Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "17" ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Барановым С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" (410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 107, ОГРН 1126450016340, ИНН 6450058266)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 сентября 2014 года по делу N А57-11463/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" (410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 107, ОГРН 1126450016340, ИНН 6450058266)
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715)
об отмене постановлений от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53,
при участии в судебном заседании: представителя жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" Родниковой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.05.2014,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
Жилищно-строительный кооператив Строительная компания "Кронверк-3 (далее - ЖСК СК "Кроверк-3", заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство, административный орган) от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ЖСК СК "Кронверк-3", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ЖСК СК "Кронверк-3" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Заявитель по делу - ЖСК СК "Кронверк - 3" в качестве заказчика и подрядчика, осуществляет строительство жилых домов N 3 и N 5 многоэтажной жилой застройки по адресу: г Энгельс, ул. Шурова Гора, 7.
28.04.2014 в результате проведенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области проверки на указанных объектах велись строительные работы по заполнению оконных проемов б/с В, Г; электромонтажные работы на б/с Б; разваривание выпусков лифтовых шахт б/с Б, В.
В соответствии с требованиями пункта 6.2.8 СП 48.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явилась проверка, в ходе которой, по мнению административного органа, было установлено нарушение указанных требований, ввиду отсутствия ограждения строительной площадки на объектах строительства.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований нормативных документов в области строительства и применения строительных материалов.
По выявленным фактам 28.04.2014 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в отношении ЖСК СК "Кронверк - 3" составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлениями Министерства строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Саратовской области N 06.03.03/53 от 19.05.2014, N 06.03.03/54 от 19.05.2014 ЖСК СК "Кронверк - 3" признан виновным по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и назначены наказания в виде штрафов в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Пунктом 6.2.1 вышеуказанного свода правил предусмотрено, что границы строительной площадки должны быть указаны на стройгенплане и ситуационном плане, а для линейных объектов - указаны в виде ширины полосы отвода.
Исходя из оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях, при проверке отсутствовало целостное ограждение строительной площадки ЖСК СК "Кронверк - 3".
ЖСК СК "Кронверк - 3" указало, что строительство жилых домов N 1, N 3, N 5 ведется на территории одного земельного участка и на одной строительной площадке, огороженной по периметру.
В актах проверок от 28.04.2014 (т. 1 л.д. л.д. 66-67, 95-96) имеются ссылки на частичное нарушение ограждения строительной площадки по периметру.
Вместе с тем из представленных материалов дела невозможно установить какие обстоятельства имелись ввиду административным органом при разрешении вопроса о привлечении ЖСК СК "Кронверк - 3" к административной ответственности, нарушение целостности общего периметра ограждения или отсутствие отдельных ограждений каждого из строящихся жилых домов.
Суд апелляционной инстанции откладывал судебное разбирательство и предлагал явиться представителю Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области для дачи пояснений, представить отзыв на апелляционную жалобу, что не было сделано без объяснения причин.
Из представленных ЖСК СК "Кронверк - 3" в суд постановления главы администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.07.2007 N 4379, договора аренды земельного участка от 27.09.2007, плана земельного участка, договора замены стороны в обязательстве от 01.04.2013 (т. 1 л.д. 11-23), рабочей документации, строительного генерального плана следует, что строительство трех жилых домов осуществляется на единой строительной площадке, которая имеет ограждение по общему периметру. Внутри строительной площадки участки строительство непосредственно корпусов домов 1, 3, 5 между собой не огорожены.
Принимая во внимание, что строительство нескольких объектов ведется на одной строительной площадке, ограждение строительной площадки жилых домов 1, 3, 5 по адресу: г Энгельс, ул. Шурова Гора, 7 по общему периметру имеется, Министерством строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Саратовской области не представлено достаточных доказательств событий, вменяемых ЖСК СК "Кронверк - 3" правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что наличие отдельных разрешений на строительство каждого жилого дома при осуществлении жилой застройки на одном земельном участке и ведение строительства на одной строительной площадке не означает необходимость ограждения каждого строящегося объекта в отдельности.
Целью ограждения строительной площадки является, прежде всего, обеспечение безопасности при ведении строительных работ. Поэтому необходимо ограждение внешнего периметра строительной площадки. Необходимость наличия ограждений каждого строящегося объекта внутри единой строительной площадки не предусмотрена нормативными актами. Более того, подобное внутреннее ограждение может существенно затруднять осуществление строительства техникой, располагаемой застройщиком, подрядчиком.
В соответствии со статьями 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 контролирующий орган осуществляет государственный строительный надзор за каждым отдельным объектом капитального строительства, на строительство которого выдано разрешение на строительство.
Однако, осуществление строительного надзора за каждым строящимся объектом в отдельности не означает необходимость возведения нескольких ограждений на одной строительной площадке.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия ограждения строительной площадки и нарушения ЖСК СК "Кронверк - 3" требований пункта 6.2.8 свода правил "СНиП 12-01-2004. Организация строительства".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказаны события вменяемых обществу административных правонарушений, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановления административного органа от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении ЖСК СК "Кронверк-3" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 года отменить, удовлетворив заявленные ЖСК СК "Кронверк-3" требования.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 сентября 2014 года по делу N А57-11463/2014, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными и отменить постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N А57-11463/2014
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А57-11463/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "17" ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Барановым С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" (410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 107, ОГРН 1126450016340, ИНН 6450058266)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 сентября 2014 года по делу N А57-11463/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" (410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 107, ОГРН 1126450016340, ИНН 6450058266)
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715)
об отмене постановлений от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53,
при участии в судебном заседании: представителя жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" Родниковой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.05.2014,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
Жилищно-строительный кооператив Строительная компания "Кронверк-3 (далее - ЖСК СК "Кроверк-3", заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство, административный орган) от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ЖСК СК "Кронверк-3", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ЖСК СК "Кронверк-3" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Заявитель по делу - ЖСК СК "Кронверк - 3" в качестве заказчика и подрядчика, осуществляет строительство жилых домов N 3 и N 5 многоэтажной жилой застройки по адресу: г Энгельс, ул. Шурова Гора, 7.
28.04.2014 в результате проведенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области проверки на указанных объектах велись строительные работы по заполнению оконных проемов б/с В, Г; электромонтажные работы на б/с Б; разваривание выпусков лифтовых шахт б/с Б, В.
В соответствии с требованиями пункта 6.2.8 СП 48.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явилась проверка, в ходе которой, по мнению административного органа, было установлено нарушение указанных требований, ввиду отсутствия ограждения строительной площадки на объектах строительства.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований нормативных документов в области строительства и применения строительных материалов.
По выявленным фактам 28.04.2014 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в отношении ЖСК СК "Кронверк - 3" составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлениями Министерства строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Саратовской области N 06.03.03/53 от 19.05.2014, N 06.03.03/54 от 19.05.2014 ЖСК СК "Кронверк - 3" признан виновным по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и назначены наказания в виде штрафов в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Пунктом 6.2.1 вышеуказанного свода правил предусмотрено, что границы строительной площадки должны быть указаны на стройгенплане и ситуационном плане, а для линейных объектов - указаны в виде ширины полосы отвода.
Исходя из оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях, при проверке отсутствовало целостное ограждение строительной площадки ЖСК СК "Кронверк - 3".
ЖСК СК "Кронверк - 3" указало, что строительство жилых домов N 1, N 3, N 5 ведется на территории одного земельного участка и на одной строительной площадке, огороженной по периметру.
В актах проверок от 28.04.2014 (т. 1 л.д. л.д. 66-67, 95-96) имеются ссылки на частичное нарушение ограждения строительной площадки по периметру.
Вместе с тем из представленных материалов дела невозможно установить какие обстоятельства имелись ввиду административным органом при разрешении вопроса о привлечении ЖСК СК "Кронверк - 3" к административной ответственности, нарушение целостности общего периметра ограждения или отсутствие отдельных ограждений каждого из строящихся жилых домов.
Суд апелляционной инстанции откладывал судебное разбирательство и предлагал явиться представителю Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области для дачи пояснений, представить отзыв на апелляционную жалобу, что не было сделано без объяснения причин.
Из представленных ЖСК СК "Кронверк - 3" в суд постановления главы администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.07.2007 N 4379, договора аренды земельного участка от 27.09.2007, плана земельного участка, договора замены стороны в обязательстве от 01.04.2013 (т. 1 л.д. 11-23), рабочей документации, строительного генерального плана следует, что строительство трех жилых домов осуществляется на единой строительной площадке, которая имеет ограждение по общему периметру. Внутри строительной площадки участки строительство непосредственно корпусов домов 1, 3, 5 между собой не огорожены.
Принимая во внимание, что строительство нескольких объектов ведется на одной строительной площадке, ограждение строительной площадки жилых домов 1, 3, 5 по адресу: г Энгельс, ул. Шурова Гора, 7 по общему периметру имеется, Министерством строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Саратовской области не представлено достаточных доказательств событий, вменяемых ЖСК СК "Кронверк - 3" правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что наличие отдельных разрешений на строительство каждого жилого дома при осуществлении жилой застройки на одном земельном участке и ведение строительства на одной строительной площадке не означает необходимость ограждения каждого строящегося объекта в отдельности.
Целью ограждения строительной площадки является, прежде всего, обеспечение безопасности при ведении строительных работ. Поэтому необходимо ограждение внешнего периметра строительной площадки. Необходимость наличия ограждений каждого строящегося объекта внутри единой строительной площадки не предусмотрена нормативными актами. Более того, подобное внутреннее ограждение может существенно затруднять осуществление строительства техникой, располагаемой застройщиком, подрядчиком.
В соответствии со статьями 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 контролирующий орган осуществляет государственный строительный надзор за каждым отдельным объектом капитального строительства, на строительство которого выдано разрешение на строительство.
Однако, осуществление строительного надзора за каждым строящимся объектом в отдельности не означает необходимость возведения нескольких ограждений на одной строительной площадке.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия ограждения строительной площадки и нарушения ЖСК СК "Кронверк - 3" требований пункта 6.2.8 свода правил "СНиП 12-01-2004. Организация строительства".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказаны события вменяемых обществу административных правонарушений, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановления административного органа от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении ЖСК СК "Кронверк-3" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 года отменить, удовлетворив заявленные ЖСК СК "Кронверк-3" требования.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 сентября 2014 года по делу N А57-11463/2014, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными и отменить постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.05.2014 N 06.03.03/54, от 19.05.2014 N 06.03.03/53 о привлечении жилищно-строительного кооператива Строительной компании "Кронверк-3" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)