Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2014 N Ф05-6984/2014 ПО ДЕЛУ N А40-173201/13

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N А40-173201/13


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
рассмотрев 10 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственность "Лечебный центр "Астрея"
на решение от 24 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 28 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.
по делу N А40-173201/13
по заявлению Общества с ограниченной ответственность "Лечебный центр "Астрея" (ООО "ЛЦ "Астрея", ОГРН 1037739128063)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предписания

установил:

ООО "ЛЦ "Астрея" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о признании незаконными и отмене постановления от 20 ноября 2013 года N 1501-084-2/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и предписания от 20 ноября 2013 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 20 ноября 2013 года N 1501-084-2/2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛЦ "Астрея" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ООО "ЛЦ "Астрея" и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на основании распоряжения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 24 апреля 2013 года N 1504-105/2013 в отношении ООО "ЛЦ Астрея" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В ходе проведения проверки 05 июня 2013 года по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1108 н.п. 1, корп. 1505 н.п. 7 ответчиком установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ООО "ЛЦ Астрея" в 2011 - 2012 годах образовались и накапливались следующие отходы: в 2011 году - медицинские отходы класса "Б" в количестве 24 контейнеров, переданных ООО "Медотходы" по актам сдачи-приема медицинских отходов (I квартал 2011 года - 6 контейнеров; II квартал 2011 года - 6 контейнеров; III квартал 2011 года - 6 контейнеров; IV квартал 2011 года - 6 контейнеров); согласно договору N 5-15К4 от 01 июля 2010 года на предоставление коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию, твердые бытовые отходы (далее - ТБО) в количестве 15,96 м3 переданы ООО "ДЭЗ Крюково 4"; согласно договору N 9035 на предоставление коммунальных услуг, ТБО в количестве 53,63 м3 переданы Государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекции единого заказчика N 3 г. Зеленограда"; отработанные люминесцентные лампы в количестве 50 шт. переданы на основании договора N 46822Ф от 04 февраля 2011 года ООО "НПП "ЭКОТРОМ" по акту приема-сдачи ртутьсодержащих отходов на переработку; в 2012 году - медицинские отходы класса "Б" в количестве 2 контейнеров, переданных ООО "Чистая жизнь" по актам сдачи-приема медицинских отходов; согласно договору N 5-15К4 от 01.07.2010 на предоставление коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию ТБО в количестве 63,84 м3 переданы ООО "ДЭЗ Крюково 4"; согласно договору N 9035 на предоставление коммунальных услуг, ТБО в количестве 38,16 м3 переданы Государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекции единого заказчика N 3 г. Зеленограда"; отработанные люминесцентные лампы в количестве 67 шт. переданы на основании договора N 2286-12-Б/1546 от 01 декабря 2012 года ООО "Чистая жизнь" по акту приема-сдачи ртутьсодержащих отходов на переработку.
Место временного хранения и накопления отработанных люминесцентных ламп ООО "ЛЦ Астрея" не обустроено, то есть отсутствует закрытая или герметичная тара, предназначенная для хранения отходов производства и потребления I класса опасности.
В соответствии с фотоматериалами на момент проведения проверки отработанные люминесцентные лампы накапливались в помещении ООО "ЛЦ Астрея" в пластмассовой корзине для мусора вместе с другими твердыми бытовыми отходами, что является нарушением пункта 4.9 Постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках".
Кроме того, ответчиком были установлены следующие нарушения: не подтверждено отнесение своих опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке и не имеет паспорта опасного отхода - отработанные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие трубки; не производится инвентаризацию отходов, образуемых в процессе его хозяйственной деятельности (не представлены данные по массе отходов в тоннах, образовавшихся у него в процессе хозяйственной деятельности и виды отходов входящих в состав вывозимых контейнеров с ТБО); не ведется в установленном порядке учет отходов образовавшихся у него в процессе хозяйственной деятельности, использованных, обезвреженных им, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что подтверждается отсутствием у ООО "ЛЦ Астрея" данных учета образования и движения отходов за 2011-2013 годы, в виде заполненных ответственным лицом таблиц или журнала учета образования и движения - отходов, образующихся у него в процессе хозяйственной деятельности; не представлено в срок до 15 января 2013 года отчетность в территориальный орган Росприроднадзора об отходах производства образовавшихся у него, использованных, обезвреженных и размещенных им в 2012 году в уведомительном порядке, являясь лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
По результатам проверки составлен Акт от 01 июля 2013 года N 1501-084/2013.
По указанному факту в отношении ООО "ЛЦ Астрея" составлен протокол об административном правонарушении от 02 августа 2013 года N 1501-084-2/2013 по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 20 ноября 2013 года N 1501-084-2/2013 ООО "ЛЦ Астрея" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 101000 рублей.
ООО "ЛЦ Астрея" выдано предписание от 20 ноября 2013 года N 1501-084-2/2013 об устранении нарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в срок до 21 апреля 2013 года, представив подтверждающие документы.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в. целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02 декабря 2002 года N 786, и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак отнесены к отходам 1-го класса опасности.
Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
На основании пунктов 4.1, 4.9, 4.14 Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП, временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов); для хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности в зависимости от их свойств, в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару: - металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.; - металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.; - прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.; в зависимости от происхождения отходов производства и потребления и характеристики производственных процессов, в результате которых они образуются, временное хранение отходов может осуществляться в технологических емкостях и резервуарах. Емкости и резервуары должны быть оборудованы системой для перекачивания отходов в тару и специальные автотранспортные средства для последующего хранения и/или вывоза.
Суды правильно указали, что факт накопления отработанных люминесцентных лампы в помещении ООО "ЛЦ Астрея" в пластмассовой корзине для мусора вместе с другими твердыми бытовыми отходами подтверждается фотоматериалами. Кроме того, факт отсутствия специального контейнера для хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности подтверждается объяснениями директора ООО "ЛЦ Астрея" Мартьянова С.В., которые были даны в ходе проведения проверки.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.3, 3.2, 3.5, 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15 июня 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80, требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специально оборудованных для этого площадках.
Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона об отходах хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года N 570 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.4, 2.7, 3.5 Порядка паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.
Территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.
Форма паспорта опасного отхода и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Таким образом, как общим Федеральным законом в области охраны окружающей среды (экологическим), так и специализированным Федеральным законом в области обращения с отходами производства и потребления установлено экологическое требование - необходимость составления и согласования паспортов на опасные отходы.
При этом, как правильно посчитали суды, отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами. На момент проверки паспорта получены не были.
В силу положений части 1 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно пунктам 4, 5 Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30.
Согласно пункту 5 Порядка отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В настоящем случае, как правильно указали суды, заявитель, в процессе деятельности которого образуются твердые бытовые отходы, не представил в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении данных отходов за 2011 год в установленный срок (до 15 января 2013 года).
Таким образом, заявитель осуществлял свою деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
Факт образования отходов производства и потребления в виде ТБО в результате обращения с медицинской деятельностью, не свидетельствует, что обществом должны выполняться только санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, установленные СанПиН 2.1.7.2790-10 в разделе IV Требования к сбору медицинских отходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 07 октября 2005 года N 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которой установлен исчерпывающий перечень лечебно-профилактических учреждений в который заявитель не подпадает.
Кроме того, деятельность заявителя не является исключительно лечебно-профилактической, поскольку общество согласно Уставу осуществляет экономическую деятельность, направленную на извлечение коммерческой выгоды из организации деятельности по оказанию медицинских услуг, фармацевтической деятельности, открытие сети магазинов, оказание бытовых услуг населению, открытие точек общественного питания и т.д. в результате которой образуются отходы, не являющиеся медицинскими, что подтверждается договором, заключенным на оказание коммунально-бытовых услуг, в том числе по вывозу ТБО.
Суды правомерно указали, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав вмененного административного правонарушения.
Довод заявителя об отсутствии полномочий у Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ несостоятелен, поскольку в силу положений статьи 23.29 КоАП РФ такими полномочиями наделены органы, осуществляющие государственный экологический контроль, в том числе инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 года по делу N А40-173201/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)