Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лагутина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2535/2014 по апелляционной жалобе Ц., действующей в интересах З. на основании доверенности серии N <...> выданной 28 февраля 2014 года сроком на 3 года, на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года, постановленное по заявлению З. о признании незаконным отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - Ц., представителя администрации Невского района Санкт-Петербурга - Н., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры <адрес>. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд обязать администрацию района согласовать проект переустройства и перепланировки указанного жилого помещения.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заявитель З. в суд апелляционной инстанции не явился. О времени судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства, не представил. Руководствуясь ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, З. является собственником квартиры <адрес>.
После получения 17 сентября 2013 года разрешения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга разработать проект устройства двух отдельных входов и замены оконного заполнения на витринное со стороны лицевого фасада здания, по поручению заявителя и в соответствии с ним <Ю.Л.1.> разработан проект перепланировки квартиры <адрес> под магазины промышленных товаров с устройством двух отдельных входов на месте существующих оконных проемов со стороны лицевого фасада здания.
Проект перепланировки и переустройства жилого помещения согласован в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (экспертное заключение о соответствии проекта действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам от 2128 ноября 2013 года), Отделе надзорной деятельности Фрунзенского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - 13 декабря 2013 года, Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга - 26 ноября 2013 года.
Проектная документация представлена на рассмотрение межведомственной комиссии администрации Невского района Санкт-Петербурга для получения разрешения на перепланировку с целью дальнейшего перевода жилого помещения в нежилой фонд.
По результатам рассмотрения документов администрацией Невского района Санкт-Петербурга отказано в согласовании перепланировки жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, о чем уведомлением от 14 февраля 2014 года N <...> сообщено заявителю.
Как следует из заключения МВК администрации Невского района Санкт-Петербурга N <...> от 14 февраля 2014 года причиной отказа в согласовании переустройства и перепланировки квартиры <адрес> явилось несоответствие планирования устройства проема и входов в стенах крупнопанельного здания требованию п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Кроме того, в период разрешения спора в суде первой инстанции, представителем администрации указано на отсутствие согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома на уменьшение общего имущества, а именно фасада здания и земельного участка, что является следствием устройства отдельных входов в квартиру заявителя со стороны фасада здания и неизбежно влечет использование З. части общего имущества в личных целях.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования п. 4.2.4.9 Правил неприменимы к переустройству и перепланировке квартиры <адрес>.
Так, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27 сентября 2003 года N 170, регулирующие вопросы эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, содержат несколько разделов.
В разделе 4 - Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержится п. 4.2 - Стены. В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности п. 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), п. 4.2.2 - стены деревянные, п. 4.2.3 - отделка, п. 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры.
В п. 4.2.4 содержится п. п. 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. Данным пунктом Правил запрещено в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
Таким образом, пункт 4.2.4.9 Правил содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Пункт 1.7.1 устанавливает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Следовательно, вопросы перепланировки помещений регулируются не п. 4.2.4.9, а специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
З. представлен проект переустройства и перепланировки квартиры, который сделан организацией, имеющей лицензию на проведение проектных работ; проект соответствует требованиям градостроительного законодательства РФ, СНиПам, Правилам и нормам пожарной безопасности. Устройство отдельных входов предусмотрено на месте существующих оконных проемов со стороны лицевого фасада.
Согласно проекту, устройство входов не повлияет на несущую способность и прочностные характеристики здания в целом, входы обустраиваются из существующих оконных проемов путем демонтажа подоконной не несущей части наружной самонесущей стены без расширения по вертикальным осям, для устройства проема во внутренней несущей железобетонной панели предусмотрено усиление металлическими балками.
Как следует из заключения эксперта <Юр.Л.2>, проект перепланировки квартиры <адрес> соответствует действующим строительным нормам и правилам. Перепланировка, произведенная в соответствии с проектом, в том числе устройство отдельных входов, не может привести к нарушению прочности или к разрушению несущих конструкций здания. Демонтаж подоконных проемов наружных стен является допустимым изменением параметров проемов, производящимся в габаритах ширины существующих проемов и, соответственно, не является ни расширением, ни пробивкой проемов в наружной стене жилого дома, что не противоречит требованиям п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. изменение размеров проемов, производящееся в габаритах ширины существующих оконных проемов, не нарушает конструктивную (или нагрузочную) схему здания, не повлияет на несущую способность конструкций жилого дома и не создаст угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, поскольку совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что организация отдельных входов путем демонтажа подоконной части панели строго в габаритах существующих оконных проемов без его расширения, при условии соблюдения проектных решений, не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплуатационную пригодность жилого дома, то переустройство квартиры в нежилое помещение по представленной проектной документации возможно.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа администрации района в согласовании проекта перепланировки по причине несоответствия проекта требованиям п. 4.2.4.9 Правил, является правильным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции также правильно указал на неполучение заявителем согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу использования З. в личных целях части общего имущества с целью оборудования отдельных входов в магазин.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, в указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
С учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что отсутствие кадастрового учета земельного участка с элементами озеленения, непосредственно примыкающего к фундаменту дома, и нахождение такого участка в собственности внутригородского муниципального образования или субъекта Российской Федерации, не является основанием для освобождения собственника помещения многоквартирного дома от обязанности получить согласие всех остальных собственников помещений дома на уменьшения земельного участка и передачу его части во владение собственнику, заинтересованному в его использовании для личных нужд, поскольку собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время потребовать передачи земельного участка в собственность и в реализации этого права им не может быть отказано.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, поэтому, в силу данной нормы права, самонесущая стеновая панель дома, в которой в соответствии с проектом предполагается устройство отдельного входа в помещение каждой из квартир, относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, поскольку является ограждающей конструкцией дома.
При обустройстве в стеновой панели дома обособленных входов/выходов с установкой крыльца из сборных железобетонных плит и металлических конструкций изменяется назначение использования данной стеновой панели фасада здания, в связи с чем, заявителю, по смыслу ст. 247 ГК РФ, необходимо получить согласие всех остальных собственников помещений дома.
Вместе с тем, заявителем не представлен документ, подтверждающий выражение согласия всеми собственниками помещений многоквартирного дома на занятие заявителем общего имущества и изменение назначения его использования.
В материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, проведенного в форме заочного голосования 25 декабря 2013 года, согласно которому в голосовании по вопросу устройства двух отдельных входов и замены оконного заполнения на витринное со стороны лицевого фасада здания из оконных проемов квартиры N <...> приняли участие собственники помещений общей площадью <...> кв. м, при общей площади жилых и нежилых помещений дома <...> кв. м, в том числе в собственности Санкт-Петербурга <...> кв. м, что составило 83% общей полезной площади помещений многоквартирного дома. Согласно протоколу общего собрания, за принятие решения о согласии на обустройство отдельного входа в квартиру заявителя подано 7758,1 голоса, против - 1744,4 голоса, воздержался - 92,9 (л.д. <...>)
Таким образом, представленный З. протокол общего собрания не только не подтверждает получение заявителем согласия всех собственников помещений много квартирного дома на уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и изменение назначения его использования, но, напротив, указывает на наличие таких собственников (л.д. <...>), которые выразили свое несогласие с предложенным заявителем проектом.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25 декабря 2013 года по вопросу согласования устройства двух отдельных входов из квартиру заявителя принято большинством голосов - 67,1%, то оно является обязательным для всех собственников помещений данного дома и свидетельствует о получении заявителем их согласия, нельзя признать правильным.
Выражение воли теми собственниками помещений многоквартирного дома, которые на общем собрании голосовали против представленного проекта обустройства отдельных входов в квартиру, не может быть преодолено посредством принятия решения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 46 ЖК РФ (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), поскольку в данном случае собственниками разрешается вопрос не о пределах использования земельного участка (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ), а об уменьшении размера земельного участка, используемого всеми собственниками помещений многоквартирного дома для его обслуживания, так как в случае согласования проекта перепланировки в представленном заявителем виде и последующего занятия им части земельного участка под конструкцию крыльца, без которого невозможно пользование планируемого нежилого помещения для целей обозначенных заявителем, а также государственной регистрации права частной собственности заявителя на перепланированное нежилое помещение, последующий возврат данной части земельного участка в общее пользование по решению собственников помещений дома без согласия заявителя будет невозможен.
При таких обстоятельствах, в отсутствие согласия всех собственников на выполнение указанных работ, отказ администрации в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.08.2014 N 33-14013/2014 ПО ДЕЛУ N 2-2535/2014
Требование: О признании незаконным отказа администрации района в согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. N 33-14013/2014
Судья: Лагутина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2535/2014 по апелляционной жалобе Ц., действующей в интересах З. на основании доверенности серии N <...> выданной 28 февраля 2014 года сроком на 3 года, на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года, постановленное по заявлению З. о признании незаконным отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - Ц., представителя администрации Невского района Санкт-Петербурга - Н., судебная коллегия
установила:
З. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры <адрес>. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд обязать администрацию района согласовать проект переустройства и перепланировки указанного жилого помещения.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заявитель З. в суд апелляционной инстанции не явился. О времени судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства, не представил. Руководствуясь ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, З. является собственником квартиры <адрес>.
После получения 17 сентября 2013 года разрешения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга разработать проект устройства двух отдельных входов и замены оконного заполнения на витринное со стороны лицевого фасада здания, по поручению заявителя и в соответствии с ним <Ю.Л.1.> разработан проект перепланировки квартиры <адрес> под магазины промышленных товаров с устройством двух отдельных входов на месте существующих оконных проемов со стороны лицевого фасада здания.
Проект перепланировки и переустройства жилого помещения согласован в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (экспертное заключение о соответствии проекта действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам от 2128 ноября 2013 года), Отделе надзорной деятельности Фрунзенского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - 13 декабря 2013 года, Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга - 26 ноября 2013 года.
Проектная документация представлена на рассмотрение межведомственной комиссии администрации Невского района Санкт-Петербурга для получения разрешения на перепланировку с целью дальнейшего перевода жилого помещения в нежилой фонд.
По результатам рассмотрения документов администрацией Невского района Санкт-Петербурга отказано в согласовании перепланировки жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, о чем уведомлением от 14 февраля 2014 года N <...> сообщено заявителю.
Как следует из заключения МВК администрации Невского района Санкт-Петербурга N <...> от 14 февраля 2014 года причиной отказа в согласовании переустройства и перепланировки квартиры <адрес> явилось несоответствие планирования устройства проема и входов в стенах крупнопанельного здания требованию п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Кроме того, в период разрешения спора в суде первой инстанции, представителем администрации указано на отсутствие согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома на уменьшение общего имущества, а именно фасада здания и земельного участка, что является следствием устройства отдельных входов в квартиру заявителя со стороны фасада здания и неизбежно влечет использование З. части общего имущества в личных целях.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования п. 4.2.4.9 Правил неприменимы к переустройству и перепланировке квартиры <адрес>.
Так, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27 сентября 2003 года N 170, регулирующие вопросы эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, содержат несколько разделов.
В разделе 4 - Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержится п. 4.2 - Стены. В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности п. 4.2.1 - стены каменные (кирпичные, железобетонные), п. 4.2.2 - стены деревянные, п. 4.2.3 - отделка, п. 4.2.4 - балконы, козырьки, лоджии и эркеры.
В п. 4.2.4 содержится п. п. 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. Данным пунктом Правил запрещено в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
Таким образом, пункт 4.2.4.9 Правил содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Пункт 1.7.1 устанавливает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Следовательно, вопросы перепланировки помещений регулируются не п. 4.2.4.9, а специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
З. представлен проект переустройства и перепланировки квартиры, который сделан организацией, имеющей лицензию на проведение проектных работ; проект соответствует требованиям градостроительного законодательства РФ, СНиПам, Правилам и нормам пожарной безопасности. Устройство отдельных входов предусмотрено на месте существующих оконных проемов со стороны лицевого фасада.
Согласно проекту, устройство входов не повлияет на несущую способность и прочностные характеристики здания в целом, входы обустраиваются из существующих оконных проемов путем демонтажа подоконной не несущей части наружной самонесущей стены без расширения по вертикальным осям, для устройства проема во внутренней несущей железобетонной панели предусмотрено усиление металлическими балками.
Как следует из заключения эксперта <Юр.Л.2>, проект перепланировки квартиры <адрес> соответствует действующим строительным нормам и правилам. Перепланировка, произведенная в соответствии с проектом, в том числе устройство отдельных входов, не может привести к нарушению прочности или к разрушению несущих конструкций здания. Демонтаж подоконных проемов наружных стен является допустимым изменением параметров проемов, производящимся в габаритах ширины существующих проемов и, соответственно, не является ни расширением, ни пробивкой проемов в наружной стене жилого дома, что не противоречит требованиям п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. изменение размеров проемов, производящееся в габаритах ширины существующих оконных проемов, не нарушает конструктивную (или нагрузочную) схему здания, не повлияет на несущую способность конструкций жилого дома и не создаст угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, поскольку совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что организация отдельных входов путем демонтажа подоконной части панели строго в габаритах существующих оконных проемов без его расширения, при условии соблюдения проектных решений, не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплуатационную пригодность жилого дома, то переустройство квартиры в нежилое помещение по представленной проектной документации возможно.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа администрации района в согласовании проекта перепланировки по причине несоответствия проекта требованиям п. 4.2.4.9 Правил, является правильным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции также правильно указал на неполучение заявителем согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу использования З. в личных целях части общего имущества с целью оборудования отдельных входов в магазин.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, в указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
С учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что отсутствие кадастрового учета земельного участка с элементами озеленения, непосредственно примыкающего к фундаменту дома, и нахождение такого участка в собственности внутригородского муниципального образования или субъекта Российской Федерации, не является основанием для освобождения собственника помещения многоквартирного дома от обязанности получить согласие всех остальных собственников помещений дома на уменьшения земельного участка и передачу его части во владение собственнику, заинтересованному в его использовании для личных нужд, поскольку собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время потребовать передачи земельного участка в собственность и в реализации этого права им не может быть отказано.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, поэтому, в силу данной нормы права, самонесущая стеновая панель дома, в которой в соответствии с проектом предполагается устройство отдельного входа в помещение каждой из квартир, относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, поскольку является ограждающей конструкцией дома.
При обустройстве в стеновой панели дома обособленных входов/выходов с установкой крыльца из сборных железобетонных плит и металлических конструкций изменяется назначение использования данной стеновой панели фасада здания, в связи с чем, заявителю, по смыслу ст. 247 ГК РФ, необходимо получить согласие всех остальных собственников помещений дома.
Вместе с тем, заявителем не представлен документ, подтверждающий выражение согласия всеми собственниками помещений многоквартирного дома на занятие заявителем общего имущества и изменение назначения его использования.
В материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, проведенного в форме заочного голосования 25 декабря 2013 года, согласно которому в голосовании по вопросу устройства двух отдельных входов и замены оконного заполнения на витринное со стороны лицевого фасада здания из оконных проемов квартиры N <...> приняли участие собственники помещений общей площадью <...> кв. м, при общей площади жилых и нежилых помещений дома <...> кв. м, в том числе в собственности Санкт-Петербурга <...> кв. м, что составило 83% общей полезной площади помещений многоквартирного дома. Согласно протоколу общего собрания, за принятие решения о согласии на обустройство отдельного входа в квартиру заявителя подано 7758,1 голоса, против - 1744,4 голоса, воздержался - 92,9 (л.д. <...>)
Таким образом, представленный З. протокол общего собрания не только не подтверждает получение заявителем согласия всех собственников помещений много квартирного дома на уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и изменение назначения его использования, но, напротив, указывает на наличие таких собственников (л.д. <...>), которые выразили свое несогласие с предложенным заявителем проектом.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25 декабря 2013 года по вопросу согласования устройства двух отдельных входов из квартиру заявителя принято большинством голосов - 67,1%, то оно является обязательным для всех собственников помещений данного дома и свидетельствует о получении заявителем их согласия, нельзя признать правильным.
Выражение воли теми собственниками помещений многоквартирного дома, которые на общем собрании голосовали против представленного проекта обустройства отдельных входов в квартиру, не может быть преодолено посредством принятия решения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 46 ЖК РФ (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), поскольку в данном случае собственниками разрешается вопрос не о пределах использования земельного участка (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ), а об уменьшении размера земельного участка, используемого всеми собственниками помещений многоквартирного дома для его обслуживания, так как в случае согласования проекта перепланировки в представленном заявителем виде и последующего занятия им части земельного участка под конструкцию крыльца, без которого невозможно пользование планируемого нежилого помещения для целей обозначенных заявителем, а также государственной регистрации права частной собственности заявителя на перепланированное нежилое помещение, последующий возврат данной части земельного участка в общее пользование по решению собственников помещений дома без согласия заявителя будет невозможен.
При таких обстоятельствах, в отсутствие согласия всех собственников на выполнение указанных работ, отказ администрации в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)