Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2015 N Ф06-24762/2015 ПО ДЕЛУ N А12-34311/2014

Требование: О признании недействительным представления органа финансово-бюджетного надзора.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки было выявлено нецелевое использование средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. N Ф06-24762/2015

Дело N А12-34311/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.12.2014 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-34311/2014
по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными акта выездной проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) от 12.08.2014, а также вынесенного в адрес Департамента представления от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.12.2014 признано недействительным вынесенное в адрес Департамента представление административного органа от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Производство по делу в части требования о признании недействительным акта выездной проверки административного органа от 12.08.2014 прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.12.2014 оставлено без изменения.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признании недействительным представления Управления от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170, обратилось Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как не соответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что в период с 30.07.2014 по 07.08.2014 административным органом на основании поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.01.2014 N 01-05-25/257@ проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, подведомственными им и иным организациям при представлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в производстве Департаментом в 2013 году за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства оплаты капитального ремонта многоквартирного дома N 34 по улице Краснополянской в Волгограде сверх его стоимости, предусмотренной приложением N 1 областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году", утвержденной постановлением правительства Волгоградской области от 05.06.2013 N 277-п, без внесения изменений в указанную программу, что, по мнению административного органа, в соответствии с пунктом 15 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденного правлением государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 28.12.2012 N 385, является нецелевым использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на сумму нарушений 164973 рублей.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, подведомственными им и иным организациям при представлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 12.08.2014, в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства, и вынесено представление от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170 с требованием устранить причины и условия, способствовавшие совершению выявленных нарушений.
Не согласившись с выявленными нарушениями, Департамент обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящими требованиями.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным представления административного органа от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170, исходили из того, что оспариваемое представление противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Закон N 185) урегулирован порядок реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации.
На основании статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обязан, в том числе обеспечить целевой характер использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статья 1 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указывает, что настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Закона N 185-ФЗ перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда, должны быть включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы.
Порядком предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 N 72-п, установлены Правила предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками субсидий являются средства, полученные из фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на софинансирование расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно пунктам 4.2, 4.4 указанного Порядка субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели. Ответственность за расходование субсидий, их целевое использование возлагается на муниципальные образования.
При рассмотрении настоящего спора судебными инстанциями установлено, что постановлением администрации Волгограда от 28.08.2013 N 1444 "Об утверждении Порядка предоставления средств в 2013 году товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2011 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" департамент определен главным распорядителем средств, сформированных за счет средств бюджета Волгоградской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе полученных за счет средств ремонта многоквартирных домов, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов и уполномоченным органом местного самоуправления Волгограда на участие в комиссиях по отбору подрядных организаций и на предоставление в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области отчетности.
Согласно пункту 4.4 постановления администрации Волгограда от 28.08.2013 N 1444 возвращенные организациями, осуществляющими управление многоквартирными вами, денежные средства, сложившиеся в виде экономии, департамент направляет в случае необходимости на проведение капитального ремонта других многоквартирных домов.
Приказом правления государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 28.12.2012 N 385 утвержден порядок использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ (далее - Порядок от 28.12.2012 N 385).
Согласно пункту 2 Порядка от 28.12.2012 N 385 неизрасходованные средства капитального ремонта, образовавшиеся в пределах одного многоквартирного дома, могут быть использованы путем их направления на проведение капитального ремонта иного многоквартирного дома, включенного в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4.1 постановления администрации Волгограда от 28.08.2013 N 1444 перераспределение средств на капитальный ремонт многоквартирного дома производится с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в областную адресную программу от 05.06.2013 N 277-п до 10.10.2013.
Согласно пункту 15 Порядка от 28.12.2012 N 385 использование неизрасходованных средств с нарушением условий, установленных указанным порядком, является нецелевым использованием средств фонда.
В соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 23.08.2007 N 1506 "О реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 21.07.2011 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Волгограда от 07.05.2013 N 886 утверждена ведомственная целевая программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году".
Сроки реализации ведомственной целевой программы от 07.05.2013 N 886 - 2013 год.
К ведомственной целевой программе от 07.05.2013 N 886 предусмотрены в качестве приложений: Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта в 2013 году в количестве 37 домов (приложение N 1); Реестр многоквартирных домов по видам ремонта, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта в 2013 году в количестве 37 домов (приложение N 2).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора, первоначально в вышеупомянутый Перечень включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Волгоград, улица Краснополянская, 34, с общей стоимостью капитального ремонта (ремонт внутридомовых инженерных систем) в сумме 582 266 рублей (из которых 283 823 рубля средства фонда). В соответствии с локально-сметным расчетом стоимость работ по капитальному ремонту системы электроснабжения составила 920 498 рублей.
Вместе с тем, по результатам выполнения работ по ремонту кровли и замене лифтового оборудования в многоквартирном доме N 46 по улице Арсеньева сложилась экономия денежных средств, которая по решению собственников помещений многоквартирного дома возвращена в бюджет. Общая сумма экономии составила 369 911 рублей. На лицевой счет, открытый департаменту как получателю бюджетных средств Волгограда, перечислены денежные средства в размере 311 021 рублей (180 143 рублей - средства фонда, 32 720 рублей - средства областного бюджета, 98 158 рублей - средства бюджета Волгограда).
Для выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения в полном объеме собственниками многоквартирного дома N 34 по улице Краснополянская принято решение привлечь дополнительные средства, недостающие в размере 338 232 рублей.
В соответствии с Порядком использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 28.12.2012 N 385, обращением товарищества собственников жилья "Самарский-Жилой фонд" от 12.10.2014 N 25, возвращенные в бюджет Волгограда неиспользованные средства в размере 284 656 рублей (164 873 рублей - средства фонда, 29 946 рублей - средства областного бюджета, 89 837 рублей - средства бюджета Волгограда) направлены на проведение капитального ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома N 34 по улице Краснополянская.
Первоначально срок реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов определен до 01.12.2013. Однако по согласованию с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области постановлением Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 N 83-п срок продлен до 31.12.2013.
В целях завершения в указанный срок работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 34 по улице Краснополянская, учитывая длительный период согласования программы в структурных подразделениях администрации Волгограда, департаментом дополнительные средства перечислены в товарищество собственников жилья "Самарский-Жилой фонд".
По мнению административного органа, в нарушение статей 15, 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, пункта 8 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 N 385, приложения N 1 областной программы от 05.06.2013 N 277-п, пункта 4.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 N 72-п, пункта 4.1 постановления администрации Волгограда от 28.08.2013 N 1444, пункта 2.4.1 Соглашения от 03.07.2013 N 146 департаментом в 2013 году за счет средств фонда произведена оплата в сумме 164873 рублей капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Волгоград, улица Краснополянская, 34, сверх его стоимости, предусмотренной приложением N 1 Областной адресной программы от 05.06.2013 N 277-п, без внесения изменений в указанную программу, что в соответствии с пунктом 15 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 N 385, является нецелевым использованием средств фонда.
Однако как правильно указано судебными инстанциями, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств факта нецелевого использования средств фонда административным органом арбитражному суду представлено не было.
Так из материалов судебными инстанциями установлено, что работы по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома N 34 по улице Краснополянская выполнены в полном объеме, в соответствии со сметной документацией, в установленный программой срок, что подтверждается актами выполненных работ формы N КС-2.
Выполненный вид работ - ремонт внутридомовой системы электроснабжения - соответствует пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Перераспределение остатков средств, неиспользованных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома по улице Арсеньева, 46, на дополнительные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по улице Краснополянская, 34 произведено в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 и не привело к изменению количества многоквартирных домов, указанных в региональной программе на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда.
Изменения в ведомственную целевую программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году" внесены по факту выполнения работ.
Таким образом, обоснован вывод судебных инстанций, что материалами дела подтверждаются обстоятельства того, что средства, перераспределенные в рамках реализации областной адресной программы для наиболее полного освоения средств финансовой поддержки фонда, израсходованы в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.
В свою очередь, Департамент направил средства фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в пределах минимального объема на цели, соответствующие региональной адресной программе.
С учетом изложенного является правомерным вывод судебных инстанций, что перераспределение остатков средств, неиспользованных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: улица Арсеньева, 46, на дополнительные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: улица Краснополянская, 34 произведено в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и не привело к изменению количества многоквартирных домов, указанных в региональной программе на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало законность и обоснованность вынесения оспариваемого представления.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о противоречии представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 29.08.2014 N 07-36/53/07-14-08/3170 Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", тем самым нарушении прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А12-39643/2014 признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 15.10.2014 N 07-13-14/43П/291 о привлечении Департамента к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 8243 руб. 65 коп.
Доводы, влияющие на законность обжалуемых судебных актов и являющиеся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены, в кассационной жалобе не усматриваются.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Оценка имеющихся в деле доказательств, произведена арбитражными судами в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суды к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу N А12-34311/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
С.В.МОСУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)