Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом, где проживают истцы, построен до 1917 года, его конструктивные элементы изношены и требуют замены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Лохмачева И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В., Силаевой Т.Г.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года по делу по иску Г.Д., Г.М. к Городской Управе города Калуги, Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг,
установила:
24 апреля 2014 года Г.Д. и Г.М. обратились в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги и к Городской Управе города Калуги, уточнив требования, просили обязать ответчиков провести работы по капитальному ремонту кровли, потолочного и полового покрытия многоквартирного дома N "..." по улице "...".
В обоснование иска истцы указали, что указанный жилой дом построен до 1917 года, его конструктивные элементы изношены и требуют замены.
В судебном заседании истцы Г.Д. и Г.М. и их представитель Д. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков Городской Управы города Калуги и Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги по доверенностям О. иск не признала.
Представитель третьего лица МУП "УК МЖД Московского округа г. Калуги" по доверенности В. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства культуры и туризма Калужской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года постановлено:
- исковые требования удовлетворить;
- включить дом N "..." по улице "..." в перечень объектов капитального ремонта многоквартирных домов на 2014 - 2016 годы, финансируемых за счет бюджета муниципального образования "..." по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области, утвержденный Постановлением Городской Управы г. Калуги от 07.03.2014 года N 2489-пи;
- обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги обеспечить за счет средств бюджета городского округа "..." проведение капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома по адресу город "...";
- в удовлетворении иска к Городской Управе города Калуги отказать.
В апелляционной жалобе ответчиком Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Калуги поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения представителя ответчика О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав дополнительные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 149 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялся за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
В соответствии с условиями Типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 г. N 415, в настоящее время утратившим силу согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 г. N 315, наймодатель был обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них (пункт 16); все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома выполнялись за счет наймодателя (пункт 17).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" было предусмотрено в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и в целях повышения уровня социальной защиты граждан при осуществлении реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг продолжить переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги; структура платежей населения за жилье всех форм собственности должна была включать: первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях, второй платеж - коммунальные услуги; собственник жилых помещений осуществлял третий платеж - налог на имущество физических лиц; в то же время наниматель жилья также должен был осуществлять третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).
Из содержания статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из системного толкования статьи 16 Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Из дела видно, что многоквартирный дом по адресу: "..." - двухэтажный с кирпичными стенами и железной кровлей, постройки до 1917 года, общей площадью 176,8 кв.м.
В указанном многоквартирном доме Г.М. и Г.Д. приобретено в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 29 июня 2011 года по 1/3 доли в праве собственности на квартиру 5,6 общей площадью 54,5 кв.м, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 июля 2011 года.
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области и должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона (п. 3).
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 г. N 753, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2014 г. N 335, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы.
Многоквартирный дом N "..." по улице "..." не включен в указанную Региональную программу, при этом согласно сведениям, представленным Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги, данный дом в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.
Согласно данным технического паспорта (инвентарный номер "...") физический износ многоквартирного дома по состоянию на 1985 год составлял 58%; износ крыши - 65%.
На основании приложений N 2 и N 3 ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий со стенами из кирпича и деревянными перекрытиями составляет 15 - 20 лет, кровли из оцинкованной и черной стали 10 - 15 лет.
Судом установлено, что капитальный ремонт дома в период эксплуатации не проводился.
Суд, удовлетворяя исковые требования, пришел в данном случае к выводу, что на момент приватизации квартиры истцами кровля многоквартирного дома нуждалась в капитальном ремонте, что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, в частности актами проверки эксплуатационного состояния объекта от 05.08.2008 года N 526 и от 14.02.2014 года N 286, составленными Государственной жилищной инспекцией, предписанием N 291 от 14.02.2014 года, которыми установлено наличие следов протечек в квартире N "...", а также наличие следов глубокой коррозии металлических листов кровли.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные правовые положения, в данном случае суд пришел к правильному выводу о реальной нуждаемости в проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, продолжительность эксплуатации которого без проведения капитального ремонта превысила сроки, предусмотренные приложениями N 2 и N 3 ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые, исходя из изложенного, могли бы служить основанием для отмены решения суда.
Приведенные доводы апелляционной жалобы о том, что все собственники помещений в многоквартирном доме должны нести расходы соразмерно своей доле в праве общей собственности, не могут повлечь отмену решения суда, учитывая, что в силу вышеприведенной статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, что вместе с тем не исключает возможность участия других собственников в проведении капитального ремонта дома, в том числе и его финансирования с использованием в установленном порядке накопленных платежей на капитальный ремонт.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, по делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2741/2014
Требование: Об обязании провести работы по капитальному ремонту кровли, потолочного и полового покрытия многоквартирного дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилой дом, где проживают истцы, построен до 1917 года, его конструктивные элементы изношены и требуют замены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N 33-2741/2014
судья Лохмачева И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ивашуровой С.В., Силаевой Т.Г.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года по делу по иску Г.Д., Г.М. к Городской Управе города Калуги, Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг,
установила:
24 апреля 2014 года Г.Д. и Г.М. обратились в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги и к Городской Управе города Калуги, уточнив требования, просили обязать ответчиков провести работы по капитальному ремонту кровли, потолочного и полового покрытия многоквартирного дома N "..." по улице "...".
В обоснование иска истцы указали, что указанный жилой дом построен до 1917 года, его конструктивные элементы изношены и требуют замены.
В судебном заседании истцы Г.Д. и Г.М. и их представитель Д. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков Городской Управы города Калуги и Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги по доверенностям О. иск не признала.
Представитель третьего лица МУП "УК МЖД Московского округа г. Калуги" по доверенности В. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства культуры и туризма Калужской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года постановлено:
- исковые требования удовлетворить;
- включить дом N "..." по улице "..." в перечень объектов капитального ремонта многоквартирных домов на 2014 - 2016 годы, финансируемых за счет бюджета муниципального образования "..." по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области, утвержденный Постановлением Городской Управы г. Калуги от 07.03.2014 года N 2489-пи;
- обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги обеспечить за счет средств бюджета городского округа "..." проведение капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома по адресу город "...";
- в удовлетворении иска к Городской Управе города Калуги отказать.
В апелляционной жалобе ответчиком Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Калуги поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения представителя ответчика О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав дополнительные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 149 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялся за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
В соответствии с условиями Типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 г. N 415, в настоящее время утратившим силу согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 г. N 315, наймодатель был обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них (пункт 16); все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома выполнялись за счет наймодателя (пункт 17).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" было предусмотрено в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и в целях повышения уровня социальной защиты граждан при осуществлении реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг продолжить переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2003 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги; структура платежей населения за жилье всех форм собственности должна была включать: первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях, второй платеж - коммунальные услуги; собственник жилых помещений осуществлял третий платеж - налог на имущество физических лиц; в то же время наниматель жилья также должен был осуществлять третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).
Из содержания статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из системного толкования статьи 16 Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Из дела видно, что многоквартирный дом по адресу: "..." - двухэтажный с кирпичными стенами и железной кровлей, постройки до 1917 года, общей площадью 176,8 кв.м.
В указанном многоквартирном доме Г.М. и Г.Д. приобретено в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 29 июня 2011 года по 1/3 доли в праве собственности на квартиру 5,6 общей площадью 54,5 кв.м, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 июля 2011 года.
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области и должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона (п. 3).
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 г. N 753, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2014 г. N 335, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы.
Многоквартирный дом N "..." по улице "..." не включен в указанную Региональную программу, при этом согласно сведениям, представленным Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги, данный дом в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.
Согласно данным технического паспорта (инвентарный номер "...") физический износ многоквартирного дома по состоянию на 1985 год составлял 58%; износ крыши - 65%.
На основании приложений N 2 и N 3 ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий со стенами из кирпича и деревянными перекрытиями составляет 15 - 20 лет, кровли из оцинкованной и черной стали 10 - 15 лет.
Судом установлено, что капитальный ремонт дома в период эксплуатации не проводился.
Суд, удовлетворяя исковые требования, пришел в данном случае к выводу, что на момент приватизации квартиры истцами кровля многоквартирного дома нуждалась в капитальном ремонте, что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, в частности актами проверки эксплуатационного состояния объекта от 05.08.2008 года N 526 и от 14.02.2014 года N 286, составленными Государственной жилищной инспекцией, предписанием N 291 от 14.02.2014 года, которыми установлено наличие следов протечек в квартире N "...", а также наличие следов глубокой коррозии металлических листов кровли.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные правовые положения, в данном случае суд пришел к правильному выводу о реальной нуждаемости в проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, продолжительность эксплуатации которого без проведения капитального ремонта превысила сроки, предусмотренные приложениями N 2 и N 3 ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые, исходя из изложенного, могли бы служить основанием для отмены решения суда.
Приведенные доводы апелляционной жалобы о том, что все собственники помещений в многоквартирном доме должны нести расходы соразмерно своей доле в праве общей собственности, не могут повлечь отмену решения суда, учитывая, что в силу вышеприведенной статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, что вместе с тем не исключает возможность участия других собственников в проведении капитального ремонта дома, в том числе и его финансирования с использованием в установленном порядке накопленных платежей на капитальный ремонт.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, по делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 03 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)