Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2015 ПО ДЕЛУ N А44-8489/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N А44-8489/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/1" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 3 апреля 2015 года по делу N А44-8489/2014 (судья Куропова Л.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/1" (ОГРН 1125321003280, ИНН 5321154837; место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Славная, дом 50, корпус 1; далее - общество, ООО "УК N 15/1") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения 173000, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 12; далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 22.08.2014 N 941-14.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 3 апреля 2015 года по делу N А44-8489/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК N 15/1" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ООО "УК N 15/1" не является надлежащим субъектом, уполномоченным исполнять оспариваемое предписание. Указывая, что работы по устранению выявленных неисправностей могут выполняться управляющей компанией только в том случае, если собственники жилых помещений приняли решение о проведении этих работ и выделении денежных средств для их финансирования. Ссылается на неразумность сроков исполнения требований, изложенных в оспариваемом предписании, в части выполнения работ по ремонту фасада, указывая на срок изготовления колерного паспорта здания. Полагает, что в силу положений пункта 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), устранение выявленных нарушений в отношении восстановления бетонного слоя балконных плит, с соблюдением уклона металлических сливов, а также приведение козырьков технически в удовлетворительное состояние, выполнить примыкания в соответствии с установленными требованиями должно осуществляться при проведении капитального ремонта.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Правительства Новгородской области от 06.08.2014 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка (приказ от 15.08.2014 N 941) соблюдения ООО "УК N 15/1" требований по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Германа, дом 1, находящегося в управлении общества.
В ходе проверки выявлено, что на штукатурном слое фасада названного многоквартирного жилого дома имеется значительное истирание окрасочного слоя, общее загрязнение поверхности; на цоколе и фасаде местами имеется отслоение штукатурного слоя до оголения кирпичной кладки; на металлических дверях в подъезды имеются надписи; на фасаде газовый трубопровод окрашен не должным образом, имеется коррозия в местах отслоения и шелушения окрасочного слоя; на бетонных козырьках входа в подъезды имеются нарушения защитного рулонного покрытия, отсутствует герметичность примыкания гидроизоляционного материала, частично зарос мхом, наличие мусора; на балконных плитах имеется обрушение защитного бетонного слоя; отметы водосточных труб установлены выше, чем 20 - 40 см от уровня тротуара; на оголовках имеется отслоение штукатурного слоя до оголения кирпичной кладки; с торцевого фасада подъезда N 4 на кровле отсутствуют металлические ограждения.
В связи с выявленными фактами инспекция пришла к выводу о том, что ООО "УК N 15/2" нарушило требования пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.9, 4.2.3.13, 4.2.3.14, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.6.1.1, 5.5.1 Правил N 170, что нашло отражение в акте проверки от 20.08.2014 N 941-14.
Обществу выдано предписание 22.08.2014 N 941-14 об устранении вышеуказанных нарушений в срок до 30.09.2014, а именно предписано привести штукатурные и окрасочные слои фасадов в надлежащее состояние в рамках текущего ремонта: привести выборочный ремонт штукатурного слоя и окраску поврежденных участков; выполнить окраску трубопровода; очистить от мусора и мха козырьки над входом в подъезды, привести их в технически удовлетворительное состояние, выполнить примыкания; восстановить защитный бетонный слой балконных плит с соблюдением уклона металлических сливов; выполнить текущий ремонт и крепление водосточных труб, восстановить отсутствующие металлические ограждения.
ООО "УК N 15/1" с названным предписанием не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Исходя из частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Пунктом 12 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В силу части 2.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 42 Правил N 491 при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
На основании решения от 25.05.2012, принятого на внеочередном общем собрании собственников помещений дома N 1, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Германа, с ООО "УК N 15/1" заключен договор от 01.06.2012 N 28 об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с указанным договором ООО "УК N 15/1" обязуется за вознаграждение в объеме фактически собранных средств оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме.
В разделе 2 договора от 01.06.2012 N 28 указано, что под содержанием общего имущества многоквартирного дома понимается:
- - осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - освещение помещений общего пользования;
- - обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- - уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- - сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
- - меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- - содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- - подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Текущий ремонт согласно разделу 2 договора от 01.06.2012 N 28 включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, ООО "УК N 15/1" является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома.
Технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности установлены в Правилах N 170.
Как усматривается из оспариваемого предписания, обществом нарушены требования пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.9, 4.2.3.13, 4.2.3.14, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.6.1.1, 5.5.1 названных Правил.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Пунктом 4.2.1.9 указанных Правил предусмотрено, что для предупреждения высолов, шелушений, пятен и так далее выполняется своевременная окраска фасадов.
При этом согласно пункту 4.2.3.13 Правил N 170, окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
Согласно пункту 4.2.3.14 Правил N 170 окраску фасадов необходимо производить после окончания ремонта стен, парапетов, дымовых труб, выступающих деталей и архитектурных лепных украшений, входных устройств (крылец, дверных козырьков), кровли, линейных окрытий карнизов (поясков), сандриков, подоконников и т.п. и водосточных труб. Слабо держащаяся старая краска должна быть удалена.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты, и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.4.3 Правил N 170).
Пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.
В силу пункта 5.5.1 Правил N 170 пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 2909, предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Выявленные инспекцией в ходе проведения проверки нарушения относятся к текущим работам.
При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В рассматриваемом случае согласно условиям договора об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Великий Новгород, улица Германа, дом N 1, от 01.06.2012 N 28 на общество возложены обязанности по организации содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома.
Общество не оспаривает тот факт, что оно является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту указанного жилого дома.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
Таким образом, общество, выступая в рассматриваемых отношениях обслуживающей организацией, является ответственным за содержание и ремонт указанного выше многоквартирного дома и в силу этого обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
В связи с изложенным довод подателя жалобы об отсутствии решения собственников о проведении соответствующих работ обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В рассматриваемом случае обществом не доказано, что нарушение требований Правил N 170 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, ООО "УК N 15/1" должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Ссылка заявителя на длительность оформления колерного паспорта как основание незаконности вынесенного предписания в связи с неразумностью срока устранения соответствующего недостатка правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку подобное основание может служить поводом для обращения общества с заявлением о продлении срока исполнения предписания, но не свидетельствует о его незаконности.
Довод ООО "УК N 15/1" о необходимости устранения выявленных нарушений в отношении восстановления бетонного слоя балконных плит, с соблюдением уклона металлических сливов, а также приведения козырьков технически в удовлетворительное состояние и выполнения примыкания в соответствии с установленными требованиями при проведении капитального ремонта согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 также подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку в рассматриваемом случае инспекцией выявлены нарушения (на бетонных козырьках входа в подъезды имеются нарушения защитного рулонного покрытия, отсутствует герметичность примыкания гидроизоляционного материала, частично зарос мхом, наличие мусора; на балконных плитах имеется обрушение защитного бетонного слоя), не поименованные в указанном пункте Правил N 170. Кроме этого, согласно приложению 7 к Правилам N 170 работы, связанные с восстановлением или заменой отдельных участков и элементов балконных плит и козырьков входа в подъезды относятся к текущему ремонту.
Довод подателя жалобы об отсутствии возможности исполнить оспариваемое предписание в установленный срок (до 30.09.2014) не свидетельствуют о незаконности оспариваемого ненормативного акта, при этом указанные обстоятельства могут быть оценены при рассмотрении вопроса о привлечении общества к ответственности за неисполнение данного предписания.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что предписание от 22.08.2014 N 941-14 является законным и не нарушает прав общества как субъекта предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал ООО "УК N 15/1" в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 года по делу N А44-8489/2014 ООО "УК N 15/1" было предложено в срок до 15.06.2015 представить в канцелярию суда доказательства уплаты государственной пошлины в размере 1500 рублей с подлинной отметкой банка о списании денежных средств.
Поскольку апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а доказательства уплаты государственной пошлины на момент рассмотрения дела апелляционной коллегией не представлены, суд апелляционной коллегии, руководствуясь положениями статьи 102 АПК РФ, считает необходимым взыскать с ООО "УК N 15/1" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 3 апреля 2015 года по делу N А44-8489/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/1" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/1" (ОГРН 1125321003280, ИНН 5321154837; место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Славная, дом 50, корпус 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в размере 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)