Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Игнатьевой О.А. по дов. от 12.01.2015, Гореликовой О.Г. по дов. от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 по делу N А67-735/2014 (судья Ломиворотов Л.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания от 30.12.2013 N 188,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 30.12.2013 N 188.
Решением Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 30.12.2013 N 188 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Заливная, 1, на основании договора энергоснабжения N 2300 от 28.11.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20.12.2013 в адрес Управления Роспотребнадзора Томской области из Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступили материалы проверки по обращению потребителя Рулева А.В., проживающего по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 кв. 7, по факту отсутствия правовых оснований для выставления ОАО "ТЭК" в платежных документах (счетах-квитанциях) платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды.
Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно статей 8, 10, 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992, N 2300-1, пунктов 31, 33, 40, 44, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при оформлении ОАО "ТЭК" платежных документов.
30.12.2013 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Томской области выдано предписание, которым ОАО "ТЭК" предложено обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов - информацию, предоставляемую в платежных документах, предъявляемых к оплате Рулеву А.В., проживающего по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 кв. 7, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом требований статей 8, 10, 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции контроля и надзора за защитой прав потребителей осуществляют органы Роспотребнадзора.
Соответственно, органы Роспотребнадзора вправе направлять гражданам и организациям предписания об устранении нарушений законодательства.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Заливная, 1, осуществляется управляющей организацией ООО "Жилремсервис", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2300 от 28.11.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "Жилремсервис", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Заливная, 1, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 30.09.2011.
01.10.2011 между собственниками жилых помещений и ООО "Жилремсервис" заключен договор управления многоквартирным домом.
28.11.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "Жилремсервис" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 2300, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "Жилремсервис".
ООО "Жилремсервис" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" также заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (далее по тексту имеются в виду граждане, которым УО предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с Потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 01.06.2010, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томская энергосбытовая компания" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "Жилремсервис", а ОАО "Томская энергосбытовая компания" - как ресурсоснабжающая организация.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томская энергосбытовая компания", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томская энергосбытовая компания" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томская энергосбытовая компания" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Управления о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Заливная, 1 на основании договора энергоснабжения N 2300 от 28.11.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
Между тем, данный довод апеллянта опровергается материалами дела, а именно письмом ООО "Жилремсервис" от 19.07.2013 в адрес ОАО "Томская энергосбытовая компания", в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
Административный орган, кроме того, пришел к обоснованному выводу о предоставлении потребителю недостоверной информации об объеме электроэнергии, потребленной на ОДН.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Следовательно, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на работу лифтового оборудования, освещение мест общего пользования и т.п.).
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в части 1 статьи 36 ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на работу лифтового оборудования, освещение мест общего пользования и т.п.), то есть, электроэнергии, потребляемой за пределами жилых помещений.
Материалами дела подтверждается, что Департаментом проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 (Акт визуального осмотра от 01.11.2013), в результате которого установлено, что вышеуказанный жилой дом: двухэтажный, восьмиквартирный (11 лицевых счетов) деревянный жилой дом. Оборудован центральными системами холодного водоснабжения и электроснабжения, отопления.
Электроснабжение жилого дома осуществляется от опоры N 2-3 ВЛ-0,4кВ ТП604-52. На стене жилого дома установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии типа ДДМ РИМ 114.01 N 734445. Индивидуальные приборы учета электрической энергии (ИПУ) расположены внутри жилых помещений.
Квартиры NN 1,2,3,4,7,8 оборудованы отдельными входами. Квартира N 5 разделена на три квартиры под N 5, данные квартиры имеют общий вход. Квартира N 6 разделена на две квартиры под N 6, данные квартиры имеют общий вход. На первом этаже расположены квартиры N 3,4,7,8. На втором этаже расположены квартиры N 1,2,5,6.
Осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартиры N 1, подключены под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 1. Осветительный прибор, расположенный в тамбуре квартиры N 2, подключен под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 2. Осветительный прибор, расположенный в тамбуре квартиры N 7, подключен под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 7. Осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартир под номерами N 6, подключены к общей сети электроснабжения (МОП) данного дома.
При обследовании установлено, что для собственников квартир NN 1,2,3,4,7,8 отсутствуют места общего пользования, необходимые для эксплуатации данных квартир.
В материалах дела имеются также два акта обследования от 01.08.2013 и от 01.11.2013 проведенных исполнителем услуг - ООО "Жилремсервис", из которых следует, что в местах общего пользования квартир N 6 и N 8 имеется две лампы накаливания по 60 Вт, подключенные к общей сети. Освещение лестничных клеток квартир NN 1,2,3,4,5,7 осуществляется через ИПУ. ИПУ в квартирах N 3 и N 5 отсутствуют.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и общей лестничной площадке, тамбуре квартир NN 1, 2, 7 подключены под ИПУ данных квартир; осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартир под номерами N 6, подключены к общей сети электроснабжения (МОП) данного дома.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пункта 7 Правил N 491 тамбур, общий лестничный марш и общая лестничная площадка в многоквартирном доме относится к общему имуществу многоквартирного дома, за потребление коммунальных услуг, при использовании которых необходимо вносить плату.
Однако, плата за потребленную в местах общего пользования - тамбуре общем лестничном марше и общей лестничной площадке, квартир NN 1, 2, 7 электроэнергию в качестве ОДН между всеми пользователя помещений в многоквартирном доме не распределяется, а возлагается на собственников квартир N 1, 2, 7, что свидетельствует о нарушении их прав и предоставлении ОАО "Томская энергосбытовая компания" в счетах-извещениях недостоверной информации относительно объема электроэнергии, потребленной на ОДН.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае административным органом в ходе судебного разбирательства подтвержден вывод о недостоверности информации, предоставляемой ОАО "Томская энергосбытовая компания" потребителям, проживающим по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1, что свидетельствует о наличии оснований для выдачи предписания.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлением полномочий.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Управления от 30.12.2013 N 188 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 по делу N А67-735/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2014 N 8790.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2015 N 07АП-1785/2015 ПО ДЕЛУ N А67-735/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2015 г. по делу N А67-735/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Игнатьевой О.А. по дов. от 12.01.2015, Гореликовой О.Г. по дов. от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 по делу N А67-735/2014 (судья Ломиворотов Л.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, г. Томск, о признании незаконным и отмене предписания от 30.12.2013 N 188,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 30.12.2013 N 188.
Решением Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 30.12.2013 N 188 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Заливная, 1, на основании договора энергоснабжения N 2300 от 28.11.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20.12.2013 в адрес Управления Роспотребнадзора Томской области из Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступили материалы проверки по обращению потребителя Рулева А.В., проживающего по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 кв. 7, по факту отсутствия правовых оснований для выставления ОАО "ТЭК" в платежных документах (счетах-квитанциях) платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды.
Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно статей 8, 10, 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992, N 2300-1, пунктов 31, 33, 40, 44, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при оформлении ОАО "ТЭК" платежных документов.
30.12.2013 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Томской области выдано предписание, которым ОАО "ТЭК" предложено обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов - информацию, предоставляемую в платежных документах, предъявляемых к оплате Рулеву А.В., проживающего по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 кв. 7, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, с учетом требований статей 8, 10, 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1; пунктов 31, 33, 40, 45, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции контроля и надзора за защитой прав потребителей осуществляют органы Роспотребнадзора.
Соответственно, органы Роспотребнадзора вправе направлять гражданам и организациям предписания об устранении нарушений законодательства.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу г. Томск, ул. Заливная, 1, осуществляется управляющей организацией ООО "Жилремсервис", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2300 от 28.11.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "Жилремсервис", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Так, из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Заливная, 1, выбрали способ управления управляющей организацией, согласно протокола общего собрания собственников от 30.09.2011.
01.10.2011 между собственниками жилых помещений и ООО "Жилремсервис" заключен договор управления многоквартирным домом.
28.11.2007 между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "Жилремсервис" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 2300, на основании пункта 1.1 которого ООО "Энергокомфорт" Сибирь" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "Жилремсервис".
ООО "Жилремсервис" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" также заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, согласно пункта 1.1 которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (далее по тексту имеются в виду граждане, которым УО предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Из пункта 1.3. Соглашения следует, что гарантирующий поставщик и управляющая организация заключили настоящее соглашение в соответствии с пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011).
Как следует из указанного пункта Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот.
В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку.
В силу пункта 2.1.4. соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения.
Пунктом 2.2.1. соглашения установлено, что ООО "Энергокомфорт" Сибирь" имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с Потребителей.
Между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение от 01.06.2010, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, установлен факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томская энергосбытовая компания".
При этом в счетах-извещениях на оплату электроэнергии, выставляемых ОАО "Томская энергосбытовая компания" потребителям в указанном жилом доме, указано, что исполнителем является ООО "Жилремсервис", а ОАО "Томская энергосбытовая компания" - как ресурсоснабжающая организация.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томская энергосбытовая компания", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томская энергосбытовая компания" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томская энергосбытовая компания" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Управления о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением не доказан, а судом не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по ул. Заливная, 1 на основании договора энергоснабжения N 2300 от 28.11.2007 - в договоре не согласована точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
Между тем, данный довод апеллянта опровергается материалами дела, а именно письмом ООО "Жилремсервис" от 19.07.2013 в адрес ОАО "Томская энергосбытовая компания", в котором указана точка поставки: г. Томск, ул. Заливная, 1.
Административный орган, кроме того, пришел к обоснованному выводу о предоставлении потребителю недостоверной информации об объеме электроэнергии, потребленной на ОДН.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Следовательно, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на работу лифтового оборудования, освещение мест общего пользования и т.п.).
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в части 1 статьи 36 ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на работу лифтового оборудования, освещение мест общего пользования и т.п.), то есть, электроэнергии, потребляемой за пределами жилых помещений.
Материалами дела подтверждается, что Департаментом проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1 (Акт визуального осмотра от 01.11.2013), в результате которого установлено, что вышеуказанный жилой дом: двухэтажный, восьмиквартирный (11 лицевых счетов) деревянный жилой дом. Оборудован центральными системами холодного водоснабжения и электроснабжения, отопления.
Электроснабжение жилого дома осуществляется от опоры N 2-3 ВЛ-0,4кВ ТП604-52. На стене жилого дома установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии типа ДДМ РИМ 114.01 N 734445. Индивидуальные приборы учета электрической энергии (ИПУ) расположены внутри жилых помещений.
Квартиры NN 1,2,3,4,7,8 оборудованы отдельными входами. Квартира N 5 разделена на три квартиры под N 5, данные квартиры имеют общий вход. Квартира N 6 разделена на две квартиры под N 6, данные квартиры имеют общий вход. На первом этаже расположены квартиры N 3,4,7,8. На втором этаже расположены квартиры N 1,2,5,6.
Осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартиры N 1, подключены под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 1. Осветительный прибор, расположенный в тамбуре квартиры N 2, подключен под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 2. Осветительный прибор, расположенный в тамбуре квартиры N 7, подключен под индивидуальный прибор учета электрической энергии квартиры N 7. Осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартир под номерами N 6, подключены к общей сети электроснабжения (МОП) данного дома.
При обследовании установлено, что для собственников квартир NN 1,2,3,4,7,8 отсутствуют места общего пользования, необходимые для эксплуатации данных квартир.
В материалах дела имеются также два акта обследования от 01.08.2013 и от 01.11.2013 проведенных исполнителем услуг - ООО "Жилремсервис", из которых следует, что в местах общего пользования квартир N 6 и N 8 имеется две лампы накаливания по 60 Вт, подключенные к общей сети. Освещение лестничных клеток квартир NN 1,2,3,4,5,7 осуществляется через ИПУ. ИПУ в квартирах N 3 и N 5 отсутствуют.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и общей лестничной площадке, тамбуре квартир NN 1, 2, 7 подключены под ИПУ данных квартир; осветительные приборы, расположенные на общем лестничном марше и лестничной площадке квартир под номерами N 6, подключены к общей сети электроснабжения (МОП) данного дома.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и пункта 7 Правил N 491 тамбур, общий лестничный марш и общая лестничная площадка в многоквартирном доме относится к общему имуществу многоквартирного дома, за потребление коммунальных услуг, при использовании которых необходимо вносить плату.
Однако, плата за потребленную в местах общего пользования - тамбуре общем лестничном марше и общей лестничной площадке, квартир NN 1, 2, 7 электроэнергию в качестве ОДН между всеми пользователя помещений в многоквартирном доме не распределяется, а возлагается на собственников квартир N 1, 2, 7, что свидетельствует о нарушении их прав и предоставлении ОАО "Томская энергосбытовая компания" в счетах-извещениях недостоверной информации относительно объема электроэнергии, потребленной на ОДН.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае административным органом в ходе судебного разбирательства подтвержден вывод о недостоверности информации, предоставляемой ОАО "Томская энергосбытовая компания" потребителям, проживающим по адресу: г. Томск, ул. Заливная, д. 1, что свидетельствует о наличии оснований для выдачи предписания.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлением полномочий.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Управления от 30.12.2013 N 188 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 22.01.2015 по делу N А67-735/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2014 N 8790.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)