Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, последний незаконно производит начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Вардугина М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г., судей Щербаковой Е.А., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Малышевой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2015 года по иску прокурора Калининского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" о признании действий по начислению и взиманию платы незаконными, возложении обязанности прекратить начисление и взимание платы, произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" - П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы прокурора Малышевой О.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района") о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за общедомовое потребление воды собственниками многоквартирных домов N **** по пр. ****, N **** по **** пр., N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ********, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. Бр****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул.
****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ********, N **** по ул. ****, N **** по ул. **** и N **** по ул. **** в городе Челябинске. Также просил возложить на ответчика обязанность прекратить начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды с собственников помещений в указанных многоквартирных жилых домах до решения вопроса о порядке начисления платы на общих собраниях собственников помещений данных домов, произвести перерасчет платы за общедомовое потребление воды, начисленной собственникам помещений в данных домах за период с 01 июня 2013 года до момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по обращениям граждан было выявлено, что в 224 вышеуказанных многоквартирных домах, в которых установлены общедомовые приборы учета потребления воды и управление которыми осуществляет ответчик, последний незаконно производит начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды в отсутствие принятого Единым тарифным органом норматива данной коммунальной услуги и в отсутствие принятого на общих собраниях собственников помещений в вышеуказанных домах решений о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Представитель ответчика Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, ссылаясь на то, что в отсутствие принятого норматива законодатель фактически не установил предельный объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, плата за который будет распределяться между собственниками. Указывала, что бремя расходов на коммунальные услуги лежит полностью на собственниках помещений в многоквартирном доме, независимо от наличия или отсутствия этих нормативов, управляющая компания оплачивает только перерасход коммунальных ресурсов, возникший в результате неэффективного использования.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований в части признания вышеуказанных действий ответчика незаконными, возложения обязанности произвести перерасчет начисленной платы за общедомовое потребление воды, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" просит решение суда отменить, указывая, что в нарушение действующих норм уполномоченным органом до 23 декабря 2014 г. не были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Ссылается на то, что бремя несения расходов по оплате коммунальных услуг лежит на собственниках помещений и коммунальные ресурсы используются на общедомовые нужды независимо от наличия или отсутствия нормативов. Указывает также, что истцом не доказано превышение начисленной платы над платой по нормативу. Кроме того указывает, что собственники помещений не могли принять решение на общем собрании ввиду отсутствия норматива.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, управление многоквартирными жилыми домами, которые указал прокурор в своем исковом заявлении, осуществляет ООО "ДЕЗ Калининского района", указанные дома оборудованы общедомовыми приборами учета потребления воды. Данная управляющая организация осуществляет начисление и взимание с собственников помещений указанных домов платы за общедомовое потребление воды.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом (л.д. 18), перечнями (л.д. 19 - 38), договором (л.д. 78 - 80), выпиской (л.д. 121 - 171).
В силу ст. 158 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно абз. 1 п. 44 указанных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, согласно абз. 2, 3 указанного пункта Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно данной формуле 10 приложения N 2, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для данного жилого или нежилого помещения составляет предоставленный объем коммунального ресурса, умноженный на тариф. Тариф устанавливается в соответствии с законодательством, а объем коммунального ресурса вычисляется по формуле 11 приложения N 2.
Эта же формула 10 приложения N 2 применяется и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 48 Правил), однако в данном случае объем коммунального ресурса вычисляется уже не по формуле 11, а по формуле 15 приложения N 2, которая предусматривает использование норматива потребления коммунальной услуги.
Верховный Суд РФ в своем Решении от 11 июня 2013 г. N АКПИ13-205 указывал, что закрепленный вышеуказанным абзацем вторым пункта 44 Правил порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов.
Из вышеназванных положений закона следует, что организация, осуществляющая управление домом, который оборудован общедомовым прибором учета и собственники помещений в котором не приняли на общем собрании решение о распределении объема коммунальной услуги (что имеет место в спорных правоотношениях), производя начисление собственникам помещений платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, должна рассчитывать плату как по показаниям общедомового прибора учета (формулы 10 и 11 приложения N 2), так и по нормативам (формулы 10 и 15 приложения N 2) для недопущения превышения первого над вторым, как того требует вышеуказанный абз. 2 п. 44 Правил.
Это становится возможным только в том случае, если нормативы потребления коммунальной услуги утверждены уполномоченным органом. В Челябинской области такие нормативы утверждены Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 60/2 от 23 декабря 2014 г., вступившим в законную силу с 01 января 2015 года.
Таким образом, вывод суда о том, что ООО "ДЕЗ Калининского района" был вправе начислять собственникам помещений в вышеуказанных домах плату за воду на общедомовые нужды только с 01 января 2015 года является правильным, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования о признании действий ответчика по начислению данной платы незаконными, возложения обязанности произвести перерасчет начисленной платы за общедомовое потребление воды.
Поскольку нормативы потребления коммунальной услуги утверждены с 01 января 2015 г., в связи с чем действия ООО "ДЕЗ Калининского района" по начислению платы за воду на общедомовые нужды с указанной даты стали правомерными, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора об обязании ответчика прекратить начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" указывает на то, что в нарушение действующих норм уполномоченным органом до 23 декабря 2014 г. не были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Указанный довод основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не может, поскольку законность или незаконность действий государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" предметом настоящего спора не является. Кроме того, указанное обстоятельство само по себе не дает ООО "ДЕЗ Калининского района" права производить собственникам помещений в многоквартирных домах начисление платы в противоречие с вышеуказанными Правилами.
Не могут служить основаниями для отмены решения и ссылки в апелляционной жалобе на то, что бремя несения расходов по оплате коммунальных услуг лежит на собственниках помещений, коммунальные ресурсы используются на общедомовые нужды независимо от наличия или отсутствия нормативов. По смыслу вышеназванных норм, а также норм, на которые ссылается сам податель жалобы, на собственников помещений может быть возложено бремя несения только тех расходов, которые исчислены управляющей организацией в соответствии с законом, а не произвольно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано превышение начисленной платы над платой по нормативу, основаны на неправильном толковании норм материального права. Начисление ООО "ДЕЗ Калининского района" собственникам помещений платы за общедомовое потребление воды в отсутствие установленного норматива, по смыслу вышеназванного п. 44 Правил является недопустимым в любом случае, независимо от того, превышала ли бы начисленная плата плату по нормативу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений не могли принять решение на общем собрании ввиду отсутствия норматива, являются несостоятельными. Указанное обстоятельство само по себе принять решение на общем собрании собственникам помещений не препятствовало, собственники помещений были вправе на своем общем собрании, которое является основным органом управления многоквартирным домом, распределить между собой бремя несения расходов на содержание своего общего имущества, в том числе возложить на себя это бремя в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия каких-либо нормативов.
Решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2015 ПО ДЕЛУ N 11-5070/2015
Требование: О признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за общедомовое потребление воды собственниками многоквартирных домов, обязании произвести перерасчет платы за общедомовое потребление воды за период с 01.06.2013.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, последний незаконно производит начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N 11-5070/2015
Судья Вардугина М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г., судей Щербаковой Е.А., Малоедовой Н.В.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Малышевой О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2015 года по иску прокурора Калининского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" о признании действий по начислению и взиманию платы незаконными, возложении обязанности прекратить начисление и взимание платы, произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" - П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы прокурора Малышевой О.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района") о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за общедомовое потребление воды собственниками многоквартирных домов N **** по пр. ****, N **** по **** пр., N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ********, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. Бр****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул.
****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ****, N **** по ул. ********, N **** по ул. ****, N **** по ул. **** и N **** по ул. **** в городе Челябинске. Также просил возложить на ответчика обязанность прекратить начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды с собственников помещений в указанных многоквартирных жилых домах до решения вопроса о порядке начисления платы на общих собраниях собственников помещений данных домов, произвести перерасчет платы за общедомовое потребление воды, начисленной собственникам помещений в данных домах за период с 01 июня 2013 года до момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по обращениям граждан было выявлено, что в 224 вышеуказанных многоквартирных домах, в которых установлены общедомовые приборы учета потребления воды и управление которыми осуществляет ответчик, последний незаконно производит начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды в отсутствие принятого Единым тарифным органом норматива данной коммунальной услуги и в отсутствие принятого на общих собраниях собственников помещений в вышеуказанных домах решений о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Представитель ответчика Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, ссылаясь на то, что в отсутствие принятого норматива законодатель фактически не установил предельный объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, плата за который будет распределяться между собственниками. Указывала, что бремя расходов на коммунальные услуги лежит полностью на собственниках помещений в многоквартирном доме, независимо от наличия или отсутствия этих нормативов, управляющая компания оплачивает только перерасход коммунальных ресурсов, возникший в результате неэффективного использования.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований в части признания вышеуказанных действий ответчика незаконными, возложения обязанности произвести перерасчет начисленной платы за общедомовое потребление воды, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" просит решение суда отменить, указывая, что в нарушение действующих норм уполномоченным органом до 23 декабря 2014 г. не были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Ссылается на то, что бремя несения расходов по оплате коммунальных услуг лежит на собственниках помещений и коммунальные ресурсы используются на общедомовые нужды независимо от наличия или отсутствия нормативов. Указывает также, что истцом не доказано превышение начисленной платы над платой по нормативу. Кроме того указывает, что собственники помещений не могли принять решение на общем собрании ввиду отсутствия норматива.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, управление многоквартирными жилыми домами, которые указал прокурор в своем исковом заявлении, осуществляет ООО "ДЕЗ Калининского района", указанные дома оборудованы общедомовыми приборами учета потребления воды. Данная управляющая организация осуществляет начисление и взимание с собственников помещений указанных домов платы за общедомовое потребление воды.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом (л.д. 18), перечнями (л.д. 19 - 38), договором (л.д. 78 - 80), выпиской (л.д. 121 - 171).
В силу ст. 158 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно абз. 1 п. 44 указанных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, согласно абз. 2, 3 указанного пункта Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно данной формуле 10 приложения N 2, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для данного жилого или нежилого помещения составляет предоставленный объем коммунального ресурса, умноженный на тариф. Тариф устанавливается в соответствии с законодательством, а объем коммунального ресурса вычисляется по формуле 11 приложения N 2.
Эта же формула 10 приложения N 2 применяется и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 48 Правил), однако в данном случае объем коммунального ресурса вычисляется уже не по формуле 11, а по формуле 15 приложения N 2, которая предусматривает использование норматива потребления коммунальной услуги.
Верховный Суд РФ в своем Решении от 11 июня 2013 г. N АКПИ13-205 указывал, что закрепленный вышеуказанным абзацем вторым пункта 44 Правил порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов.
Из вышеназванных положений закона следует, что организация, осуществляющая управление домом, который оборудован общедомовым прибором учета и собственники помещений в котором не приняли на общем собрании решение о распределении объема коммунальной услуги (что имеет место в спорных правоотношениях), производя начисление собственникам помещений платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, должна рассчитывать плату как по показаниям общедомового прибора учета (формулы 10 и 11 приложения N 2), так и по нормативам (формулы 10 и 15 приложения N 2) для недопущения превышения первого над вторым, как того требует вышеуказанный абз. 2 п. 44 Правил.
Это становится возможным только в том случае, если нормативы потребления коммунальной услуги утверждены уполномоченным органом. В Челябинской области такие нормативы утверждены Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 60/2 от 23 декабря 2014 г., вступившим в законную силу с 01 января 2015 года.
Таким образом, вывод суда о том, что ООО "ДЕЗ Калининского района" был вправе начислять собственникам помещений в вышеуказанных домах плату за воду на общедомовые нужды только с 01 января 2015 года является правильным, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования о признании действий ответчика по начислению данной платы незаконными, возложения обязанности произвести перерасчет начисленной платы за общедомовое потребление воды.
Поскольку нормативы потребления коммунальной услуги утверждены с 01 января 2015 г., в связи с чем действия ООО "ДЕЗ Калининского района" по начислению платы за воду на общедомовые нужды с указанной даты стали правомерными, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора об обязании ответчика прекратить начисление и взимание платы за общедомовое потребление воды.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" указывает на то, что в нарушение действующих норм уполномоченным органом до 23 декабря 2014 г. не были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Указанный довод основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не может, поскольку законность или незаконность действий государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" предметом настоящего спора не является. Кроме того, указанное обстоятельство само по себе не дает ООО "ДЕЗ Калининского района" права производить собственникам помещений в многоквартирных домах начисление платы в противоречие с вышеуказанными Правилами.
Не могут служить основаниями для отмены решения и ссылки в апелляционной жалобе на то, что бремя несения расходов по оплате коммунальных услуг лежит на собственниках помещений, коммунальные ресурсы используются на общедомовые нужды независимо от наличия или отсутствия нормативов. По смыслу вышеназванных норм, а также норм, на которые ссылается сам податель жалобы, на собственников помещений может быть возложено бремя несения только тех расходов, которые исчислены управляющей организацией в соответствии с законом, а не произвольно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано превышение начисленной платы над платой по нормативу, основаны на неправильном толковании норм материального права. Начисление ООО "ДЕЗ Калининского района" собственникам помещений платы за общедомовое потребление воды в отсутствие установленного норматива, по смыслу вышеназванного п. 44 Правил является недопустимым в любом случае, независимо от того, превышала ли бы начисленная плата плату по нормативу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений не могли принять решение на общем собрании ввиду отсутствия норматива, являются несостоятельными. Указанное обстоятельство само по себе принять решение на общем собрании собственникам помещений не препятствовало, собственники помещений были вправе на своем общем собрании, которое является основным органом управления многоквартирным домом, распределить между собой бремя несения расходов на содержание своего общего имущества, в том числе возложить на себя это бремя в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия каких-либо нормативов.
Решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ Калининского района" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)