Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2014 года по делу N А12-27009/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дорожная, д. 7 "А", оф. 28, ОГРН 1083454001620, ИНН 3428989120)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общества "Волгоградэнергосбыт" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523),
о признании недействительным предписания,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (далее - ООО "УК "Ахтуба", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 11.06.2014 N 880 об устранении нарушений обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 16 октября 2014 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным предписание инспекции от 11.06.2014 N 880 об устранении нарушений обязательных требований, выданное ООО "УК "Ахтуба".
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Административный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Битюкова Н.В. от 06.05.2014 N 880 с целью проверки доводов обращения от 23.04.2014 N Ж-01904 по вопросу бездействия ООО "УК "Ахтуба" по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, в период с 21.05.2014 по 11.06.2014 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Ахтуба", по результатам которой составлен акт проверки от 11.06.2014 N 880, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
11.06.2014 административным органом обществу выдано предписание N 880 об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому ООО "УК "Ахтуба" надлежит в срок до 18.08.2014 в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту а) пункта 9, пункту 13, пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) обеспечить предоставление коммунальных услуг по электроснабжению (на индивидуальные и общедомовые нужды) потребителям многоквартирного дома N 15 по улице МКР, р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинский район, Волгоградская область путем заключения договора на поставку коммунального ресурса по электроснабжению потребителям многоквартирного дома, а именно провести действия, направленные на заключение договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению предоставления коммунальных услуг по электроснабжению на индивидуальные и общедомовые нужды потребителям указанного многоквартирного дома.
ООО "УК "Ахтуба", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону, ущемляет права общества как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на управляющую организацию обязанность по заключению договора для дополнительного регулирования уже сложившихся правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и потребителями - собственниками помещений в многоквартирном доме, а также несение дополнительных обязанностей по начислению и сбору платы за услугу по электроснабжению и бремя расходов по оплате коммунального ресурса.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания на совершенное правонарушение, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором управления от 30.01.2010, заключенного на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 28.12.2009, ООО "УК "Ахтуба" является организацией, уполномоченной на выполнение функций по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 9, пункта 13, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг у ООО "УК "Ахтуба" отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса по электроснабжению.
Административным органом установлено, что в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей многоквартирного дома N 15 по улице МКР являлось ООО "Волгоградоблэлектросбыт", которое заключало договоры с потребителями, осуществляло начисление и сбор платы за оказанные услуги по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды.
С 01.01.2013 после смена гарантирующего поставщика исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей многоквартирного дома N 15 по улице МКР является ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу о том, что сохранение договорных отношений по предоставлению услуги по электроснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 по улице МКР, р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинский район, Волгоградская область и ОАО "Волгоградэнергосбыт" при выборе способа управления - управление управляющей организацией, нарушают права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку влекут оплату услуги по электроснабжению в более высоких объемах.
Из материалов дела усматривается, что невозможность заключения ООО "УК "Ахтуба" договора на поставку электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией обусловлена отсутствием у общества технической документации на многоквартирный ввиду неисполнения МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязанности по ее передаче вновь избранной управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями), управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
- Подпунктом "е" пункта 6 Правил заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями определено, что к заявке (оферте) о заключении договора ресурсоснабжения прилагаются документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
- Согласно пункту 14 Правил заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А12-9392/2011 на МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" возложена обязанность передать ООО "УК "Ахтуба" документы, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в том числе домом N 15 по ул. МКР: документы (акты) о приемке результатов работ (сметы, формы КС-2, КС-3); акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома; план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на дома и земельный участок; карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени у ООО "УК "Ахтуба" отсутствует техническая документация, необходимая для обращения с заявкой о заключении договора ресурсоснабжения, что исключает возможность исполнения обществом оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что понуждение ООО "УК "Ахтуба" заключить договор на поставку электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией посредством исполнения предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области не соответствует положениям статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации законом или добровольно принятым обязательством.
При рассмотрении споров, связанных с заключением договора энергоснабжения, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации инициатива по заключению договора может исходить как от одной стороны, так и от другой, а при обращении в суд с иском о понуждении заключить договор должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный данной нормой права, путем направления заинтересованной стороне проекта договора.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, возможность обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор может быть реализована после совершения действий, указанных в пункте 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, и неполучения в установленный законом срок акцепта.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указание административным органом в предписании на заключение договора не соответствует принципу исполнимости предписания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что предписание инспекции от 11.06.2014 N 880 правомерно признано судом первой инстанции недействительным как не соответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В апелляционной жалобе административный орган указывает, что оспариваемым предписанием на ООО "УК "Ахтуба" возложена обязанность не заключить договор, а совершить действия, направленные на его заключение, в том числе направление оферты, выполнив тем самым обязательства, предусмотренные пунктом 4.4.1 договора управления многоквартирным домом от 30.01.2010
Суд апелляционной инстанции считает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку предписание от 11.06.2014 N 880 не содержит указания на необходимость совершения обществом конкретных действий.
Пункт 4.4.1 в договоре управления многоквартирным домом от 30.01.2010 отсутствует (т. 1, л.д. 52-67).
Довод инспекции о том, что представление технической документации на многоквартирный дом не является обязательным при обращении с заявлением о заключении договора ресурсоснабжения, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку необходимость представления соответствующих документов предусмотрена Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Апелляционная коллегия также считает несостоятельной ссылку административного органа на наличие у ООО "УК "Ахтуба" в силу закона обязанности заключить договор ресурсоснабжения.
Подпункт "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусматривает возможность предоставления услуги электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организацией в случае, когда способ управления выбран, но управляющей компанией еще не заключен договор о приобретении коммунального ресурса по каким-либо причинам.
Таким образом, нормативным актом урегулирован вопрос энергоснабжения дома в ситуации невозможности заключения договора о приобретении коммунального ресурса между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией по уважительным причинам.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого судебного акта.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2014 года по делу N А12-27009/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 12АП-12173/2014 ПО ДЕЛУ N А12-27009/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. по делу N А12-27009/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2014 года по делу N А12-27009/2014 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дорожная, д. 7 "А", оф. 28, ОГРН 1083454001620, ИНН 3428989120)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общества "Волгоградэнергосбыт" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523),
о признании недействительным предписания,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (далее - ООО "УК "Ахтуба", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 11.06.2014 N 880 об устранении нарушений обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 16 октября 2014 года требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным предписание инспекции от 11.06.2014 N 880 об устранении нарушений обязательных требований, выданное ООО "УК "Ахтуба".
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Административный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Битюкова Н.В. от 06.05.2014 N 880 с целью проверки доводов обращения от 23.04.2014 N Ж-01904 по вопросу бездействия ООО "УК "Ахтуба" по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, в период с 21.05.2014 по 11.06.2014 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Ахтуба", по результатам которой составлен акт проверки от 11.06.2014 N 880, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
11.06.2014 административным органом обществу выдано предписание N 880 об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому ООО "УК "Ахтуба" надлежит в срок до 18.08.2014 в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту а) пункта 9, пункту 13, пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) обеспечить предоставление коммунальных услуг по электроснабжению (на индивидуальные и общедомовые нужды) потребителям многоквартирного дома N 15 по улице МКР, р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинский район, Волгоградская область путем заключения договора на поставку коммунального ресурса по электроснабжению потребителям многоквартирного дома, а именно провести действия, направленные на заключение договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению предоставления коммунальных услуг по электроснабжению на индивидуальные и общедомовые нужды потребителям указанного многоквартирного дома.
ООО "УК "Ахтуба", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует закону, ущемляет права общества как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на управляющую организацию обязанность по заключению договора для дополнительного регулирования уже сложившихся правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и потребителями - собственниками помещений в многоквартирном доме, а также несение дополнительных обязанностей по начислению и сбору платы за услугу по электроснабжению и бремя расходов по оплате коммунального ресурса.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания на совершенное правонарушение, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором управления от 30.01.2010, заключенного на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 28.12.2009, ООО "УК "Ахтуба" является организацией, уполномоченной на выполнение функций по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 9, пункта 13, пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг у ООО "УК "Ахтуба" отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса по электроснабжению.
Административным органом установлено, что в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей многоквартирного дома N 15 по улице МКР являлось ООО "Волгоградоблэлектросбыт", которое заключало договоры с потребителями, осуществляло начисление и сбор платы за оказанные услуги по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды.
С 01.01.2013 после смена гарантирующего поставщика исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей многоквартирного дома N 15 по улице МКР является ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу о том, что сохранение договорных отношений по предоставлению услуги по электроснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 по улице МКР, р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинский район, Волгоградская область и ОАО "Волгоградэнергосбыт" при выборе способа управления - управление управляющей организацией, нарушают права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку влекут оплату услуги по электроснабжению в более высоких объемах.
Из материалов дела усматривается, что невозможность заключения ООО "УК "Ахтуба" договора на поставку электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией обусловлена отсутствием у общества технической документации на многоквартирный ввиду неисполнения МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" обязанности по ее передаче вновь избранной управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями), управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
- Подпунктом "е" пункта 6 Правил заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями определено, что к заявке (оферте) о заключении договора ресурсоснабжения прилагаются документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
- Согласно пункту 14 Правил заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А12-9392/2011 на МУП "Среднеахтубинское ЖКХ" возложена обязанность передать ООО "УК "Ахтуба" документы, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в том числе домом N 15 по ул. МКР: документы (акты) о приемке результатов работ (сметы, формы КС-2, КС-3); акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома; план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на дома и земельный участок; карточки регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка).
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени у ООО "УК "Ахтуба" отсутствует техническая документация, необходимая для обращения с заявкой о заключении договора ресурсоснабжения, что исключает возможность исполнения обществом оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что понуждение ООО "УК "Ахтуба" заключить договор на поставку электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией посредством исполнения предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области не соответствует положениям статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации законом или добровольно принятым обязательством.
При рассмотрении споров, связанных с заключением договора энергоснабжения, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации инициатива по заключению договора может исходить как от одной стороны, так и от другой, а при обращении в суд с иском о понуждении заключить договор должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный данной нормой права, путем направления заинтересованной стороне проекта договора.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, возможность обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор может быть реализована после совершения действий, указанных в пункте 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, и неполучения в установленный законом срок акцепта.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указание административным органом в предписании на заключение договора не соответствует принципу исполнимости предписания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что предписание инспекции от 11.06.2014 N 880 правомерно признано судом первой инстанции недействительным как не соответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В апелляционной жалобе административный орган указывает, что оспариваемым предписанием на ООО "УК "Ахтуба" возложена обязанность не заключить договор, а совершить действия, направленные на его заключение, в том числе направление оферты, выполнив тем самым обязательства, предусмотренные пунктом 4.4.1 договора управления многоквартирным домом от 30.01.2010
Суд апелляционной инстанции считает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку предписание от 11.06.2014 N 880 не содержит указания на необходимость совершения обществом конкретных действий.
Пункт 4.4.1 в договоре управления многоквартирным домом от 30.01.2010 отсутствует (т. 1, л.д. 52-67).
Довод инспекции о том, что представление технической документации на многоквартирный дом не является обязательным при обращении с заявлением о заключении договора ресурсоснабжения, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку необходимость представления соответствующих документов предусмотрена Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Апелляционная коллегия также считает несостоятельной ссылку административного органа на наличие у ООО "УК "Ахтуба" в силу закона обязанности заключить договор ресурсоснабжения.
Подпункт "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусматривает возможность предоставления услуги электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организацией в случае, когда способ управления выбран, но управляющей компанией еще не заключен договор о приобретении коммунального ресурса по каким-либо причинам.
Таким образом, нормативным актом урегулирован вопрос энергоснабжения дома в ситуации невозможности заключения договора о приобретении коммунального ресурса между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией по уважительным причинам.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого судебного акта.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2014 года по делу N А12-27009/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)