Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Управляющая компания "Чкаловская"): не явился,
от заинтересованного лица (Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области): не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, от 28 апреля 2014 года
по делу N А60-4621/2014, принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ОГРН 1026602961440, ИНН 6659075961)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 22 от 16.01.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2014 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.01.2014 N 22 отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение изменить, требования заявителя удовлетворить. Считает, что судом необоснованно не дана оценка доводам заявителя о необходимости решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу расходования средств на установку УКУТ, а также не дана оценка действиям заявителя по установке УКУТ за счет собственных средств. Общество УК "Чкаловская" указывает, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ч. 4 ст. 9.16 Кодекса и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем общество УК "Чкаловская" не является лицом, виновным в совершении административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании требования Прокуратуры Свердловской области от 22.11.2013 N 7/2-25-2013, приказа Госжилинспекции N 29-05-06-3144 от 29.11.2013 проведена проверка соблюдения ООО УК "Чкаловская", осуществляющего управление, содержание, техническую эксплуатацию, предоставление коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 80/2, требований законодательства об энергосбережении в части оснащенности вышеназванного многоквартирного дома коллективными (общедомовым) приборами учета коммунальных услуг.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно: в жилом доме по указанному адресу установлены общедомовые приборы учета горячей воды и отопления; при этом акты обследования и ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии на отопительный сезон 2013/2014 не представлены.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-01-3379 от 11.12.2013. В адрес ООО УК "Чкаловская" вынесено предписание от 11.12.2013 N 29-05-02-3379 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2014.
Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксирован в протоколе от 20.12.2013 N 771.
16.01.2014 Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области принято постановление N 22 о привлечении ООО УК "Чкаловская" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ООО УК "Чкаловская" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что обжалуемое постановление вынесено жилищной инспекцией правомерно, поскольку в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усмотрев признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 7 ст. 12 Закона N 261-ФЗ указано, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. ж п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с подп. к п. 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктами 5, 25 данного Перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии с возможностью дистанционного снятия показаний.
Согласно п. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года (пункт 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В силу п. 1.1, 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 требования Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями названных Правил. Согласно п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт установленного образца, который подтверждает допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, управление, обслуживание, содержание и эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 80/2 осуществляет общество УК "Чкаловская".
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, договором управления многоквартирным домом от 20.04.2010, общество УК "Чкаловская" является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 80/2 по ул. Чапаева в г. Екатеринбурге, и, следовательно, надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса.
Поскольку акты обследования и ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии на отопительный сезон 2013/2014 не представлены управляющей компанией как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, это свидетельствует о несоблюдении обществом требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, и образует событие вменяемого правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При должной степени осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей управляющая компания могла и должна была предпринять своевременные меры по недопущению нарушений.
Доводы заявителя, которые сводятся к недоказанности состава правонарушения, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным при проверке фактическим обстоятельствам.
Суд первой инстанции правомерно указал на доказанность состава правонарушения в действиях (бездействии) общества.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, по материалам дела судом не установлено. Суд первой инстанции не усмотрел по материалам дела исключительности ситуации, в которой было совершено правонарушение и пришел к выводу об отсутствии признаков малозначительности содеянного. Оснований для иных суждений по данному вопросу апелляционный суд также не усматривает.
Таким образом, у суда первой инстанции правовых оснований для признания обжалуемого постановления незаконным не имелось.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2014 года по делу N А60-4621/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 N 17АП-7159/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А60-4621/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. N 17АП-7159/2014-АКу
Дело N А60-4621/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Управляющая компания "Чкаловская"): не явился,
от заинтересованного лица (Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области): не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, от 28 апреля 2014 года
по делу N А60-4621/2014, принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ОГРН 1026602961440, ИНН 6659075961)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления N 22 от 16.01.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2014 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.01.2014 N 22 отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение изменить, требования заявителя удовлетворить. Считает, что судом необоснованно не дана оценка доводам заявителя о необходимости решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу расходования средств на установку УКУТ, а также не дана оценка действиям заявителя по установке УКУТ за счет собственных средств. Общество УК "Чкаловская" указывает, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ч. 4 ст. 9.16 Кодекса и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем общество УК "Чкаловская" не является лицом, виновным в совершении административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании требования Прокуратуры Свердловской области от 22.11.2013 N 7/2-25-2013, приказа Госжилинспекции N 29-05-06-3144 от 29.11.2013 проведена проверка соблюдения ООО УК "Чкаловская", осуществляющего управление, содержание, техническую эксплуатацию, предоставление коммунальных услуг в жилом доме по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 80/2, требований законодательства об энергосбережении в части оснащенности вышеназванного многоквартирного дома коллективными (общедомовым) приборами учета коммунальных услуг.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно: в жилом доме по указанному адресу установлены общедомовые приборы учета горячей воды и отопления; при этом акты обследования и ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии на отопительный сезон 2013/2014 не представлены.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-01-3379 от 11.12.2013. В адрес ООО УК "Чкаловская" вынесено предписание от 11.12.2013 N 29-05-02-3379 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2014.
Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксирован в протоколе от 20.12.2013 N 771.
16.01.2014 Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области принято постановление N 22 о привлечении ООО УК "Чкаловская" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ООО УК "Чкаловская" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что обжалуемое постановление вынесено жилищной инспекцией правомерно, поскольку в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усмотрев признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 7 ст. 12 Закона N 261-ФЗ указано, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. ж п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с подп. к п. 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктами 5, 25 данного Перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии с возможностью дистанционного снятия показаний.
Согласно п. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года (пункт 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В силу п. 1.1, 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 требования Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями названных Правил. Согласно п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт установленного образца, который подтверждает допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, управление, обслуживание, содержание и эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 80/2 осуществляет общество УК "Чкаловская".
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, договором управления многоквартирным домом от 20.04.2010, общество УК "Чкаловская" является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 80/2 по ул. Чапаева в г. Екатеринбурге, и, следовательно, надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса.
Поскольку акты обследования и ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии на отопительный сезон 2013/2014 не представлены управляющей компанией как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, это свидетельствует о несоблюдении обществом требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, и образует событие вменяемого правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При должной степени осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей управляющая компания могла и должна была предпринять своевременные меры по недопущению нарушений.
Доводы заявителя, которые сводятся к недоказанности состава правонарушения, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат установленным при проверке фактическим обстоятельствам.
Суд первой инстанции правомерно указал на доказанность состава правонарушения в действиях (бездействии) общества.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, по материалам дела судом не установлено. Суд первой инстанции не усмотрел по материалам дела исключительности ситуации, в которой было совершено правонарушение и пришел к выводу об отсутствии признаков малозначительности содеянного. Оснований для иных суждений по данному вопросу апелляционный суд также не усматривает.
Таким образом, у суда первой инстанции правовых оснований для признания обжалуемого постановления незаконным не имелось.
Нарушений, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2014 года по делу N А60-4621/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)