Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети",
апелляционное производство N 05АП-4087/2015
на решение от 24.03.2015
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-681/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)
о признании недействительным предписания,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Мокров А.Э. по доверенности от 25.06.2014 N 51/431, сроком на один год;
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель Кузнецов П.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 51-32-01, сроком до 31.12.2015;
- установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - административный орган, инспекция, жилищная инспекция) от 28.11.2014 N 51-04-14/339.
Решением от 24.03.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что не является исполнителем коммунальных услуг, так как является ресурсоснабжающей организацией, и что не имеет в собственности или владении присоединенных сетей к абонентам, в связи с чем не оказывает коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения непосредственно абоненту. В этой связи считает, что не может отвечать за недостатки всей системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, так как ответственность за качество горячей воды должны нести, как теплоснабжающая организация, так и организации, эксплуатирующие разводящие и внутридомовые сети горячего водоснабжения. Настаивает на том, что в спорной ситуации исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, которая обязана заключить договор с поставщиком ресурсов, то есть с заявителем, и которая должна нести ответственность за качество предоставляемой услуги в пределах установленной договором и законом ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель жилищной инспекции на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В связи с обращениями N 51гр-4777 и N 51гр-4851 собственников помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Новожилова в г. Владивостоке приказом инспекции от 25.11.2014 N 51-09-1667 в отношении общества было назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки административным органом были проведены замеры температуры горячего водоснабжения, в ходе которых было установлено, что в точке забора на входе в многоквартирный дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке температура горячей воды составила +39,3°С, в точке забора в ванной комнате жилого помещения N 6 температура горячего водоснабжения составила +39,1°С. При этом инспекцией было выявлено, что в многоквартирном доме отсутствует циркуляционный водопровод обратной подачи, что препятствует циркуляции в многоквартирном доме горячей воды.
Установив данные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг).
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверке от 28.11.2014 N 51-04-13/945
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 51-04-14/339 от 28.11.2014 о необходимости в срок до 28.01.2015 организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, в котором определено, что за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель осуществляет поставку тепловой энергии в виде горячей воды жителям дома N 9 по ул. Новожилова ненадлежащего качества, в связи с чем оспариваемое предписание инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы арбитражного суда апелляционная коллегия находит правильными и соответствующими нормам действующего законодательства исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по улице Новожилова, 9 в г. Владивостоке.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ, Кодекс) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 157 Кодекса предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Подпунктом "б" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 31 этих же Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Указанной обязанности корреспондирует право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Как установлено пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, одним из требований к качеству коммунальных услуг относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пунктам 2.2, 2.4 указанных СанПиН горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность; качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Указанным пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, согласно которым за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе проверки установлено, что температура горячей воды на вводе в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке составила +39,3°C, а температура воды горячего водоснабжения в точке забора в жилом помещении N 6 многоквартирного дома составила +39,1°C.
Факт несоответствия на дату проведения проверки температуры горячей воды в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке санитарным нормам и правилам установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 28.11.2014 N 51-04-13/945, и обществом не оспаривается.
Соответственно у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Доводы общества о том, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем основания для выдачи ему предписания отсутствовали, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 указанных Правил, в частности, ресурсоснабжающая организация, с которой собственниками жилых помещений в многоквартирном доме заключены договоры, названные в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, в том числе путем совершения конклюдентных действий. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Как усматривается из материалов дела, протоколом N 2 от 29.04.2012 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Новожилова, 9 (том N 2 л.д. 158-162) принято решение об оплате всех коммунальных услуг жильцами напрямую ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных услуг), минуя посредника исполнителя услуг в лице управляющей организации.
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям об оплате (том N 2 л.д. 14-16, 155-156) на имя собственников квартир в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке открыты лицевые счета, ежемесячно обществом выставляется счет-квитанция для расчета за использованную тепловую энергию, плата за указанную коммунальную услугу вносится собственниками жилых помещений и потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирном доме обществу в соответствии с выставленными счетами-квитанциями.
Таким образом, общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс и поставляющая данный ресурс потребителям спорного дома за плату, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, следовательно, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Факт предоставления обществом коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома N 9 по ул. Новожилова подтверждается также договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N 05-13/57-18 от 28.11.2012, заключенного между обществом (теплоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - теплосетевая организация, МУПВ "ВПЭС").
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора общество поставляет через тепловые сети теплосетевой организации тепловую энергию в горячей воде и в паре - теплоноситель, своим абонентам, присоединенных к эксплуатируемым теплосетевой организацией тепловым сетям, а теплосетевая организация принимает из сетей общества тепловую энергию, теплоноситель транспортирует его в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей теплосетевой организации, абонентам, находящимся в договорных отношениях с обществом, осуществляя эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей, принадлежащих на праве хозяйственного ведения тепловой организации, а общество обязуется оплачивать указанные услуги тепловой организации.
Согласно пункту 3.1.1 договора общество обязуется поддерживать на границе балансовой принадлежности тепловых сетей тепловой организации и теплоснабжающей организации показатели качества тепловой энергии, в том числе показатели качества сетевой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 3.2.4 названного договора предусмотрено, что теплоснабжающая организация имеет право систематически контролировать состояние присоединенной тепловой сети и оборудования теплосетевой организации. Составлять двусторонние акты с участием уполномоченного представителя теплосетевой организации на выявленные нарушения: сверхнормативный расход сетевой воды, утечки, порывы, нарушение тепловых и гидравлических режимов, нарушенной или полностью отсутствующей теплоизоляции, самовольные подключения и прочие сверхнормативные потери.
Кроме того, в силу пункта 3.2.5 договора N 05-13/57-18 от 28.11.2012 теплоснабжающая организация имеет право требовать от теплосетевой организации оперативной информации о состоянии сетей, обо всех прекращениях подачи тепловой энергии абонентам теплоснабжающей организации, проводимых теплосетевой организацией.
Из анализа приведенных положений названных договоров следует, что обязанность за предоставление потребителям качественной услуги по горячему водоснабжению лежит на ресурсоснабжающей организации - обществе. При этом ОАО "ДГК" имеет право контролировать состояние присоединенной тепловой сети и оборудования теплосетевой организации, с которой заключен договор транспортировки тепловой энергии.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что обязанность по поддержанию температурного режима предоставляемой абонентам (жителям дома N 9 по ул. Новожилова) горячей воды несет теплосетевая организация, а именно МУПВ "ВПЭС".
Разграничение эксплуатационной ответственности между обществом и МУПВ "ВПЭС", эксплуатирующей центральный тепловой пункт, обязанность заявителя по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества не отменяет.
Указание заявителя жалобы на то, что ответственность за качество предоставляемой услуги по горячему водоснабжению должна нести управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг по договору с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, судебной коллегией также не принимается.
Действительно Правилами N 354 предусмотрена необходимость оформления взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) и потребителем коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13 и 54 названных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
Между тем, как уже было указано выше, в спорной ситуации поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в дом, что не позволило обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов. Соответственно основания считать управляющую компанию лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, не имеется.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения был поставлен в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, в том числе посредством использования тепловых сетей, эксплуатирующихся теплосетевой организацией (МУПВ "ВПЭС"), надлежащего качества.
Принимая во внимание, что заявитель в нарушение подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 не обеспечил подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, жилищная инспекция обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 28.11.2014 N N 51-04-14/339, которым указала на необходимость восстановить подачу коммунальной услуги надлежащего качества и производить расчет платы с учетом пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Учитывая, что формулировка указанного предписания является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из федерального бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2015 по делу N А51-681/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 12642 от 22.04.2015 через Дальневосточный филиал ПАО Росбанк г. Владивосток. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 05АП-4087/2015 ПО ДЕЛУ N А51-681/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N 05АП-4087/2015
Дело N А51-681/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети",
апелляционное производство N 05АП-4087/2015
на решение от 24.03.2015
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-681/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)
о признании недействительным предписания,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Мокров А.Э. по доверенности от 25.06.2014 N 51/431, сроком на один год;
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель Кузнецов П.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 51-32-01, сроком до 31.12.2015;
- установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - административный орган, инспекция, жилищная инспекция) от 28.11.2014 N 51-04-14/339.
Решением от 24.03.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что не является исполнителем коммунальных услуг, так как является ресурсоснабжающей организацией, и что не имеет в собственности или владении присоединенных сетей к абонентам, в связи с чем не оказывает коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения непосредственно абоненту. В этой связи считает, что не может отвечать за недостатки всей системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, так как ответственность за качество горячей воды должны нести, как теплоснабжающая организация, так и организации, эксплуатирующие разводящие и внутридомовые сети горячего водоснабжения. Настаивает на том, что в спорной ситуации исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, которая обязана заключить договор с поставщиком ресурсов, то есть с заявителем, и которая должна нести ответственность за качество предоставляемой услуги в пределах установленной договором и законом ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель жилищной инспекции на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В связи с обращениями N 51гр-4777 и N 51гр-4851 собственников помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Новожилова в г. Владивостоке приказом инспекции от 25.11.2014 N 51-09-1667 в отношении общества было назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки административным органом были проведены замеры температуры горячего водоснабжения, в ходе которых было установлено, что в точке забора на входе в многоквартирный дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке температура горячей воды составила +39,3°С, в точке забора в ванной комнате жилого помещения N 6 температура горячего водоснабжения составила +39,1°С. При этом инспекцией было выявлено, что в многоквартирном доме отсутствует циркуляционный водопровод обратной подачи, что препятствует циркуляции в многоквартирном доме горячей воды.
Установив данные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом пункта 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг).
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверке от 28.11.2014 N 51-04-13/945
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 51-04-14/339 от 28.11.2014 о необходимости в срок до 28.01.2015 организовать мероприятия по восстановлению подачи коммунальной услуги - горячее водоснабжение надлежащего качества, производить расчет в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, в котором определено, что за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель осуществляет поставку тепловой энергии в виде горячей воды жителям дома N 9 по ул. Новожилова ненадлежащего качества, в связи с чем оспариваемое предписание инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы арбитражного суда апелляционная коллегия находит правильными и соответствующими нормам действующего законодательства исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по улице Новожилова, 9 в г. Владивостоке.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ, Кодекс) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 157 Кодекса предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Подпунктом "б" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 31 этих же Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Указанной обязанности корреспондирует право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Как установлено пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, одним из требований к качеству коммунальных услуг относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пунктам 2.2, 2.4 указанных СанПиН горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность; качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Указанным пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, согласно которым за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе проверки установлено, что температура горячей воды на вводе в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке составила +39,3°C, а температура воды горячего водоснабжения в точке забора в жилом помещении N 6 многоквартирного дома составила +39,1°C.
Факт несоответствия на дату проведения проверки температуры горячей воды в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке санитарным нормам и правилам установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 28.11.2014 N 51-04-13/945, и обществом не оспаривается.
Соответственно у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Доводы общества о том, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем основания для выдачи ему предписания отсутствовали, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 указанных Правил, в частности, ресурсоснабжающая организация, с которой собственниками жилых помещений в многоквартирном доме заключены договоры, названные в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, в том числе путем совершения конклюдентных действий. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Как усматривается из материалов дела, протоколом N 2 от 29.04.2012 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Новожилова, 9 (том N 2 л.д. 158-162) принято решение об оплате всех коммунальных услуг жильцами напрямую ресурсоснабжающим организациям (поставщикам коммунальных услуг), минуя посредника исполнителя услуг в лице управляющей организации.
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям об оплате (том N 2 л.д. 14-16, 155-156) на имя собственников квартир в многоквартирном доме N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке открыты лицевые счета, ежемесячно обществом выставляется счет-квитанция для расчета за использованную тепловую энергию, плата за указанную коммунальную услугу вносится собственниками жилых помещений и потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирном доме обществу в соответствии с выставленными счетами-квитанциями.
Таким образом, общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс и поставляющая данный ресурс потребителям спорного дома за плату, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, следовательно, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Факт предоставления обществом коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома N 9 по ул. Новожилова подтверждается также договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N 05-13/57-18 от 28.11.2012, заключенного между обществом (теплоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - теплосетевая организация, МУПВ "ВПЭС").
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора общество поставляет через тепловые сети теплосетевой организации тепловую энергию в горячей воде и в паре - теплоноситель, своим абонентам, присоединенных к эксплуатируемым теплосетевой организацией тепловым сетям, а теплосетевая организация принимает из сетей общества тепловую энергию, теплоноситель транспортирует его в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей теплосетевой организации, абонентам, находящимся в договорных отношениях с обществом, осуществляя эксплуатацию, техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей, принадлежащих на праве хозяйственного ведения тепловой организации, а общество обязуется оплачивать указанные услуги тепловой организации.
Согласно пункту 3.1.1 договора общество обязуется поддерживать на границе балансовой принадлежности тепловых сетей тепловой организации и теплоснабжающей организации показатели качества тепловой энергии, в том числе показатели качества сетевой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09.
Пунктом 3.2.4 названного договора предусмотрено, что теплоснабжающая организация имеет право систематически контролировать состояние присоединенной тепловой сети и оборудования теплосетевой организации. Составлять двусторонние акты с участием уполномоченного представителя теплосетевой организации на выявленные нарушения: сверхнормативный расход сетевой воды, утечки, порывы, нарушение тепловых и гидравлических режимов, нарушенной или полностью отсутствующей теплоизоляции, самовольные подключения и прочие сверхнормативные потери.
Кроме того, в силу пункта 3.2.5 договора N 05-13/57-18 от 28.11.2012 теплоснабжающая организация имеет право требовать от теплосетевой организации оперативной информации о состоянии сетей, обо всех прекращениях подачи тепловой энергии абонентам теплоснабжающей организации, проводимых теплосетевой организацией.
Из анализа приведенных положений названных договоров следует, что обязанность за предоставление потребителям качественной услуги по горячему водоснабжению лежит на ресурсоснабжающей организации - обществе. При этом ОАО "ДГК" имеет право контролировать состояние присоединенной тепловой сети и оборудования теплосетевой организации, с которой заключен договор транспортировки тепловой энергии.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что обязанность по поддержанию температурного режима предоставляемой абонентам (жителям дома N 9 по ул. Новожилова) горячей воды несет теплосетевая организация, а именно МУПВ "ВПЭС".
Разграничение эксплуатационной ответственности между обществом и МУПВ "ВПЭС", эксплуатирующей центральный тепловой пункт, обязанность заявителя по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества не отменяет.
Указание заявителя жалобы на то, что ответственность за качество предоставляемой услуги по горячему водоснабжению должна нести управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг по договору с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, судебной коллегией также не принимается.
Действительно Правилами N 354 предусмотрена необходимость оформления взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) и потребителем коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13 и 54 названных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей компанией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
Между тем, как уже было указано выше, в спорной ситуации поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества была установлена на вводе в дом, что не позволило обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов. Соответственно основания считать управляющую компанию лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, не имеется.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения был поставлен в дом N 9 по ул. Новожилова в г. Владивостоке, в том числе посредством использования тепловых сетей, эксплуатирующихся теплосетевой организацией (МУПВ "ВПЭС"), надлежащего качества.
Принимая во внимание, что заявитель в нарушение подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 не обеспечил подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, жилищная инспекция обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 28.11.2014 N N 51-04-14/339, которым указала на необходимость восстановить подачу коммунальной услуги надлежащего качества и производить расчет платы с учетом пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Учитывая, что формулировка указанного предписания является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из федерального бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2015 по делу N А51-681/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Приморская генерация" СП "Приморские тепловые сети" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 12642 от 22.04.2015 через Дальневосточный филиал ПАО Росбанк г. Владивосток. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)