Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А09-7696/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А09-7696/2013


Резолютивная часть объявлена 05.06.2014
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, ул. 3 Июля, 27, г. Брянск, 241050); - Филилеева Ф.В. - представителя по доверенности от 18.03.2014 N 213-48/2986;
- от закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, 185, 350000); Пономаренко М.А. - представителя по доверенности от 13.09.2013 N 2-4/492;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.01.2014 (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 (судьи Федин К.А., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А09-7696/2013,

установил:

закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 10.07.2013 N 01/020/2013-646, об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ЗАО "Тандер" на земельный участок, кадастровый номер 32:28:0021213:2, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Пушкина, 33 и об обязании Управления устранить допущенные нарушения путем осуществления действий по государственной регистрации права общей долевой собственности ЗАО "Тандер" на земельный участок, кадастровый номер 32:28:0021213:2, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Пушкина, 33, в установленные законом сроки.
Решением суда от 20.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Тандер" на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 414,4 кв. м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Пушкина, д. 33, (запись регистрации от 28.10.2008 N 32-32-01/051/2008-560).
ЗАО "Тандер" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок площадью 7623 кв. м под многоквартирным домом, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Пушкина, д. 33 (кадастровый номер 32:28:0021213:2), с приложением документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка от 25.12.2012 N 32/201/12-185598.
Сообщением от 14.07.2013 N 01/020/2013-646 Управление отказало в государственной регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, мотивировав свой отказ несоответствием между разрешенным использованием земельного участка и статусом здания, расположенного на этом земельном участке.
Посчитав отказ незаконным, Общество оспорило его в суде. Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ, предусмотрено обязательное проведение правовой экспертизы представленных документов, которая включает в себя (согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") проверку юридической силы правоустанавливающих документов и их соответствие требованиям действующего законодательства).
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Обществом на государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 32:28:0021213:2 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 25.12.2012 N 32/201/12-185598) площадью 7623 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, город Брянск, Володарский район, улица Пушкина, дом 33, поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости 13.02.2004 г. с видом разрешенного использования: для строительства жилого дома переменной этажности (5, 7, 9 этажей).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из частей 2 - 5 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме возникает на земельный участок, на котором расположен данный дом, и поставлены как таковой на государственный кадастровый учет.
Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Для регулирования вышеуказанных отношений принимаются Правила землепользования и застройки территории.
Таким образом, при оценке действий Управления суду следовало выяснить была ли соответствующим уполномоченным органом выполнена возложенная федеральным законом публичная обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина, д. 33, согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, поскольку представленная Обществом на регистрацию выписка из государственного кадастра недвижимости свидетельствует, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0021213:2 площадью 7623 кв. м формировался для строительства жилого дома, а не под ним.
Выяснение этого вопроса возможно и с привлечением ТСЖ, действующим по правилам ЖК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 20.01.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А09-7696/2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)