Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Региональным оператором отказано в открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта дома ввиду того, что собственниками не приняты решения по всем вопросам формирования фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Дзюбенко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Дьякова А.Н., Поповой Э.Н.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в судебном заседании 01 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. на решение Центрального районного суда города Омска от 18 февраля 2015 года по иску собственников помещений в многоквартирном доме к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области, Администрации города Омска об обязании совершить действия, которым постановлено:
"В удовлетворении требований собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя Совета многоквартирного жилого дома, уполномоченного представителя собственников Ф. об исключении многоквартирного дома <...> из Постановления Администрации города Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", обязании Администрации города Омска внести изменения в указанное постановление; обязании Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <...>; взыскать расходы по уплате государственной пошлины отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
установила:
Собственники помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. обратились в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области, Администрации г. Омска об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указали, что <...> собственниками помещений дома проведено внеочередное общее собрание, в повестку которого включены вопросы об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома и определении сроков проведения капитального ремонта, по данным вопросам собственниками помещений в многоквартирном доме приняты решения, которые отражены в п. п. 2 и 3 Протокола. Решением общего собрания от <...> определено открытие специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. <...> Протокол N <...> от <...>, Протокол N <...> от <...> и иные документы переданы в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области (далее - региональный оператор). <...> региональным оператором дан ответ, которым отказано в принятии документов, а соответственно и в открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома ввиду того, что собственниками не приняты решения по вопросам, предусмотренным ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Таким образом, региональный оператор признал протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не соответствующими требованиям законодательства РФ, что по своей сути является признанием решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, равно как и протоколов таких собраний недействительными. Вместе с тем признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным является исключительным полномочием суда. Вследствие неправомерных действий регионального оператора постановлением Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования капитального ремонта в установленный срок" многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, для которых определен способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ - формирование фонда на счете регионального оператора.
С учетом уточнения исковых требований просили исключить многоквартирный дом <...> из постановления Администрации г. Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", обязав Администрацию г. Омска внести изменения в указанное постановление; обязать регионального оператора открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <...>; взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель собственников помещений дома Ф.Т.М. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержала. Пояснила, что решения общего собрания не оспорены и недействительными не признаны. Собственниками соблюдены все требования, кроме одного: в протоколах не указан владелец специального счета. При приеме документов собственникам пообещали, что специальный счет будет открыт региональным оператором, однако им не объяснили, как и что нужно делать, впоследствии вернув документы.
Представитель Ф.Т.М. - К.А. заявленные требования в уточненном виде поддержал. Пояснил, что Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области препятствует исполнению воли собственников.
Представитель Регионального фонда капитального ремонта И. требования не признала. Пояснила, что все представленные собственниками протоколы были рассмотрены, до собственников доведено, что должны быть приняты решения по всем вопросам, которые предусмотрены ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Собственники утверждают, что подразумевали, что владельцем специального счета будет региональный оператор. Однако этому противоречит протокол от <...>, согласно которому уполномоченными лицами на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, выбраны два физических лица, что не соответствует требованиям ст. 175 ЖК РФ. Права собственников не нарушены, так как способ формирования фонда может быть изменен в любое время. Денежные средства, которые накоплены на счете оператора, будут переданы собственникам. С декабря 2013 года по июнь 2014 года региональным оператором проводились семинары, где разъяснялись положения закона, передавались методические материалы, чтобы собственники могли принять решение и реализовать его.
Представитель Государственной жилищной инспекции Омской области - К.Ю. поддержала позицию представителя Регионального фонда капитального ремонта, представила письменные возражения на исковое заявление (т. <...> л.д. <...>).
Представитель Администрации г. Омска Б.Е. поддержала позицию представителя Регионального фонда капитального ремонта. Пояснила, что постановление Администрации г. Омска издано в августе 2014 года. Собственники в случае несогласия с данным постановлением должны были обратиться в Администрацию. Дом был включен в перечень путем предоставления сведений Департаментом городского хозяйства на основании межведомственного взаимодействия. Права истцов Администрацией не нарушены и при обязании регионального Фонда открыть специальный счет дом будет исключен из постановления Администрацией. Представлены письменные возражения (т. <...> л.д. <...>).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе собственники помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. просят полностью отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Признавая решения общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома от <...> и <...> не соответствующими действующему законодательству РФ, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области превысил свои полномочия, нарушил права собственников помещений и не дал реализовать принятые собственниками решения. Исходя из смысла ст. 20 ЖК РФ, полномочиями по выявлению в них несоответствий действующему законодательству РФ наделена Государственная жилищная инспекция, которая в случае их выявления обязана вынести предписание об их устранении или обратиться в суд с иском о признании таких решений недействительными. При рассмотрении данного дела суд должен был установить, имеет ли право региональный оператор проверять и осуществлять юридическую экспертизу решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Вместо этого суд установил обстоятельства, не имеющие значение для дела. В основу решения положены нормы ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, однако исходя из смысла заявленных исковых требований в основу решения суда должны быть положены нормы, предусмотренные гл. 9.1 ГК РФ и ст. 20 ЖК РФ, устанавливающие порядок признания решения общего собрания не соответствующим действующему законодательству РФ, признания решения общего собрания недействительным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области И. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (т. <...> л.д. <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя собственников помещений дома Ф.Т.М., ее представителя Б.В., истцов П., Т., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области И., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с ч. 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года N 215 принят Закон Омской области N 1568-ОЗ от 18 июля 2013 года, устанавливающий правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Омской области.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы, в которую включен дом по адресу: г. Омск, <...>, утверждена постановлением Правительства Омской области 30 декабря 2013 года N 369-п, опубликована на Официальном портале Правительства Омской области http://www.omskportal.ru, http://www.омская-область.рф 30 декабря 2013 года. Соответственно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на территории Омской области должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее 30 июня 2014 года.
При этом согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что <...>, то есть в последний день срока, установленного ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области представлены: протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от <...>; протокол N <...> общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от <...>; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>; протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>.
При этом из протокола N <...> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от <...> следует, что общим собранием собственников принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт (<...> за <...> кв. м площади жилого помещения в месяц) и проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии со сроками, установленными региональной программой капитального ремонта.
Согласно протоколу N <...> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, от <...> общим собранием собственников принято решение об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения указанных протоколов региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома Ф.Т.М. направлены письма N <...> от <...> и N <...> от <...>, из которых следует, что данные протоколы не соответствуют требованиям жилищного законодательства, поскольку в нарушение ч. 4 ст. 170 ЖК РФ собственниками не приняты решения по всем вопросам, обязательным для рассмотрения при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (за исключением вопроса о выборе кредитной организации).
Как следует из материалов дела, <...> собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. региональному оператору представлен протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>, согласно которому собственниками принято решение о выборе лицами, уполномоченными на открытие специального счета фонда капитального ремонта и совершение операций с денежными средствами, находящимися на указанном специальном счете, в количестве двух человек: Д. и О.
По результатам рассмотрения данного протокола региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома направлено письмо от <...> N <...>, в котором указано на несоответствие протокола требованиям законодательства, так как физические лица не могут являться владельцами специального счета; также сообщается, что в соответствии с ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья или осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, либо региональный оператор.
Кроме того, в письме содержится ссылка на ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, согласно которой операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении необходимых документов.
Не согласившись с данным ответом, <...> представителем собственников Ф.Т.В. в адрес регионального оператора направлено претензионное письмо с просьбой принять протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном <...> корпус 4 по <...> в г. Омске N <...> от <...>, N <...> от <...>, N <...> от <...>; открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения данной претензии региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома Ф.Т.В. направлен отзыв на претензию N <...> от <...>, в котором указывалось на несоответствие действующему законодательству представленных региональному оператору протоколов от <...>, <...>, <...>, при этом обращалось внимание, что ни одним из представленных протоколов общего собрания региональный оператор не был наделен правом быть владельцем специального счета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, при этом действия ответчиков совершены в пределах полномочий, предоставленных законом и в соответствии с действующим на спорный момент законодательством.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 175 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах; осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч. 3 ст. 175 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора, в частности, являются открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Из анализа положений ч. 2, 3 ст. 175, п. 2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ следует, что региональный оператор обязан открыть на свое имя специальный счет только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, ни одним из представленных региональному оператору протоколов общих собраний, ни их совокупностью последний не был наделен правом быть владельцем специального счета, в связи с чем региональный оператор был не вправе открыть на свое имя специальный счет.
Более того, в протоколах, представленных собственниками помещений в многоквартирном доме <...> региональному оператору <...>, то есть в последний день срока, установленного ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, данный вопрос вообще не исследовался.
При этом согласно представленному региональному оператору <...>, то есть с пропуском установленного законом срока, протоколу общего собрания от <...> собственниками было принято решение о передаче полномочий на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, физическим лицам, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 175 ЖК РФ.
Кроме того, из представленных региональному оператору протоколов следует, что собственниками в нарушение ч. 4 ст. 170 ЖК РФ не был решен вопрос об определении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состава перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренного региональной программой капитального ремонта.
Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме <...> не были выполнены требования ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, так как решения по всем вопросам, обязательным для рассмотрения при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, собственниками приняты не были и в установленный законом срок региональному оператору не предоставлены.
<...> и <...> Государственной жилищной инспекции Омской области в Администрацию г. Омска в рамках исполнения требований ч. 4 ст. 172 ЖК РФ направлен перечень многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых приняли и реализовали свое решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. При этом в сопроводительном письме (т. <...> л.д. <...>) указано, что многоквартирные дома, отсутствующие в данном перечне, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Как следует из представленного в материалы дела перечня, сведения о доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, как о многоквартирном доме, собственники помещений в которых приняли и реализовали решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, ЖСК, в данном перечне отсутствуют (т. <...> л.д. <...>).
На основании представленной информации во исполнение требований ч. 7 ст. 170 ЖК РФ Администрацией г. Омска принято постановление от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных жилых домах, собственники помещений которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок". При этом спорный дом по адресу: г. Омск, <...> включен в Перечень многоквартирных домов, которым определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (приложение к постановлению Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме <...> <...>, то есть в период рассмотрения дела в суде первой инстанции, было принято решение подтвердить все ранее принятые на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме решения по вопросам формирования фонда капитального ремонта и организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также подтвердить, что собственники помещений в многоквартирном доме избрали в качестве владельца специального счета Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области.
Однако, как указано выше, решение о выборе владельцем специального счета Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области ранее <...> собственниками помещений в спорном многоквартирном доме в установленный законом срок не принималось, что означает, что фактически <...> собственниками было принято решение по вопросу, предусмотренному п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, а не подтверждено ранее принятое решение.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в установленный законом срок не были представлены в орган государственного жилищного надзора все необходимые документы для реализации решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
В данной связи у Государственной жилищной инспекции Омской области отсутствовали основания полагать, что выбранный собственниками помещений в многоквартирных домах способ формирования фонда капитального ремонта был реализован в установленный срок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что принятие Администрацией г. Омска решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении спорного дома на счете регионального оператора соответствует требованиям ч. 7 ст. 170 ЖК РФ и не нарушает прав и законных интересов истцов, при том, что постановление Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных жилых домах, собственники помещений которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок" стороной истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривалось и признавалось законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что в удовлетворении требований об исключении многоквартирного дома <...> из постановления Администрации г. Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", возложении на Администрацию г. Омска обязанности внести изменения в указанное постановление судом отказано правомерно.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что региональный оператор фактически признал решения общих собраний собственников недействительными судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данные решения недействительными не признаны.
Вопреки доводам жалобы представленные региональному оператору протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме были оценены последним не на предмет их недействительности, а на предмет соблюдения требований ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, так как собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта было выбрано формирование его на специальном счете.
Суд первой инстанции также обоснованно обратил внимание, что согласно ч. 1 ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона Омской области от 18 июля 2013 года N 1568-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истцы не лишены возможности в любое время инициировать принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. В связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для изменения способа формирования фонда капитального ремонта, определенного для спорного дома.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4239/2015
Требование: Об исключении многоквартирного дома из постановления органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда в установленный срок, обязании внести изменения в постановление, открыть специальный счет для формирования фонда.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Региональным оператором отказано в открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта дома ввиду того, что собственниками не приняты решения по всем вопросам формирования фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-4239/2015
Председательствующий: Дзюбенко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Дьякова А.Н., Поповой Э.Н.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в судебном заседании 01 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. на решение Центрального районного суда города Омска от 18 февраля 2015 года по иску собственников помещений в многоквартирном доме к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области, Администрации города Омска об обязании совершить действия, которым постановлено:
"В удовлетворении требований собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя Совета многоквартирного жилого дома, уполномоченного представителя собственников Ф. об исключении многоквартирного дома <...> из Постановления Администрации города Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", обязании Администрации города Омска внести изменения в указанное постановление; обязании Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <...>; взыскать расходы по уплате государственной пошлины отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
установила:
Собственники помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. обратились в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области, Администрации г. Омска об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указали, что <...> собственниками помещений дома проведено внеочередное общее собрание, в повестку которого включены вопросы об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома и определении сроков проведения капитального ремонта, по данным вопросам собственниками помещений в многоквартирном доме приняты решения, которые отражены в п. п. 2 и 3 Протокола. Решением общего собрания от <...> определено открытие специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. <...> Протокол N <...> от <...>, Протокол N <...> от <...> и иные документы переданы в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области (далее - региональный оператор). <...> региональным оператором дан ответ, которым отказано в принятии документов, а соответственно и в открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома ввиду того, что собственниками не приняты решения по вопросам, предусмотренным ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Таким образом, региональный оператор признал протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не соответствующими требованиям законодательства РФ, что по своей сути является признанием решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, равно как и протоколов таких собраний недействительными. Вместе с тем признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным является исключительным полномочием суда. Вследствие неправомерных действий регионального оператора постановлением Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования капитального ремонта в установленный срок" многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, для которых определен способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ - формирование фонда на счете регионального оператора.
С учетом уточнения исковых требований просили исключить многоквартирный дом <...> из постановления Администрации г. Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", обязав Администрацию г. Омска внести изменения в указанное постановление; обязать регионального оператора открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <...>; взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель собственников помещений дома Ф.Т.М. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержала. Пояснила, что решения общего собрания не оспорены и недействительными не признаны. Собственниками соблюдены все требования, кроме одного: в протоколах не указан владелец специального счета. При приеме документов собственникам пообещали, что специальный счет будет открыт региональным оператором, однако им не объяснили, как и что нужно делать, впоследствии вернув документы.
Представитель Ф.Т.М. - К.А. заявленные требования в уточненном виде поддержал. Пояснил, что Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области препятствует исполнению воли собственников.
Представитель Регионального фонда капитального ремонта И. требования не признала. Пояснила, что все представленные собственниками протоколы были рассмотрены, до собственников доведено, что должны быть приняты решения по всем вопросам, которые предусмотрены ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Собственники утверждают, что подразумевали, что владельцем специального счета будет региональный оператор. Однако этому противоречит протокол от <...>, согласно которому уполномоченными лицами на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, выбраны два физических лица, что не соответствует требованиям ст. 175 ЖК РФ. Права собственников не нарушены, так как способ формирования фонда может быть изменен в любое время. Денежные средства, которые накоплены на счете оператора, будут переданы собственникам. С декабря 2013 года по июнь 2014 года региональным оператором проводились семинары, где разъяснялись положения закона, передавались методические материалы, чтобы собственники могли принять решение и реализовать его.
Представитель Государственной жилищной инспекции Омской области - К.Ю. поддержала позицию представителя Регионального фонда капитального ремонта, представила письменные возражения на исковое заявление (т. <...> л.д. <...>).
Представитель Администрации г. Омска Б.Е. поддержала позицию представителя Регионального фонда капитального ремонта. Пояснила, что постановление Администрации г. Омска издано в августе 2014 года. Собственники в случае несогласия с данным постановлением должны были обратиться в Администрацию. Дом был включен в перечень путем предоставления сведений Департаментом городского хозяйства на основании межведомственного взаимодействия. Права истцов Администрацией не нарушены и при обязании регионального Фонда открыть специальный счет дом будет исключен из постановления Администрацией. Представлены письменные возражения (т. <...> л.д. <...>).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе собственники помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. просят полностью отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Признавая решения общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома от <...> и <...> не соответствующими действующему законодательству РФ, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области превысил свои полномочия, нарушил права собственников помещений и не дал реализовать принятые собственниками решения. Исходя из смысла ст. 20 ЖК РФ, полномочиями по выявлению в них несоответствий действующему законодательству РФ наделена Государственная жилищная инспекция, которая в случае их выявления обязана вынести предписание об их устранении или обратиться в суд с иском о признании таких решений недействительными. При рассмотрении данного дела суд должен был установить, имеет ли право региональный оператор проверять и осуществлять юридическую экспертизу решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Вместо этого суд установил обстоятельства, не имеющие значение для дела. В основу решения положены нормы ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, однако исходя из смысла заявленных исковых требований в основу решения суда должны быть положены нормы, предусмотренные гл. 9.1 ГК РФ и ст. 20 ЖК РФ, устанавливающие порядок признания решения общего собрания не соответствующим действующему законодательству РФ, признания решения общего собрания недействительным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области И. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (т. <...> л.д. <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя собственников помещений дома Ф.Т.М., ее представителя Б.В., истцов П., Т., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области И., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с ч. 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года N 215 принят Закон Омской области N 1568-ОЗ от 18 июля 2013 года, устанавливающий правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Омской области.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы, в которую включен дом по адресу: г. Омск, <...>, утверждена постановлением Правительства Омской области 30 декабря 2013 года N 369-п, опубликована на Официальном портале Правительства Омской области http://www.omskportal.ru, http://www.омская-область.рф 30 декабря 2013 года. Соответственно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на территории Омской области должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее 30 июня 2014 года.
При этом согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что <...>, то есть в последний день срока, установленного ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области представлены: протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от <...>; протокол N <...> общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от <...>; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>; протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>.
При этом из протокола N <...> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от <...> следует, что общим собранием собственников принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт (<...> за <...> кв. м площади жилого помещения в месяц) и проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии со сроками, установленными региональной программой капитального ремонта.
Согласно протоколу N <...> внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, от <...> общим собранием собственников принято решение об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения указанных протоколов региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома Ф.Т.М. направлены письма N <...> от <...> и N <...> от <...>, из которых следует, что данные протоколы не соответствуют требованиям жилищного законодательства, поскольку в нарушение ч. 4 ст. 170 ЖК РФ собственниками не приняты решения по всем вопросам, обязательным для рассмотрения при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете (за исключением вопроса о выборе кредитной организации).
Как следует из материалов дела, <...> собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в лице уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. региональному оператору представлен протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...>, согласно которому собственниками принято решение о выборе лицами, уполномоченными на открытие специального счета фонда капитального ремонта и совершение операций с денежными средствами, находящимися на указанном специальном счете, в количестве двух человек: Д. и О.
По результатам рассмотрения данного протокола региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома направлено письмо от <...> N <...>, в котором указано на несоответствие протокола требованиям законодательства, так как физические лица не могут являться владельцами специального счета; также сообщается, что в соответствии с ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья или осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, либо региональный оператор.
Кроме того, в письме содержится ссылка на ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, согласно которой операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении необходимых документов.
Не согласившись с данным ответом, <...> представителем собственников Ф.Т.В. в адрес регионального оператора направлено претензионное письмо с просьбой принять протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном <...> корпус 4 по <...> в г. Омске N <...> от <...>, N <...> от <...>, N <...> от <...>; открыть специальный счет для формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения данной претензии региональным оператором в адрес представителя собственников помещений многоквартирного дома Ф.Т.В. направлен отзыв на претензию N <...> от <...>, в котором указывалось на несоответствие действующему законодательству представленных региональному оператору протоколов от <...>, <...>, <...>, при этом обращалось внимание, что ни одним из представленных протоколов общего собрания региональный оператор не был наделен правом быть владельцем специального счета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, при этом действия ответчиков совершены в пределах полномочий, предоставленных законом и в соответствии с действующим на спорный момент законодательством.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 175 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах; осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч. 3 ст. 175 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора, в частности, являются открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Из анализа положений ч. 2, 3 ст. 175, п. 2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ следует, что региональный оператор обязан открыть на свое имя специальный счет только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, ни одним из представленных региональному оператору протоколов общих собраний, ни их совокупностью последний не был наделен правом быть владельцем специального счета, в связи с чем региональный оператор был не вправе открыть на свое имя специальный счет.
Более того, в протоколах, представленных собственниками помещений в многоквартирном доме <...> региональному оператору <...>, то есть в последний день срока, установленного ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, данный вопрос вообще не исследовался.
При этом согласно представленному региональному оператору <...>, то есть с пропуском установленного законом срока, протоколу общего собрания от <...> собственниками было принято решение о передаче полномочий на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, физическим лицам, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 175 ЖК РФ.
Кроме того, из представленных региональному оператору протоколов следует, что собственниками в нарушение ч. 4 ст. 170 ЖК РФ не был решен вопрос об определении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состава перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренного региональной программой капитального ремонта.
Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме <...> не были выполнены требования ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, так как решения по всем вопросам, обязательным для рассмотрения при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, собственниками приняты не были и в установленный законом срок региональному оператору не предоставлены.
<...> и <...> Государственной жилищной инспекции Омской области в Администрацию г. Омска в рамках исполнения требований ч. 4 ст. 172 ЖК РФ направлен перечень многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых приняли и реализовали свое решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. При этом в сопроводительном письме (т. <...> л.д. <...>) указано, что многоквартирные дома, отсутствующие в данном перечне, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Как следует из представленного в материалы дела перечня, сведения о доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, как о многоквартирном доме, собственники помещений в которых приняли и реализовали решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, ЖСК, в данном перечне отсутствуют (т. <...> л.д. <...>).
На основании представленной информации во исполнение требований ч. 7 ст. 170 ЖК РФ Администрацией г. Омска принято постановление от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных жилых домах, собственники помещений которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок". При этом спорный дом по адресу: г. Омск, <...> включен в Перечень многоквартирных домов, которым определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (приложение к постановлению Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме <...> <...>, то есть в период рассмотрения дела в суде первой инстанции, было принято решение подтвердить все ранее принятые на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме решения по вопросам формирования фонда капитального ремонта и организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также подтвердить, что собственники помещений в многоквартирном доме избрали в качестве владельца специального счета Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области.
Однако, как указано выше, решение о выборе владельцем специального счета Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области ранее <...> собственниками помещений в спорном многоквартирном доме в установленный законом срок не принималось, что означает, что фактически <...> собственниками было принято решение по вопросу, предусмотренному п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, а не подтверждено ранее принятое решение.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что собственниками помещений в многоквартирном доме <...> в установленный законом срок не были представлены в орган государственного жилищного надзора все необходимые документы для реализации решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
В данной связи у Государственной жилищной инспекции Омской области отсутствовали основания полагать, что выбранный собственниками помещений в многоквартирных домах способ формирования фонда капитального ремонта был реализован в установленный срок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что принятие Администрацией г. Омска решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении спорного дома на счете регионального оператора соответствует требованиям ч. 7 ст. 170 ЖК РФ и не нарушает прав и законных интересов истцов, при том, что постановление Администрации г. Омска от 12 августа 2014 года N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных жилых домах, собственники помещений которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок" стороной истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривалось и признавалось законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что в удовлетворении требований об исключении многоквартирного дома <...> из постановления Администрации г. Омска от N 1061-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок", возложении на Администрацию г. Омска обязанности внести изменения в указанное постановление судом отказано правомерно.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что региональный оператор фактически признал решения общих собраний собственников недействительными судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данные решения недействительными не признаны.
Вопреки доводам жалобы представленные региональному оператору протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме были оценены последним не на предмет их недействительности, а на предмет соблюдения требований ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, так как собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта было выбрано формирование его на специальном счете.
Суд первой инстанции также обоснованно обратил внимание, что согласно ч. 1 ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона Омской области от 18 июля 2013 года N 1568-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истцы не лишены возможности в любое время инициировать принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. В связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для изменения способа формирования фонда капитального ремонта, определенного для спорного дома.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу собственников помещений в многоквартирном доме <...> в лице председателя совета многоквартирного дома, уполномоченного представителя собственников Ф.Т.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)