Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.02.2015 N Ф06-20424/2013 ПО ДЕЛУ N А12-21855/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N Ф06-20424/2013

Дело N А12-21855/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Захарова О.В (доверенность от 28.05.2014),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красноармейского района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2014 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-21855/2014
по заявлению администрации Красноармейского района Волгограда (ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) о признании недействительными акта проверки и предписания, с участием в деле третьего лица - Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов на территории Красноармейского района Волгограда, г. Волгоград,

установил:

администрация Красноармейского района Волгограда (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании недействительными и отмене предписания от 12.05.2014 N 839 об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов на территории Красноармейского района Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014, отказано в удовлетворении заявления администрации Красноармейского района Волгограда о признании недействительным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12.05.2014 N 839.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявление в части признания недействительным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12.05.2014 N 839 удовлетворить.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя стороны, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Инспекцией выдано предписание от 12.05.2014 N 839, в соответствии с которым администрации в срок до 11.06.2014 следует устранить нарушения обязательных требований Положения, а именно: рассмотреть на межведомственной комиссии администрации заключение Инспекции от 19.06.2012 N 81, 81-1, 81-3 о техническом состоянии многоквартирных домов N 17, N 17а, N 19а по ул. Арсеньева в г. Волгограде и принять решение в виде заключения в соответствии с требованиями пункта 47 Положения; направить в орган местного самоуправления для принятия решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; заключение межведомственной комиссии направить в Инспекцию, поскольку этот вопрос не рассматривался межведомственной комиссией при администрации Красноармейского района Волгоградской области.
Администрация считает, что указанное предписание нарушает его права и интересы, поскольку ответственность за принятое решение или за его последствия должна нести межведомственная комиссия, в связи с чем, обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания, установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение).
Согласно постановлению администрации Волгограда от 06.05.2006 N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда" полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда, в связи с чем администрациями районов Волгограда созданы межведомственные комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов (далее - комиссия).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктами 44 - 47 Положения установлены процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
В силу законодательно установленного порядка проведение обследования (оценки) общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания может быть инициировано на основании обращений, в том числе заключения контролирующего органа.
Материалами дела установлено, что Инспекцией по результатам проведенной проверки выявлены несоответствия муниципальных жилых помещений требованиям к жилым помещениям.
Руководствуясь Положением, в адрес Администрации направлены заключения от 21.06.2014 N 81-1, 81-2, 81-3 о техническом состоянии многоквартирных жилых домов для рассмотрения на межведомственной комиссии и принятия решения в установленном Положением порядке, по вопросу пригодности (непригодности) жилого дома для проживания.
В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, непредставление собственником помещения предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Более того, действующее жилищное законодательство обязывает именно межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, в том числе обследование жилого помещения независимо от финансово-экономических возможностей.
Однако администрацией Красноармейского района заключения рассмотрены не были и вопрос о признании указанных в заключениях многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не разрешен.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что в связи с отсутствием принятия межведомственной комиссией на основании заключений Инспекции соответствующего решения, предусмотренного пунктом 47 Положения, а также нарушение требований пунктов 46, 47 Положения, послужили основанием для правомерного применения Инспекцией меры государственного принуждения в виде выдачи предписания.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А12-21855/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)