Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Восход"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.201430.04.2014 по делу N А32-6669/2014,
принятое судьей Бутченко Ю.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Восход"
к заинтересованному лицу ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ТСЖ "Восход" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2014 N 00010 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ТСЖ "Восход" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что судом первой инстанции неполно исследованы материалы дела, а также неверно применены нормы материального права.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки установлено, ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Анапа, мкр. 12-й, д. 18, осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц - собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов. Товарищество использует расчетный банковский счет, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги, наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7135 руб. 50 коп. в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия. По результатам проверки 29.01.2014, в присутствии представителя товарищества, составлен протокол осмотра.
04.02.2014 налоговым органом, в присутствии законного представителя товарищества председателя ТСЖ Бредихиной Н.А, составлен протокол N 00000015 об административном правонарушении. Данным протоколом, полученным указанным представителем, назначены время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 05.02.2014.
Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган вынес постановление от 05.02.2014 N 00010 по делу об административном правонарушении, которым товарищество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с действиями налогового органа, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В отношениях по приему платежей и последующему перечислению денежных средств Заявитель выполняет функции платежного агента, и перечисляемые им денежные средства должны зачисляться на специальный счет.
В статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлены, в том числе следующие понятия:
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Согласно п. 4 ст. 8 данного Закона и со дня вступления в силу с 29.09.2011 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О национальной платежной системе" прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет и на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Материалами дела подтверждается, что 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки установлено, ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Анапа, мкр. 12-й, д. 18,, осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц - собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов. Товарищество использует расчетный банковский счет, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги, наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7135 руб. 50 коп. в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирным домом от 20.04.2012 N 04/упр/12 между ТСЖ "Восход" и ООО "Управление домами"; договор снабжения тепловой энергией от 01.10.2013 N 273 между ТСЖ "Восход" и ОАО "Теплоэнерго"; договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.01.2014 N 702 между ТСЖ "Восход" и ООО "Сити Кристалл".
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на основании пункта 3 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ товарищество является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей за коммунальные услуги физических лиц.
Однако ТСЖ "Восход" специальных счетов, предусмотренных действующим законодательством, не имеет, принятые от граждан денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг на специальный банковский счет не зачислялись.
Доводы заявителя о том, что ТСЖ "Восход" не является платежным агентом в цепочке: "Исполнитель коммунальных услуг" - "Управляющий ТСЖ "Восход" - "Собственник" несостоятельны и противоречат условиям Договора от 20.04.2012 N 04/упр/12 (между ООО "Управление домами" и ТСЖ "Восход"). Так, согласно пунктам 2.1.4; 2.1.5; 2.1.6; 2.1.8 4 "Размер и порядок внесения платы по договору" плата ТСЖ "Восход" Управляющей организации состоит из платы собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома за содержание и текущий ремонт; за услуги управления МКД, а также за услуги энергоснабжения. Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, предоставляемых по настоящему Договору приведены в Приложениях N 2 и N 3.
Таким образом, ТСЖ взяло на себя обязанность по организации заключения с Исполнителями договоров на поставку Собственнику жилищно-коммунальных и иных услуг. Данный факт не отрицает и сам Заявитель, при этом в цепочке предоставления услуг собственникам ТСЖ принимая плату, в силу ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ, является платежным субагентом.
Факт получения ТСЖ наличных денежных средств от плательщиков за коммунальные услуги за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 подтверждается кассовыми документами.
Ссылка заявителя на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), как обоснование того, что заявитель не относится в данном случае к платежному агенту, следовательно, не обязано исполнять требования, предъявляемые к нему законом, не принимается судом.
На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее -Закон N 103-ФЗ) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Несмотря на то, что договоры с ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг заключены обществом, данные соглашения заключены исключительно в интересах потребителей коммунальных услуг в порядке исполнения обществом как организацией, осуществляющей содержание многоквартирного дома, своих обязанностей, установленных законом.
Об этом свидетельствуют и положения пункта 64 Правил, согласно которым потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
С учетом изложенного заявитель, осуществляя указанную деятельность по приему платежей от физических лиц, соответствует по своему содержанию определению платежный агент, следовательно, обязано выполнять, в том числе, требования Закона N 103-ФЗ.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии заключенных абонентских договоров по осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц не является основанием не считать ТСЖ "Восход" платежным агентом, иначе указанное противоречит условиям пунктов 2.1, 2.1.5 и 2.1.6 и смыслу договора 04/упр/12 от 20.04.2012 согласно которого Управляющая организация разграничила функции по управлению многоквартирным домом и возложила на ТСЖ "Восход" выполнение функций платежного агента за предоставленные коммунальные и иные услуги собственникам МКД, что подтверждается счет-извещениями от декабря 2013 на имя Березина, Копьева. Оплата по которым впоследствии поступает в ресурсоснабжающюю организацию.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него обязанности об открытии специального банковского счета, а также обязанности по перечислению полученных денежных средств на специальный банковский счет противоречит требованиям Федеральных законов от 03.06.2009 N 103-ФЗ и от 27.06.2011 N 162-ФЗ.
Порядок ведения кассовых операций регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций). Данное Положение вступило в силу и действует на всей территории Российской Федерации с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 3.3 указанного Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 031 ООО 1 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В силу пункта 5.1. Положения о порядке ведения кассовых операций для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно части 5.2. Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки на основании поручения ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 29.01.2014 N 13-23/18 установлено, что ООО "Управление домами", в лице ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками квартир в многоквартирных домах "На управление общим имуществом", осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц -собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов.
Согласно базы данных налогового органа и предоставленных главным бухгалтером ООО "Управление домами" - Стрыгиной Е.В. сведений о наличии имеющихся банковских счетах установлено, что ТСЖ "Восход" использует расчетные банковские счета, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7 135,50 руб., в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия.
Указанные обстоятельства отражены в Протоколе осмотра от 29.01.2014 N 12269/00000011, Протоколе об административном правонарушении от 04.02.2014 N 00127/00000015, на основании которых в отношении ТСЖ "Восход" вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от 05.02.2014 N 00010 о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях ТСЖ "Восход" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 26.05.2014 г. N ВАС-6028/14.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Суд первой инстанции установил, что порядок привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьями 4.5, 23.55, 25.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ, соблюден, что обществом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности в данном случае квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, и освободить общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 апреля 2014 года по делу А32-6669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 N 15АП-10096/2014 ПО ДЕЛУ N А32-6669/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. N 15АП-10096/2014
Дело N А32-6669/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Восход"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.04.201430.04.2014 по делу N А32-6669/2014,
принятое судьей Бутченко Ю.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Восход"
к заинтересованному лицу ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ТСЖ "Восход" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2014 N 00010 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ТСЖ "Восход" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что судом первой инстанции неполно исследованы материалы дела, а также неверно применены нормы материального права.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки установлено, ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Анапа, мкр. 12-й, д. 18, осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц - собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов. Товарищество использует расчетный банковский счет, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги, наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7135 руб. 50 коп. в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия. По результатам проверки 29.01.2014, в присутствии представителя товарищества, составлен протокол осмотра.
04.02.2014 налоговым органом, в присутствии законного представителя товарищества председателя ТСЖ Бредихиной Н.А, составлен протокол N 00000015 об административном правонарушении. Данным протоколом, полученным указанным представителем, назначены время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 05.02.2014.
Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган вынес постановление от 05.02.2014 N 00010 по делу об административном правонарушении, которым товарищество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с действиями налогового органа, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В отношениях по приему платежей и последующему перечислению денежных средств Заявитель выполняет функции платежного агента, и перечисляемые им денежные средства должны зачисляться на специальный счет.
В статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлены, в том числе следующие понятия:
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Согласно п. 4 ст. 8 данного Закона и со дня вступления в силу с 29.09.2011 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О национальной платежной системе" прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет и на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Материалами дела подтверждается, что 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки установлено, ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Анапа, мкр. 12-й, д. 18,, осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц - собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов. Товарищество использует расчетный банковский счет, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги, наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7135 руб. 50 коп. в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирным домом от 20.04.2012 N 04/упр/12 между ТСЖ "Восход" и ООО "Управление домами"; договор снабжения тепловой энергией от 01.10.2013 N 273 между ТСЖ "Восход" и ОАО "Теплоэнерго"; договор на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.01.2014 N 702 между ТСЖ "Восход" и ООО "Сити Кристалл".
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на основании пункта 3 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ товарищество является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей за коммунальные услуги физических лиц.
Однако ТСЖ "Восход" специальных счетов, предусмотренных действующим законодательством, не имеет, принятые от граждан денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг на специальный банковский счет не зачислялись.
Доводы заявителя о том, что ТСЖ "Восход" не является платежным агентом в цепочке: "Исполнитель коммунальных услуг" - "Управляющий ТСЖ "Восход" - "Собственник" несостоятельны и противоречат условиям Договора от 20.04.2012 N 04/упр/12 (между ООО "Управление домами" и ТСЖ "Восход"). Так, согласно пунктам 2.1.4; 2.1.5; 2.1.6; 2.1.8 4 "Размер и порядок внесения платы по договору" плата ТСЖ "Восход" Управляющей организации состоит из платы собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома за содержание и текущий ремонт; за услуги управления МКД, а также за услуги энергоснабжения. Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, предоставляемых по настоящему Договору приведены в Приложениях N 2 и N 3.
Таким образом, ТСЖ взяло на себя обязанность по организации заключения с Исполнителями договоров на поставку Собственнику жилищно-коммунальных и иных услуг. Данный факт не отрицает и сам Заявитель, при этом в цепочке предоставления услуг собственникам ТСЖ принимая плату, в силу ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ, является платежным субагентом.
Факт получения ТСЖ наличных денежных средств от плательщиков за коммунальные услуги за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 подтверждается кассовыми документами.
Ссылка заявителя на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), как обоснование того, что заявитель не относится в данном случае к платежному агенту, следовательно, не обязано исполнять требования, предъявляемые к нему законом, не принимается судом.
На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее -Закон N 103-ФЗ) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Несмотря на то, что договоры с ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг заключены обществом, данные соглашения заключены исключительно в интересах потребителей коммунальных услуг в порядке исполнения обществом как организацией, осуществляющей содержание многоквартирного дома, своих обязанностей, установленных законом.
Об этом свидетельствуют и положения пункта 64 Правил, согласно которым потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
С учетом изложенного заявитель, осуществляя указанную деятельность по приему платежей от физических лиц, соответствует по своему содержанию определению платежный агент, следовательно, обязано выполнять, в том числе, требования Закона N 103-ФЗ.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии заключенных абонентских договоров по осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц не является основанием не считать ТСЖ "Восход" платежным агентом, иначе указанное противоречит условиям пунктов 2.1, 2.1.5 и 2.1.6 и смыслу договора 04/упр/12 от 20.04.2012 согласно которого Управляющая организация разграничила функции по управлению многоквартирным домом и возложила на ТСЖ "Восход" выполнение функций платежного агента за предоставленные коммунальные и иные услуги собственникам МКД, что подтверждается счет-извещениями от декабря 2013 на имя Березина, Копьева. Оплата по которым впоследствии поступает в ресурсоснабжающюю организацию.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него обязанности об открытии специального банковского счета, а также обязанности по перечислению полученных денежных средств на специальный банковский счет противоречит требованиям Федеральных законов от 03.06.2009 N 103-ФЗ и от 27.06.2011 N 162-ФЗ.
Порядок ведения кассовых операций регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций). Данное Положение вступило в силу и действует на всей территории Российской Федерации с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 3.3 указанного Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 031 ООО 1 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В силу пункта 5.1. Положения о порядке ведения кассовых операций для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно части 5.2. Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 29.01.2014 налоговым органом при проведении проверки на основании поручения ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 29.01.2014 N 13-23/18 установлено, что ООО "Управление домами", в лице ТСЖ "Восход", согласно заключенных договоров с собственниками квартир в многоквартирных домах "На управление общим имуществом", осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц -собственников квартир, направленных на исполнение денежных обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги без использования специального банковского счета (счетов) для осуществления расчетов.
Согласно базы данных налогового органа и предоставленных главным бухгалтером ООО "Управление домами" - Стрыгиной Е.В. сведений о наличии имеющихся банковских счетах установлено, что ТСЖ "Восход" использует расчетные банковские счета, а специальные банковские счета отсутствуют. При приеме наличных денежных средств от плательщиков за вышеуказанные услуги наличные денежные средства, полученные за период с 22.01.2014 по 28.01.2014 в размере 7 135,50 руб., в кредитную организацию на специальный банковский счет (счета) не сданы в виду его отсутствия.
Указанные обстоятельства отражены в Протоколе осмотра от 29.01.2014 N 12269/00000011, Протоколе об административном правонарушении от 04.02.2014 N 00127/00000015, на основании которых в отношении ТСЖ "Восход" вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от 05.02.2014 N 00010 о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях ТСЖ "Восход" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 26.05.2014 г. N ВАС-6028/14.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Суд первой инстанции установил, что порядок привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьями 4.5, 23.55, 25.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ, соблюден, что обществом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности в данном случае квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, и освободить общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 апреля 2014 года по делу А32-6669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)