в подвальном помещении (не отревизирована, наличие коррозии) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20;
- - отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, номеров квартир по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20, ул. Некрасова, дом N 5, ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправна обшивка стен, отсутствуют фрагменты, отслоение окрасочного слоя, частично обшивка деформирована и отошла от стен по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, дома NN 16, 18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (протоколом об административном правонарушении N 2304/13-1 от 01.07.2013, актом проверки N 2304/13-1 от 27.06.2013) подтверждается, что ООО "Александровское" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, несмотря на то, что спорный жилой фонд находится в управлении Общества.
Надлежащих доказательств обратного, ООО "Александровское" ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО "Александровское" по статьи 7.22 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы Общества и об отсутствии в его действиях вины и состава вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку, понятие "управляющая организация" используется в ЖК Российской Федерации и в качестве одной из сторон как договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 162), так и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 1.2 статьи 164).
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства, указанные доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы, в том числе, о том, что жилой фонд, обследованный в ходе проверки не находится в управлении Общества, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Александровское" было извещено заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 28.3, 23.55 КоАП РФ соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, а мера наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. назначена в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
При изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется приведенный порядок обжалования.
Рассмотрев апелляционную не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 суд апелляционной инстанции руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А19-12326/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А19-12326/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 6 марта 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей В.А. Сидоренко, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Александровское" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Александровское" (ИНН 3827008909, ОГРН 1053827034392) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ИНН 3808171877, ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-677/13 от 10.07.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Александровское" (далее заявитель, Общество, ООО "Александровское") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-677/13 от 10.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 9 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Александровское" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Общество не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Александровское" зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением основного государственного регистрационного номера 1053827034392.
Основными видами осуществляемой Обществом предпринимательской деятельности являются: оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общество является организацией, обслуживающей, в том числе, жилые дома, расположенные по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
На основании распоряжения руководителя административного органа от 28.05.2013 N 2304-ср-п, должностным лицом Службы в отношении ООО "Александровское" проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов.
При проведении проверки был обследован жилищный фонд, находящийся в управлении ООО "Александровское", расположенный по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, выразившиеся в следующем:
- - не исправны слуховые окна - отсутствуют жалюзийные решетки по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - нарушена герметичность вытяжных шахт естественной вентиляции (очаговые разрушения вентиляционных коробов на чердаке, неплотности в конструкциях) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправны наружные ограждающие конструкции по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны межпанельные швы по фасаду здания по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны металлические ограждения лестничных маршей в подъезде N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - повреждены части ограждений лестничных маршей (частично отсутствуют в подъездах перемычки в лестничных ограждениях между этажами) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 20; ул. Некрасова, дома NN 3,5;
- - не исправны остекления оконных заполнений в подъезде (отсутствуют внутренние рамы и остекление второй нитки) подъезд N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - не соблюдена периодичность ремонта подъездов, не исправен штукатурно-малярный слой стен, потолков на лестничных площадках, тамбурах в подъездах по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дом N 3;
- - не исправны бетонные полы, лестничные марши в подъездах N 1; N 2; N 3; N 4 в виде трещин, углублений, сколов по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - в чердачном помещении мусор по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - отсутствует теплоизоляция на трубопроводах холодного водоснабжения, отопления по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна антикоррозионная защита трубопроводов системы теплоснабжения, холодного водоснабжения по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дом N 8, 16, 18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна электропроводка и электрооборудование в местах общего пользования (в подвале и подъезде отсутствуют плафоны, поэтажные электрощиты открыты, электрощитовая открыта, отсутствует освещение в подвальном помещении, соединение жил проводов выполнено не в распределительных коробках и без применения одного из видов соединения (опрессовки, сварки, пайки или сжимов) не изолированы места соединения жил проводов, не ограничена возможность случайного прикосновения к токоведущим частям по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Мичурина, дома NN 16,18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5;
- - не исправна запорная арматура вентилей на трубопроводах отопления, холодного водоснабжения в подвальном помещении (не отревизирована, наличие коррозии) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20;
- - отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, номеров квартир по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20, ул. Некрасова, дом N 5, ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправна обшивка стен, отсутствуют фрагменты, отслоение окрасочного слоя, частично обшивка деформирована и отошла от стен по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, дома NN 16, 18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5.
По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки N 2304/13-1 от 27 июня 2013 года.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 2304/13-1 от 01.07.2013 о нарушении ООО "Александровское" пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204 и совершения правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Службы N 1-677/13 от 10.07.2013 по делу об административном правонарушении, ООО "Александровское" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- - доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 1.1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно подпункту а) пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Управляющая организация является субъектом указанного административного правонарушения в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 этих же Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 обязательны для исполнения коммерческими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 указано, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Как отмечалось выше, ООО "Александровское" выполняет функции управляющей организации по обслуживанию, в том числе, жилых домов, расположенных по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, д. 11, 20; ул. Некрасова, д. 3, 5; ул. Мичурина, д. 8, 16, 18; ул. Нагорная, д. 1, 1А, 5.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства по делу, принимая во внимание вышеуказанные нормы жилищного законодательства, Общество как управляющая организация обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
Между тем, в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Обществом пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, выразившиеся в том, что:
- - не исправны слуховые окна - отсутствуют жалюзийные решетки по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - нарушена герметичность вытяжных шахт естественной вентиляции (очаговые разрушения вентиляционных коробов на чердаке, неплотности в конструкциях) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3, 5; ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправны наружные ограждающие конструкции по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны межпанельные швы по фасаду здания по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Некрасова, дом N 5;
- - не исправны металлические ограждения лестничных маршей в подъезде N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - повреждены части ограждений лестничных маршей (частично отсутствуют в подъездах перемычки в лестничных ограждениях между этажами) по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 20; ул. Некрасова, дома NN 3,5;
- - не исправны остекления оконных заполнений в подъезде (отсутствуют внутренние рамы и остекление второй нитки) подъезд N 1-4эт. по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - не соблюдена периодичность ремонта подъездов, не исправен штукатурно-малярный слой стен, потолков на лестничных площадках, тамбурах в подъездах по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дом N 3;
- - не исправны бетонные полы, лестничные марши в подъездах N 1; N 2; N 3; N 4 в виде трещин, углублений, сколов по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - в чердачном помещении мусор по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11;
- - отсутствует теплоизоляция на трубопроводах холодного водоснабжения, отопления по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна антикоррозионная защита трубопроводов системы теплоснабжения, холодного водоснабжения по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дом N 8, 16, 18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не исправна электропроводка и электрооборудование в местах общего пользования (в подвале и подъезде отсутствуют плафоны, поэтажные электрощиты открыты, электрощитовая открыта, отсутствует освещение в подвальном помещении, соединение жил проводов выполнено не в распределительных коробках и без применения одного из видов соединения (опрессовки, сварки, пайки или сжимов) не изолированы места соединения жил проводов, не ограничена возможность случайного прикосновения к токоведущим частям по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дом N 11; ул. Мичурина, дома NN 16,18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5;
- - не исправна запорная арматура вентилей на трубопроводах отопления, холодного водоснабжения в подвальном помещении (не отревизирована, наличие коррозии) по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11,20; ул. Некрасова, дома NN 3,5; ул. Мичурина, дома NN 8,16,18; ул. Нагорная, дом N 5;
- - не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20;
- - отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, номеров квартир по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Чапаева, дома NN 11, 20, ул. Некрасова, дом N 5, ул. Мичурина, дом N 8;
- - не исправна обшивка стен, отсутствуют фрагменты, отслоение окрасочного слоя, частично обшивка деформирована и отошла от стен по адресам: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, дома NN 16, 18; ул. Нагорная, дома NN 1, 1 "А", 5.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (протоколом об административном правонарушении N 2304/13-1 от 01.07.2013, актом проверки N 2304/13-1 от 27.06.2013) подтверждается, что ООО "Александровское" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению пунктов 2.1.2, 4.6.1.25, 5.5.6, 5.7.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14, 4.2.3.2, 4.2.5.2, 4.2.1.7, 3.2.1, 4.8.1, 4.8.7, 4.7.2, 4.8.14, 3.2.8, 3.2.9, 4.8.4, 4.6.1.1, 5.8.3, 5.8.6, 5.2.22, 4.10.1, 5.2.16, 3.2.18, 4.1.3, 5.6.2, 5.6.1, 5.6.6, 2.6.1, 2.6.13 (г), 5.2.18, 5.2.19, 5.2.20, 3.4.1, 3.5.2, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.12 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 2.1.21, 2.1.25, 2.1.26 Правил устройства электроустановок" (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 20.10.1977, пунктов 1.7.49, 7.1.9 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), утвержденных Приказом Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, несмотря на то, что спорный жилой фонд находится в управлении Общества.
Надлежащих доказательств обратного, ООО "Александровское" ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ООО "Александровское" по статьи 7.22 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава этого административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы Общества и об отсутствии в его действиях вины и состава вмененного ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Общество не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку, понятие "управляющая организация" используется в ЖК Российской Федерации и в качестве одной из сторон как договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 162), так и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 1.2 статьи 164).
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства, указанные доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы, в том числе, о том, что жилой фонд, обследованный в ходе проверки не находится в управлении Общества, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Александровское" было извещено заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования статей 28.3, 23.55 КоАП РФ соблюдены.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, а мера наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. назначена в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
При изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется приведенный порядок обжалования.
Рассмотрев апелляционную не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 суд апелляционной инстанции руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2014 года по делу N А19-12326/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)