Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 05АП-14611/2013 ПО ДЕЛУ N А51-20121/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 05АП-14611/2013

Дело N А51-20121/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Второй этаж",
апелляционное производство N 05АП-14611/2013
на решение от 31.10.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-20121/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Второй этаж" (ИНН 2540166678, ОГРН 1102540007570, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.11.2010)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009), департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.06.2013 N 16331/20У,
при участии в заседании:
- от ООО "Второй этаж": Тарасенко Р.В., представитель по доверенности от 12.07.2013 N 2 сроком действия один год;
- от администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679 сроком действия до 31.12.2014;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178 сроком действия до 31.12.2014;
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Второй этаж" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) об отказе в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, изложенного в письме от 25.06.2013 N 16331/20У, об обязании администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка площадью 380 кв. м по ул. Терешковой, д. 21 в г. Владивосток, утвердить и выдать схему его расположения на кадастровом плане территории, а также об обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - департамент) направить запрос в администрацию на обеспечение выбора и утверждение схемы расположения указанного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2013 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление, УГА).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, общество ссылается на недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, настаивая на том, что нахождение в границах спорного земельного участка территории общего пользования не подтверждается материалами дела. Кроме того, общество не усматривает препятствий в формировании земельного участка для строительства магазина в связи с наложением на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6785, так как последний находится в его пользовании на основании договора аренды.
Администрация и управление с доводами апелляционной жалобы не согласились, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания явку своего представителя в суд не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
15.05.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка ориентировочной площадью 380 кв. м, расположенного в районе ул. Терешковой, д. 21 в г. Владивостоке, с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина. Дополнительно общество указало, что испрашиваемый земельный участок фактически используется им для размещения торгового павильона согласно договору аренды от 26.03.2013 N 03-Ю-16402.
К заявлению общества были приложены регистрационные документы, выписка из ЕГРЮЛ, топографическая съемка земельного участка, кадастровый план территории (на диске), проект схемы расположения земельного участка, а также копия договора от 26.03.2013 N 03-Ю-16402.
Заявление с пакетом документов направлено департаментом в администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
Письмом от 25.06.2013 N 16331/20У администрация отказала в выборе земельного участка, сославшись на нахождение в его границах прохода общего пользования и использование его территории для обеспечения пешеходной доступности к многоквартирным жилым домам N 21 и N 27 по ул. Терешковой. Кроме того, обществу было указано на нахождение части земельного участка в границах охранной зоны инженерных сетей.
Полагая, что отказ администрации не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя следующие стадии:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка ориентировочной площадью 380 кв. м, расположенного в районе ул. Терешковой, д. 21 в г. Владивосток, с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина. Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию.
Отказывая обществу в выборе земельного участка для строительства, администрация сослалась на наличие в его границах прохода общего пользования и использование его территории для обеспечения пешеходной доступности к многоквартирным жилым домам N 21 и N 27 по ул. Терешковой, а также на нахождение части земельного участка в границах охранной зоны инженерных сетей.
Из проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненного ООО "ВладГеоСтрой", топографического плана земельного участка, а также обзорных схем земельного участка коллегией установлено, что заявитель испрашивает земельный участок, часть которого налагается на дорогу общего пользования, имеющую щебеночное покрытие.
В соответствии со статьями 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГРК РФ), 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1 (подпункт 11 пункта 1), 81, 85 (пункт 12) ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся автомобильные дороги и проезды.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны. При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Поскольку испрашиваемый обществом земельный участок частично налагается на дорогу, правовой статус которой в качестве территории общего пользования подтверждается представленными в материалы дела документами, учитывая, что в силу прямого указания закона (статья 36 ГрК РФ) требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а предоставление земельных участков осуществляется с учетом зонирования территорий, возможность формирования земельного участка заявителю за счет территории, занятой дорогой, у администрации отсутствовала.
Доводы заявителя о том, что из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не следует наличие в его границах зон общего пользования, коллегией рассмотрены и отклоняются.
По правилам пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
С учетом данной нормы неуказание в топографических материалах границ территорий общего пользования само по себе не свидетельствует об их отсутствии. В данном случае факт наложения испрашиваемого для строительства земельного участка на дорогу общего пользования подтверждается материалами дела, в том числе схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которую ссылается заявитель.
Оценивая отказ администрации в части использования спорного земельного участка для обеспечения пешеходной доступности к многоквартирным жилым домам N 21 и N 27 по ул. Терешковой, коллегия из представленных в материалы дела топографических материалов усматривает наличие лестничного марша, ведущего от указанных домов к дороге общего пользования. Однако доказательства того, что формирование земельного участка заявителю повлечет невозможность подхода к указанным домам, администрацией не представлены.
Что касается нахождения части спорного земельного участка в охранной зоне инженерных сетей, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство не препятствует формированию земельного участка для строительства объекта заявителя.
Как следует из материалов дела, в границах испрашиваемого заявителем земельного участка проходит водопровод и канализация КГУП "Приморский водоканал", а также воздушная кабельная линия 0,4 кВ МУПВ ВПЭС.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, размещение объектов торговли запрещено только в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
Поскольку воздушная кабельная линия МУПВ ВПЭС, расположенная в границах земельного участка, имеет напряжение менее 1000 вольт, запрет на размещение объектов торговли в границах ее охранной зоны не распространяется.
Не предусмотрено действующим законодательством и запретов на размещение объектов в границах охранных зон водопровода и канализации.
Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований" предусмотрены возможность установления органами местного самоуправления охранно-эксплуатационных зон магистральных сетей и инженерных коммуникаций и ограничения в их использовании, однако указанные рекомендации касаются только размещения объектов благоустройства, к которым объект заявителя не относится.
Помимо оснований для отказа в выборе земельного участка, приведенных в решении от 25.06.2013 N 16331/20у, обосновывая выводы о невозможности формирования земельного участка заявителю, администрация сослалась на его наложение на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6785.
Коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6785 площадью 130 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "объекты розничной торговли". На основании договора аренды от 26.03.2013 N 03-Ю-16402 земельный участок передан в аренду обществу на срок с 14.03.2013 по 13.03.2016. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Принимая во внимание, что возможность обеспечения выбора земельного участка в районе ул. Терешковой, 21 за счет земель населенных пунктов, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена, и за счет существующего объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:6785 не была предметом исследования органа местного самоуправления при вынесении оспариваемого отказа, суд апелляционной инстанции указанное обстоятельство на предмет соответствия его закону не оценивает.
Одновременно коллегия учитывает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку как на момент принятия оспариваемого решения, так и в настоящее время общество владеет и пользуется земельным участком в районе ул. Терешковой, 21.
Оценивая наличие у администрации возможности сформировать земельный участок для строительства объекта заявителя с иными параметрами, коллегия исходит из того, что заявитель планирует разместить объект торговли на том же месте, которое им используется в настоящее время под размещение временного объекта торговли. Местоположение земельного участка ограничено особенностями рельефа, существующей застройкой, дорогами (в том числе ул. Терешковой, ул. Окатовая), а также границами зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), размещение объектов торговли в которой не предусмотрено градостроительным регламентом.
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта - магазина, помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у администрации отсутствовала.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что основания для выбора земельного участка у администрации отсутствовали, она правомерно в пределах предоставленных ей полномочий отказала в обеспечении выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что у администрации имелись основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" относятся коллегией на общество.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату обществу из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2013 по делу N А51-20121/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Второй этаж" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 2 от 13.11.2013 через филиал ОАО Банк ВТБ в г. Хабаровске. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)