Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от истца: представителя Голубицкой А.Н. по доверенности от 08.11.2013,
от ответчика: председателя Щеколдина Г.А., представителя Сафразьяна И.Г. по доверенности от 13.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Удача"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31 марта 2014 года по делу N А32-4858/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к ответчику товариществу собственников жилья "Удача"
об истребовании документации,
принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество, управляющая компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к объединенному товариществу собственников жилья "Удача" (далее - ТСЖ, товарищество) об обязании передать техническую документацию на многоквартирные дома, а также иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, с подписанием акта приема-передачи документов: технические паспорта, учетно-регистрационные документы, в том числе поквартирные карточки формы 10, карточки регистрации формы 9, архивные поквартирные карточки формы 10, архивные карточки регистрации формы 9, лицевые счета, архивные лицевые счета, копии правоустанавливающих документов.
Исковые требования мотивированы тем, что собственники помещений в многоквартирных домах изменили способ управления жилыми домами, решив передать управление ООО "Городская управляющая компания - Краснодар". На основании решений общих собраний собственников помещений в указанных жилых домах между собственниками помещений и управляющей компанией были заключены договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов: N 5838 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 54); N 5839 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 55); N 5840 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 57), в соответствии с которыми ООО "ГУК-Краснодар" с 01.11.2011 приступило к исполнению обязательств по управлению данными многоквартирными домами. ТСЖ "Удача" отказывается передать имеющуюся у него техническую документацию на многоквартирные дома и иную документацию, связанную с управлением жилыми домами, что препятствует обществу надлежащим образом исполнять функции управляющей организации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал товарищество собственников жилья "Удача" передать обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" следующую техническую документацию на многоквартирные дома, а также иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, с подписанием акта приема-передачи документов: 1) технические паспорта, 2) учетно-регистрационные документы, в том числе поквартирные карточки формы 10, карточки регистрации формы 9, архивные поквартирные карточки формы 10, архивные карточки регистрации формы 9, 3) лицевые счета, архивные лицевые счета, 4) копии правоустанавливающих документов.
Товарищество обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами: товарищество является действующим юридическим лицом, решение о его ликвидации собственниками квартир не принято, способ управления ТСЖ не прекращен, что противоречит ч. 2 статьи 161 ЖК РФ; в настоящее время имеются вступившие в законную силу решения арбитражных судов о взыскании с товарищества задолженности по тепловой энергии, поданы иски к собственникам квартир о взыскании долгов по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья за второе полугодие 2011 года, что препятствует передаче документации обществу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управляющей компании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре находились в управлении товарищества собственников жилья "Удача".
16.12.2011 проведено общее собрание собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома в форме очного голосования, о чем составлен протокол от 16 декабря 2011 года, в соответствии с которым по результатам голосования принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар" (л. д. 20, 44, 68).
На основании решений общих собраний собственников помещений в указанных выше многоквартирных домах между собственниками помещений и ООО "ГУК-Краснодар" заключены следующие договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов: N 5838 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 54); N 5839 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 55); N 5840 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 57), в соответствии с которыми ООО "ГУК-Краснодар" с 01.11.2011 приступило к исполнению обязательств по управлению данными многоквартирными домами.
Истцом в адрес ответчика был направлен запрос N 6661-01 от 27.12.2011 о передаче технической и иной документации на вышеуказанные жилые многоквартирные дома (л.д. 85).
Отказ ТСЖ "Удача" передать спорную документацию явился основанием для обращения ООО "ГУК-Краснодар" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленное требование суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Договор управления многоквартирным жилым домом по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. Пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененная Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14 дано следующее толкование, подлежащее применению и при рассмотрении настоящего дела. Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений по управлению многоквартирным жилым домом не свидетельствует о том, что, выбрав способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации. Правовая конструкция договора по управлению многоквартирным жилым домом не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к рассматриваемому спору жильцы многоквартирных домов могли реализовать свое право на смену способа управления жилыми домами путем принятия на общих собраниях одного из следующих решений:
- - о выходе из ТСЖ "Удача" и о передаче жилых домов в непосредственное управление жильцов многоквартирных домов;
- - о выходе из ТСЖ "Удача" и об избрании новой управляющей организации;
- - о реорганизации ТСЖ "Удача" (в данном случае решение подлежало принятию при участии всех собственников помещений многоквартирных жилых домов, участвовавших при создании товарищества).
Из представленных в материалы дела протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, следует, что собственники выразили свою волю на выбор в качестве управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар", что в полной мере соответствует положениям норм действующего законодательства.
Факт проведения общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов подтверждается представленными в материалы дела протоколами общего собрания в форме заочного голосования от 16.12.2011.
В голосовании приняло участие большинство собственников жилых помещений спорных многоквартирных домов, которые проголосовали за избрание ООО "ГУК-Краснодар" в качестве управляющей компании. Подсчет голосов осуществлен в соответствии с требованиями части 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решения собственников помещений спорных многоквартирных жилых домов об избрании в качестве управляющей компании ООО "ГУК-Краснодар", как отмечено выше, изложены в протоколах общих собраний от 16.12.2011.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу положений части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть признаны недействительными, в том числе по основанию принятия их с нарушением требований настоящего Кодекса (с нарушение процедуры созыва, проведения общего собрания, подсчета голосов и составления итогового протокола общего собрания) только на основании решения суда.
В материалы дела представлены решения Прикубанского районного суда города Краснодара от 05.06.2012 об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 13, корп. 55, 57, 54 от 16.12.2011 по искам Чобанянс Э.А., Стрельникова В.В., Тарасенко С.А., Еремчек Т.В., Скворцова В.А,, Кроль Н.В., Рунец Л.Ю., Титаренко А.В., Столярова А.Ю., Стрельникова В.В., Загорулько А.В., Щеколдина Г.А.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства того, что после проведения общих собраний жильцы спорных многоквартирных домов изменили свое решение и передали управление домами обратно ТСЖ "Удача", в материалах дела отсутствуют.
Довод ответчика о том, что у него имеется задолженность в отношении с ресурсоснабжающими организациями, возникшая, в том числе, в процессе управления спорными жилыми домами, не относится к предмету рассматриваемого спора, в связи с чем, подлежит отклонению.
Кроме того, ответчику ничто не препятствует при доказывании своей позиции по спорам с ресурсоснабжающими организациями воспользоваться надлежаще удостоверенными копиями истребуемых документов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в результате проведения общих собраний собственниками помещений спорных многоквартирных домов была осуществлена смена порядка управления домами с ТСЖ "Удача" на ООО "ГУК-Краснодар", что в полной мере соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Объем необходимой к передаче технической документации приведен в пунктах 24 и 26 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - правила). Обязанность передачи, хранения и ведения технической и иной документации жилых домов в силу пункта 27 Правил лежит на ТСЖ "Удача".
Учитывая указанные нормы, ответчик обязан передать истцу технические паспорта на спорные многоквартирные дома в г. Краснодаре.
Суд первой инстанции также обоснованно удовлетворитл требования ООО "ГУК-Краснодар" о передаче ему ответчиком поквартирных карточек и архивных поквартирных карточек, карточек и архивных карточек регистрации по месту жительства, финансово-лицевых счетов.
Указанные документы необходимы для правильного расчета расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также в части исполнения обязательств перед организациями коммунального хозяйства.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, а также пункту 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, данными лицами, в том числе, являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к указанным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Введенными изменениями в Правила регистрации постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 885 предусмотрена возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе, сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче предусмотренных для регистрации документов в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (п. 18 Правил).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Учитывая, что регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций ООО "ГУК-Краснодар" как лицом, ответственным за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов, не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым общество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения указанных процедур, а, следовательно, требований закона.
Таким образом, ТСЖ "Удача" обязано с переходом обязанности по ведению регистрационного учета к ООО "ГУК-Краснодар" передать ему необходимые документы для выполнения обязанности определенной законом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ООО "ГУК-Краснодар" является исполнителем по оказанию коммунальных услуг в отношении собственников помещений в спорных многоквартирных жилых домах.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что в платежном документе указываются, в том числе, почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Кроме того, отсутствие поквартирных карточек учета регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, архива регистрации граждан не позволяет истцу исполнять обязанности по управлению домом в части начисления платы за коммунальные услуги и в части взыскания задолженности по оплате коммунальных платежей.
Согласно пункту 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар N 4002 от 02.11.2009 "Об организации передачи документации при выборе способа управления многоквартирных домов" при смене управляющей организации новой компании подлежат передаче, в том числе, заверенные копии финансовых лицевых счетов, карточки регистрации (форма N 9), поквартирные карточки (форма N 10).
Учитывая, что финансовые лицевые счета являются документами бухгалтерского учета, и ТСЖ "Удача" осуществляло свою деятельность, в том числе, на их основе, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность передать истцу заверенные копии финансово лицевых счетов, на основании которых ООО "ГУК-Краснодар" сможет продолжить деятельность по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, отсутствие данных документов у истца препятствует предоставлению собственникам квартир достоверной информации по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в выдаче справок и документов, что нарушает социальные права граждан.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-4858/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 N 15АП-9314/2014 ПО ДЕЛУ N А32-4858/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. N 15АП-9314/2014
Дело N А32-4858/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от истца: представителя Голубицкой А.Н. по доверенности от 08.11.2013,
от ответчика: председателя Щеколдина Г.А., представителя Сафразьяна И.Г. по доверенности от 13.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Удача"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31 марта 2014 года по делу N А32-4858/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к ответчику товариществу собственников жилья "Удача"
об истребовании документации,
принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество, управляющая компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к объединенному товариществу собственников жилья "Удача" (далее - ТСЖ, товарищество) об обязании передать техническую документацию на многоквартирные дома, а также иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, с подписанием акта приема-передачи документов: технические паспорта, учетно-регистрационные документы, в том числе поквартирные карточки формы 10, карточки регистрации формы 9, архивные поквартирные карточки формы 10, архивные карточки регистрации формы 9, лицевые счета, архивные лицевые счета, копии правоустанавливающих документов.
Исковые требования мотивированы тем, что собственники помещений в многоквартирных домах изменили способ управления жилыми домами, решив передать управление ООО "Городская управляющая компания - Краснодар". На основании решений общих собраний собственников помещений в указанных жилых домах между собственниками помещений и управляющей компанией были заключены договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов: N 5838 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 54); N 5839 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 55); N 5840 от 20 декабря 2011 года (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 57), в соответствии с которыми ООО "ГУК-Краснодар" с 01.11.2011 приступило к исполнению обязательств по управлению данными многоквартирными домами. ТСЖ "Удача" отказывается передать имеющуюся у него техническую документацию на многоквартирные дома и иную документацию, связанную с управлением жилыми домами, что препятствует обществу надлежащим образом исполнять функции управляющей организации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал товарищество собственников жилья "Удача" передать обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" следующую техническую документацию на многоквартирные дома, а также иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, с подписанием акта приема-передачи документов: 1) технические паспорта, 2) учетно-регистрационные документы, в том числе поквартирные карточки формы 10, карточки регистрации формы 9, архивные поквартирные карточки формы 10, архивные карточки регистрации формы 9, 3) лицевые счета, архивные лицевые счета, 4) копии правоустанавливающих документов.
Товарищество обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами: товарищество является действующим юридическим лицом, решение о его ликвидации собственниками квартир не принято, способ управления ТСЖ не прекращен, что противоречит ч. 2 статьи 161 ЖК РФ; в настоящее время имеются вступившие в законную силу решения арбитражных судов о взыскании с товарищества задолженности по тепловой энергии, поданы иски к собственникам квартир о взыскании долгов по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья за второе полугодие 2011 года, что препятствует передаче документации обществу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управляющей компании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома по ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре находились в управлении товарищества собственников жилья "Удача".
16.12.2011 проведено общее собрание собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома в форме очного голосования, о чем составлен протокол от 16 декабря 2011 года, в соответствии с которым по результатам голосования принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар" (л. д. 20, 44, 68).
На основании решений общих собраний собственников помещений в указанных выше многоквартирных домах между собственниками помещений и ООО "ГУК-Краснодар" заключены следующие договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов: N 5838 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 54); N 5839 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 55); N 5840 от 20.12.2011 (многоквартирный дом по ул. Калинина, 13, корп. 57), в соответствии с которыми ООО "ГУК-Краснодар" с 01.11.2011 приступило к исполнению обязательств по управлению данными многоквартирными домами.
Истцом в адрес ответчика был направлен запрос N 6661-01 от 27.12.2011 о передаче технической и иной документации на вышеуказанные жилые многоквартирные дома (л.д. 85).
Отказ ТСЖ "Удача" передать спорную документацию явился основанием для обращения ООО "ГУК-Краснодар" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленное требование суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Договор управления многоквартирным жилым домом по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. Пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененная Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14 дано следующее толкование, подлежащее применению и при рассмотрении настоящего дела. Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений по управлению многоквартирным жилым домом не свидетельствует о том, что, выбрав способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации. Правовая конструкция договора по управлению многоквартирным жилым домом не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к рассматриваемому спору жильцы многоквартирных домов могли реализовать свое право на смену способа управления жилыми домами путем принятия на общих собраниях одного из следующих решений:
- - о выходе из ТСЖ "Удача" и о передаче жилых домов в непосредственное управление жильцов многоквартирных домов;
- - о выходе из ТСЖ "Удача" и об избрании новой управляющей организации;
- - о реорганизации ТСЖ "Удача" (в данном случае решение подлежало принятию при участии всех собственников помещений многоквартирных жилых домов, участвовавших при создании товарищества).
Из представленных в материалы дела протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу ул. Калинина, 13, корпус 54, 55, 57 в г. Краснодаре, следует, что собственники выразили свою волю на выбор в качестве управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар", что в полной мере соответствует положениям норм действующего законодательства.
Факт проведения общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов подтверждается представленными в материалы дела протоколами общего собрания в форме заочного голосования от 16.12.2011.
В голосовании приняло участие большинство собственников жилых помещений спорных многоквартирных домов, которые проголосовали за избрание ООО "ГУК-Краснодар" в качестве управляющей компании. Подсчет голосов осуществлен в соответствии с требованиями части 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решения собственников помещений спорных многоквартирных жилых домов об избрании в качестве управляющей компании ООО "ГУК-Краснодар", как отмечено выше, изложены в протоколах общих собраний от 16.12.2011.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу положений части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть признаны недействительными, в том числе по основанию принятия их с нарушением требований настоящего Кодекса (с нарушение процедуры созыва, проведения общего собрания, подсчета голосов и составления итогового протокола общего собрания) только на основании решения суда.
В материалы дела представлены решения Прикубанского районного суда города Краснодара от 05.06.2012 об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Калинина, 13, корп. 55, 57, 54 от 16.12.2011 по искам Чобанянс Э.А., Стрельникова В.В., Тарасенко С.А., Еремчек Т.В., Скворцова В.А,, Кроль Н.В., Рунец Л.Ю., Титаренко А.В., Столярова А.Ю., Стрельникова В.В., Загорулько А.В., Щеколдина Г.А.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства того, что после проведения общих собраний жильцы спорных многоквартирных домов изменили свое решение и передали управление домами обратно ТСЖ "Удача", в материалах дела отсутствуют.
Довод ответчика о том, что у него имеется задолженность в отношении с ресурсоснабжающими организациями, возникшая, в том числе, в процессе управления спорными жилыми домами, не относится к предмету рассматриваемого спора, в связи с чем, подлежит отклонению.
Кроме того, ответчику ничто не препятствует при доказывании своей позиции по спорам с ресурсоснабжающими организациями воспользоваться надлежаще удостоверенными копиями истребуемых документов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в результате проведения общих собраний собственниками помещений спорных многоквартирных домов была осуществлена смена порядка управления домами с ТСЖ "Удача" на ООО "ГУК-Краснодар", что в полной мере соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Объем необходимой к передаче технической документации приведен в пунктах 24 и 26 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - правила). Обязанность передачи, хранения и ведения технической и иной документации жилых домов в силу пункта 27 Правил лежит на ТСЖ "Удача".
Учитывая указанные нормы, ответчик обязан передать истцу технические паспорта на спорные многоквартирные дома в г. Краснодаре.
Суд первой инстанции также обоснованно удовлетворитл требования ООО "ГУК-Краснодар" о передаче ему ответчиком поквартирных карточек и архивных поквартирных карточек, карточек и архивных карточек регистрации по месту жительства, финансово-лицевых счетов.
Указанные документы необходимы для правильного расчета расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также в части исполнения обязательств перед организациями коммунального хозяйства.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, а также пункту 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, данными лицами, в том числе, являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к указанным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Введенными изменениями в Правила регистрации постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 885 предусмотрена возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе, сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче предусмотренных для регистрации документов в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (п. 18 Правил).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Учитывая, что регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций ООО "ГУК-Краснодар" как лицом, ответственным за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов, не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым общество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения указанных процедур, а, следовательно, требований закона.
Таким образом, ТСЖ "Удача" обязано с переходом обязанности по ведению регистрационного учета к ООО "ГУК-Краснодар" передать ему необходимые документы для выполнения обязанности определенной законом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ООО "ГУК-Краснодар" является исполнителем по оказанию коммунальных услуг в отношении собственников помещений в спорных многоквартирных жилых домах.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что в платежном документе указываются, в том числе, почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Кроме того, отсутствие поквартирных карточек учета регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, архива регистрации граждан не позволяет истцу исполнять обязанности по управлению домом в части начисления платы за коммунальные услуги и в части взыскания задолженности по оплате коммунальных платежей.
Согласно пункту 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар N 4002 от 02.11.2009 "Об организации передачи документации при выборе способа управления многоквартирных домов" при смене управляющей организации новой компании подлежат передаче, в том числе, заверенные копии финансовых лицевых счетов, карточки регистрации (форма N 9), поквартирные карточки (форма N 10).
Учитывая, что финансовые лицевые счета являются документами бухгалтерского учета, и ТСЖ "Удача" осуществляло свою деятельность, в том числе, на их основе, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность передать истцу заверенные копии финансово лицевых счетов, на основании которых ООО "ГУК-Краснодар" сможет продолжить деятельность по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, отсутствие данных документов у истца препятствует предоставлению собственникам квартир достоверной информации по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в выдаче справок и документов, что нарушает социальные права граждан.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года по делу N А32-4858/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)