Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Балинской И.И.
судей: Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился
от ответчиков: представители не явились
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 22 июня 2009 года
по делу N А04-1728/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассмотрено судьей Шишовым О.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское"
к Министерству финансов Амурской области, Муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница", Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад "Солнышко" с. Томское, Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Томское, Филиалу муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское
о взыскании 92 752 руб. 61 коп.
третьи лица: Финансовое управление Администрации Серышевского района, Министерство финансов Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" (далее - ООО "ЖКХ Томское", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском Министерству финансов Амурской области, Муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" (далее - МУЗ Серышевская ЦРБ), Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье (далее - МОУ СОШ с. Лебяжье), Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад "Солнышко" с. Томское (далее - МДОУ Детский сад "Солнышко" с. Томское), Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - МОУ СОШ с. Томское), Филиалу муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - филиал МОУ СОШ с. Томское) о взыскании с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области убытков, в связи с предоставлением льгот по оплате; жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2007 года в сумме 92 752 руб. 61 коп., в т.ч. медицинским работникам в сумме 8 586 руб. 37 коп., педагогическим работникам в сумме 84 166 руб. 24 коп., в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
Определением от 08.04.2009. арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Финансовое управление Администрации Серышевского района, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 22.06.2009 исковые требования (с учетом уточнения) удовлетворены в полном объеме. С Амурской области, в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" взысканы убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 8 586 руб. 37 коп.; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" взысканы убытки в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 84 166 руб. 24 коп. В отношении ответчиков: Муниципального учреждения здравоохранения Серышевская центральная районная больница; Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье; Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Солнышко" с. Томское; Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское; Филиала муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска к данным ответчикам.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении требований ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" к Минфину России о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с требованиями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы не явилось.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в связи со следующим.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно заключенных истцом с МОУ СОШ с. Лебяжье, МДОУ Детский сад "Солнышко" и МОУ СОШ с. Томское договоров о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по услугам ЖКУ от 01.01.2007, предоставлял гражданам - педагогическим работникам, а также не заключая письменного договора с МУЗ Серышевской ЦРБ медицинским работникам: льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом Амурской области N 99-03 от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", Законом РФ "Об образовании".
Невозмещение расходов за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2007 года в сумме 92 752 руб. 61 коп., в т.ч. медицинским работникам в сумме 8 586 руб. 37 коп., педагогическим работникам в сумме 84 166 руб. 24 коп. послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд Амурской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не передавались.
Довод заявителя жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область в спорный период финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 84 166 руб. 24 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, при принятии решения от 22.06.2009 судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.06.2009 по делу N А04-1728/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
Т.Д.КОЗЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2009 N 06АП-3161/2009 ПО ДЕЛУ N А04-1728/2009
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2009 г. N 06АП-3161/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Балинской И.И.
судей: Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился
от ответчиков: представители не явились
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 22 июня 2009 года
по делу N А04-1728/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассмотрено судьей Шишовым О.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское"
к Министерству финансов Амурской области, Муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница", Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад "Солнышко" с. Томское, Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Томское, Филиалу муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское
о взыскании 92 752 руб. 61 коп.
третьи лица: Финансовое управление Администрации Серышевского района, Министерство финансов Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" (далее - ООО "ЖКХ Томское", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском Министерству финансов Амурской области, Муниципальному учреждению здравоохранения "Серышевская центральная районная больница" (далее - МУЗ Серышевская ЦРБ), Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье (далее - МОУ СОШ с. Лебяжье), Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад "Солнышко" с. Томское (далее - МДОУ Детский сад "Солнышко" с. Томское), Муниципальному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - МОУ СОШ с. Томское), Филиалу муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское (далее - филиал МОУ СОШ с. Томское) о взыскании с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области убытков, в связи с предоставлением льгот по оплате; жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2007 года в сумме 92 752 руб. 61 коп., в т.ч. медицинским работникам в сумме 8 586 руб. 37 коп., педагогическим работникам в сумме 84 166 руб. 24 коп., в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
Определением от 08.04.2009. арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Финансовое управление Администрации Серышевского района, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 22.06.2009 исковые требования (с учетом уточнения) удовлетворены в полном объеме. С Амурской области, в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" взысканы убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 8 586 руб. 37 коп.; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" взысканы убытки в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 84 166 руб. 24 коп. В отношении ответчиков: Муниципального учреждения здравоохранения Серышевская центральная районная больница; Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Лебяжье; Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Солнышко" с. Томское; Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское; Филиала муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Томское производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска к данным ответчикам.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении требований ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство Томское" к Минфину России о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с требованиями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы не явилось.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в связи со следующим.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно заключенных истцом с МОУ СОШ с. Лебяжье, МДОУ Детский сад "Солнышко" и МОУ СОШ с. Томское договоров о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по услугам ЖКУ от 01.01.2007, предоставлял гражданам - педагогическим работникам, а также не заключая письменного договора с МУЗ Серышевской ЦРБ медицинским работникам: льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом Амурской области N 99-03 от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", Законом РФ "Об образовании".
Невозмещение расходов за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2007 года в сумме 92 752 руб. 61 коп., в т.ч. медицинским работникам в сумме 8 586 руб. 37 коп., педагогическим работникам в сумме 84 166 руб. 24 коп. послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд Амурской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не передавались.
Довод заявителя жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область в спорный период финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 84 166 руб. 24 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, при принятии решения от 22.06.2009 судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.06.2009 по делу N А04-1728/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
Т.Д.КОЗЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)