Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3154/2013

Требование: Об обязании произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не производился. Дом требует капитального ремонта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-3154/2013


Председательствующий: Мезенцева О.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Ланцовой М.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре М.А. рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе департамента городского хозяйства Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 20 марта 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N _ по улице _, в части следующих элементов: кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, фасада, системы водостока и водоотведения в срок до 31 декабря 2014 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу М.М. расходы по уплате государственной пошлины в сумме _ рублей.
В удовлетворении остальной части требований истцу отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия

установила:

М.М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, указав, что является собственником квартиры N _ в многоквартирном доме N _ и проживает по указанному адресу. Дом введен в эксплуатацию в _ году, передан в муниципальную собственность. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не производился. Дом требует капитального ремонта. Основываясь на ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", просила суд обязать Администрацию г. Омска за счет средств бюджета г. Омска провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N _ по улице _, а именно: шиферной кровли с заменой примыкания к стенам и стойкам антенн, с заменой деревянной обрешетки и частичной заменой деревянных стропильных ног, с заменой системы организованного водостока, систем холодного, горячего водоснабжения с установкой пластинчатого водоподогревателя; системы отопления с установкой автоматизированного узла и установкой коллективного прибора учета тепловой энергии; системы водоотведения, электроснабжения, ремонт штукатурного слоя фасада, балконов, козырьков над входами в подъезд. Взыскать с ответчика в пользу М.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере _ рублей и судебные издержки.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать ответчика выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в срок до 31.12.2014 года, остальные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Требование о взыскании судебных издержек не поддержала, поскольку не смогла представить документы.
Представитель ответчика Администрации г. Омска - Б. представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - ООО УК "Жилищник 6" в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.
Представитель третьего лица - департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель департамента городского хозяйства Администрации г. Омска И. просит уточнить резолютивную часть решения суда первой инстанции, исключив возложение обязанности по проведению капитального ремонта системы водостока и водоотведения дома N _. Ссылается на то, что на момент приватизации первой квартиры дом находился в эксплуатации _ года и на момент передачи жилых помещений в собственность граждан применительно к ВСН 58-88 (р) система водостока и водоотведения не нуждалась в капитальном ремонте.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (_).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента городского хозяйства И., поддержавшую доводы жалобы, истца М.М., представителя ООО "УК "Жилищник 6" Е., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В силу ст. ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
Согласно ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска жилой дом N _ был включен в состав муниципальной собственности г. Омска и в Реестр муниципального имущества г. Омска на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска". До передачи в муниципальную собственность домостроение числилось за ПЖРЭУ N _. В соответствии с требованиями действующего законодательства проведена инвентаризация домостроения на выявление приватизированных жилых помещений, в результате которой указанный жилой дом исключен из Реестра, в связи с полной приватизацией жилых помещений в домостроении объектов учета в Реестре по указанному адресу нет (_).
Как следует из технического паспорта, указанный многоквартирный жилой дом возведен в _ году. При этом сведения о проведении капитального ремонта указанного дома в техническом паспорте отсутствуют (_).
Согласно регистрационному удостоверению N _ от 01.02.1993 на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации М.М. является собственником квартиры N _(_).
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).
Из представленного в дело протокола N_ от 2013 года внеочередного собрания собственников указанного жилого дома следует, что собственниками многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома без участия средств собственников. Истец от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением (_).
Указанный дом находится на обслуживании ООО "УК Жилищник 6".
На основании договора с ООО "УК Жилищник 6" ООО "Проектный Центр "Капитель" произвело в 2013 году обследование технического состояния инженерного оборудования указанного жилого дома.
При обследовании выявлено массовое разрушение крови, отсутствие части настенных желобов и обделки свесов, большое количество заплат из рулонных материалов и листов кровельного железа, массовые трещины в асбестоцементных листах, что оценивается как износ кровли более _% и требует полной замены кровли с заменой деревянной обрешетки с частичной заменой стропильных ног и заменой наружного организованного водостока.
Обнаружена неисправность системы горячего водоснабжения: выход из строя запорной арматуры, смесителей, следы больших ремонтов системы в виде хомутов, частичных замен, заварок; коррозия элементов системы, отсутствие теплоизоляции на горячих поверхностях трубопроводов, что свидетельствует об износе системы в целом более _%.
Установлено полное расстройство системы холодного водоснабжения, выход из строя запорной арматуры, большое количество хомутов, следы замены отдельными местами трубопроводов, большая коррозия элементов системы. Износ системы оценивается в целом более _%.
Выявлена неисправность системы энергоснабжения, а именно проводки, щитков, приборов, ВРУ; отсутствие части приборов; оголение проводов, следы больших ремонтов (провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ), несоответствие установленного оборудования возросшим потребностям жилого дома в пропуске электрической энергии к потребителям, что свидетельствует об износе систем более _% и требует капитального ремонта.
При обследовании состояния систем центрального отопления выявлено массовое повреждение трубопроводов (стояков и магистралей), сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами (хомуты, заварка), неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание; значительное нарушение теплоизоляции трубопроводов, что свидетельствует об износе системы в целом более _%.
Фактическое состояние системы канализации и водостоков свидетельствует об износе системы более _%. Выявлена неисправность системы, повсеместные повреждения приборов, следы ремонтов (хомуты, заделка и замена отдельных участков).
При обследовании состояния отделки фасадов обнаружено выпучивание и отпадение штукатурки и листов местами более _ кв. м на площади до _%. Износ фасада составляет _%, требуется ремонт штукатурки с подготовкой поверхности и дальнейшей окраской.
Фактическое состояние балконов и козырьков в целом свидетельствует об их износе до _%, что требует усиление плит и консолей, с восстановлением цементного пола. Обнаружены протечки, разрушение защитного слоя, обнажение арматуры, коррозия металлических несущих конструкций (консолей, кронштейнов, подвесок), трещины в плите до _ мм шириной, повреждения на площади до _%.
По итогам обследования для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести полную замену шиферной кровли с заменой примыканий к стенам и стойкам антенн, с заменой деревянной обрешетки и частичной заменой деревянных стропильных ног, с заменой системы организованного водостока; выполнить капитальный ремонт системы холодного и горячего водоснабжения с установкой пластинчатого водоподогревателя, системы отопления с установкой автоматизированного узла и установкой коллективного прибора учета тепловой энергии; произвести капитальный ремонт системы водоотведения, а также системы электроснабжения дома с учетом возросших потребностей конечных потребителей электроэнергии; выполнить ремонт штукатурного слоя фасада с последующей окраской. Для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения наличия угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, а также сохранности общего имущества в многоквартирном доме, необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы аварийных балконов и козырьков над входами в подъезды (_).
Неудовлетворительное состояние дома также подтверждается представленными в отчете фотографиями (_).
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области "Омский ЦТИЗ" впервые жилые помещения в указанном доме были переданы в собственность граждан в 1992 году (_), то есть через _ года после ввода в эксплуатацию.
В соответствии с ведомственными строительными нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации здания со стенами из кирпича, с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет.
Приложением N 3 этого же Положения определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий (фундаменты, стены, герметизированные стыки, перекрытия, полы, крыша и так далее) до проведения капитального ремонта.
Так согласно приложению N 3 ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации балконов по стальным консольным балкам (рамам) составляет 60 лет; деревянных стропил и обрешетки - 50 лет, канализации из чугунных труб - 40 лет.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований М.М., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома N _, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемых ими в этом доме жилых помещений, сохраняется до исполнения обязательств по проведению указанного ремонта. Обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Тот факт, что на момент приватизации первой квартиры (_) дом не являлся муниципальной собственностью, основанием к отказу в иске явиться не может, поскольку расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным. Вместе с тем, муниципальное образование городской округ г. Омск, не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.
Поскольку на момент первой приватизации дома срок его эксплуатации составил 32 года, применительно к ВСН 58-88 (р) не требовали капитального ремонта только балконы по стальным консольным балкам с заполнением монолитным железобетоном с металлическим ограждением, деревянные стропила и обрешетка, система канализации, так как срок их эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет 60, 50 и 40 лет, соответственно, с чем судебная коллегия соглашается.
Принимая во внимание, что на момент первой приватизации фактический срок эксплуатации кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, фасада, системы водостока и водоотведения, составил _года, таким образом, превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность по проведению капитального ремонта указанных элементов здания.
Решение суда оспаривается подателем жалобы только в части возложения на него обязанности по проведению капитального ремонта водостока и водоотведения. Ссылаясь на положения ВСН 58-88 (р), автор жалобы просит уточнить резолютивную часть решения, исключив из нее указание о возложении на Администрацию г. Омска обязанности по проведению капитального ремонта водостока и водоотведения. В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента городского хозяйства Администрации г. Омска И. пояснила, что решение суда подлежит уточнению указанием на капитальный ремонт системы водостока по фасаду, т.к. внутренние водостоки у дома отсутствуют, в капитальном ремонте системы канализации судом отказано. Истец М.М. и представитель ООО УК "Жилищник 6" также указали, что внутренние водостоки у дома отсутствуют.
Согласно справке ООО "УК Жилищник 6" настенные карнизы и желоба, трубопроводы водостока в жилом доме N _ выполнены из черной листовой стали (_). В соответствии с ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации водосточных труд и мелких покрытий по фасаду из черной стали, внутренних водосточных стальных труб, входящих в систему водоотвода, составляет соответственно 6 и 20 лет. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность проведения капитального ремонта системы водостока, поскольку на момент первой приватизации квартиры в указанном многоквартирном доме срок эффективной эксплуатации указанных элементов истек, при этом капитальный ремонт не проводился. В связи с отсутствием в доме внутреннего водостока решение суда подлежит уточнению указанием на капитальный ремонт системы водостока по фасаду.
Установленной судом срок исполнения обязанности до 31 декабря 2014 года отвечает требованиям разумности. В указанной части решение суда не обжалуется.
Поскольку иных доводов апелляционная жалоба не содержит, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 20 марта 2013 года оставить без изменения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N _, в части следующих элементов: кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, фасада, системы водостока по фасаду в срок до 31 декабря 2014 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу М.М. расходы по уплате государственной пошлины в сумме _ рублей.
В удовлетворении остальной части требований истцу отказать".





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)