Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2014 N 4А-348/2014

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. N 4а-348/2014


И.о. председателя Томского областного суда Школяр Л.Г., рассмотрев жалобу Х.А.Ю. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N 15 от 31 января 2014 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27 марта 2014 года и решение судьи Томского областного суда от 27 мая 2014 года, вынесенные в отношении Х.А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N 15 от 31.01.2014, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.03.2014, председатель правления ТСЖ "Учебная" Х.А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятисот рублей.
Решением судьи Томского областного суда от 27.05.2014 постановление должностного лица N 15 от 31.01.2014 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.03.2014 оставлены без изменения.
В жалобе Х.А.Ю. просит состоявшиеся по делу судебные акты, а также постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что субъектом вменяемого ему административного правонарушения является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, а материалы дела содержат документы, подтверждающие данный вывод. Так, из распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица следует, что проверка проводилась в отношении ТСЖ "Учебная", а акт проверки предусматривает проверку ТСЖ "Учебная" органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Отмечает, что он является председателем правления ТСЖ "Учебная", по должности действует без доверенности от имени ТСЖ "Учебная" и является представителем указанного юридического лица, что не предполагает наделения его статусом индивидуального предпринимателя и соответственно привлечения его в качестве должностного лица к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ. Ссылается на то, что в действиях председателя правления ТСЖ "Учебная" отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку ТСЖ "Учебная" не имело возможности надлежаще исполнить обязанности по обеспечению бесперебойного горячего водоснабжения ввиду отказа собственника квартиры N/__/ в предоставлении доступа к трубе горячего водоснабжения, где была обнаружена самим потребителем течь трубы в ванной комнате. 13.01.2014 председателем правления ТСЖ "Учебная" в адрес Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области было направлено сообщение о невозможности выполнить предписание об обеспечении бесперебойной подаче горячей воды из-за отказа собственника квартиры N/__/ предоставить доступ к трубе горячего водоснабжения для обследования и ремонта. Указывает, что согласно п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. Отмечает, что данные доводы не получили должной оценки в состоявшихся по делу судебных актах.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы Х.А.Ю., оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, информации об услугах, предоставляемых исполнителем, а также установленный режим обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечивающего непрерывность потребления, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя.
С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг, потребителю предоставляется горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Учебная" осуществляет управление, обслуживание и эксплуатацию жилого дома по адресу: /__/, и является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилья в этом доме.
Согласно протоколу собрания правления ТСЖ "Учебная" от 31.03.2013 Х.А.Ю. избран председателем правления ТСЖ "Учебная".
Уставом ТСЖ "Учебная" установлено, что председатель правления действует без доверенности от имени товарищества.
Из коллективных обращений жильцов дома N /__/ по /__/ следует, что с 25.12.2013 по указанному адресу отсутствует горячее водоснабжение.
Актом администрации Кировского района г. Томска от 09.01.2014 установлено, что в квартирах N /__/ и /__/ в доме N /__/ горячая вода отсутствует.
10.01.2014 Х.А.Ю. выдано предписание о проведении обследования и обеспечении бесперебойного горячего водоснабжения жилых помещений /__/-го подъезда по адресу: /__/ в срок до 12.01.2014.
Актом проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3 от 16.01.2014 подтверждается, что у граждан-потребителей коммунальных услуг /__/-го подъезда дома N /__/ в с 06.01.2014 по настоящее время отсутствует горячее водоснабжение.
Протоколом N 4 об административном правонарушении от 17.01.2014 установлено, что Х.А.Ю. нарушены положения п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 541 Гражданского кодекса РФ, пп. "б" п. 4, приложения N 1 п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно акту проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3 от 29.01.2014, предписание от 10.01.2014 в полном объеме не выполнено, а именно: в /__/- м подъезде в доме N /__/ по адресу: /__/ не выполнены работы по восстановлению горячего водоснабжения.
29.01.2014 Х.А.Ю. выдано предписание об обеспечении бесперебойного горячего водоснабжения жилых помещений /__/-го подъезда по адресу: /__/ в срок до 28.02.2014.
Согласно протоколу N 13 об административном правонарушении от 29.01.2014 в седьмом подъезде по адресу: /__/ не выполнены работы по восстановлению горячего водоснабжения.
Факт совершения Х.А.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 4 от 17.01.2014 (л.д. 5); протоколом об административном правонарушении N 13 от 29.01.2014 (л.д. 19); предписанием N 3 от 10.01.2014 (л.д. 49); предписанием N 3/1 от 29.01.2014 (л.д. 26); актом администрации Кировского района г. Томска от 09.01.2014 (л.д. 46 материалов административного дела Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области); актом проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3 от 16.01.2014 (л.д. 31-32); актом проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N Кол-0003/1 от 29.01.2014 (л.д. 27) и другими доказательствами, правильно оцененными судьей районного суда и судьей Томского областного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности.
Данные доказательства являются допустимыми и достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.
При таких обстоятельствах действия Х.А.Ю. правильно квалифицированы по ст. 7.23 КоАП РФ. Оснований сомневаться в выводах судьи районного суда и судьи Томского областного суда не имеется.
Довод жалобы Х.А.Ю. о том, что он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, не может быть принят во внимание. В соответствии с п. 1.11 Устава ТСЖ "Учебная" товарищество создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Согласно п. 15.1 Устава ТСЖ "Учебная" председатель правления Товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени Товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, Уставом Товарищества не требуют обязательного одобрения правлением Товарищества или общим собранием членов Товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов Товарищества правила внутреннего распорядка Товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (п. 15.2 Устава ТСЖ "Учебная"). Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, поскольку ТСЖ "Учебная" создано для совместного управления, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, а председателем его правления является Х.А.Ю., который выполняет организационно-распорядительные функции в ТСЖ "Учебная", то Х.А.Ю. обоснованно признан должностным лицом в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в качестве субъекта данного административного правонарушения.
Довод Х.А.Ю. в жалобе на то, что в действиях председателя правления ТСЖ "Учебная" отсутствует вина в совершении административного правонарушения, являлся предметом рассмотрения судьей районного суда, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется. Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Х.А.Ю. были предприняты все возможные меры по восстановлению горячего водоснабжения в /__/ подъезде дома N /__/ по /__/, и не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что Х.А.Ю. предпринимались действия по установлению места течи в инженерных коммуникациях и причин ее возникновения. Более того, из заявления К. от 13.01.2014, поданного в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, следует, что Х.А.Ю. в период с марта 2012 года по январь 2014 затапливал ее квартиру 8 раз, поскольку его вышерасположенная крупногабаритная квартира содержит многочисленные незаконные перепланировки и переустройства, а также по причине самовольного вмешательства Х.А.Ю. в общедомовое имущество затоплены и другие, прилегающие к его квартире, жилые помещения: в апреле 2013 года квартиры N /__/ и /__/, а 17.11.2013 - квартира N /__/ (л.д. 18-19 материалов административного дела Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области).
Вопреки утверждению Х.А.Ю., все доводы жалоб, поданных им в нижестоящие судебные инстанции, а также доказательства получили должную оценку, все фактические обстоятельства дела установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела, и отражены в состоявшихся по делу судебных актах.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях Х.А.Ю. состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, в жалобе не приведено.
Таким образом, должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности Х.А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, с жалобой не представлено и в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, а также обжалуемых судебных актов, должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда не допущено.
Постановление о привлечении Х.А.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Х.А.Ю. в пределах санкции ст. 7.23 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты, а также постановление должностного лица сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. председателя Томского областного суда

постановил:

постановление заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N 15 от 31 января 2014 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27 марта 2014 года и решение судьи Томского областного суда от 27 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу Х.А.Ю. - без удовлетворения.

Исполняющий обязанности председателя
Томского областного суда
Л.Г.ШКОЛЯР



















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)