Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего Магадовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Далгатовой М.М.,
с участием прокурора - начальника отдела прокуратуры Республики Дагестан Плугарева А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдурахманова Рамазана Магомедалиевича о признании недействующими:
- постановление Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83 "О внесении изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части определения расходов на доставку твердого топлива (уголь, дрова) в размере 20% от стоимости топлива;
- постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252;
- постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", в части раздела IV и других разделов и статей, ограничивающих потребление коммунальных услуг и ухудшающих порядок и условия их возмещения,
Абдурахманов Р.М. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование, что данные постановления Правительства Республики Дагестан противоречат ст. 55 ФЗ РФ "Об образовании" и существенно нарушают права педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Одновременно заявитель просил обязать Правительство Республики Дагестан выработать четкий механизм межбюджетного регулирования расходов, связанных с компенсацией за коммунальные услуги педагогическим работникам, исключив снижение социальных гарантий и объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 9 августа 2011 года заявление Абдурахманова Р.М. удовлетворено частично: постановления Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83, от 17 ноября 2010 года N 420, от 28 января 2011 года N 20 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива". В остальной части требований производство по делу прекращено в связи с неподсудностью.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года решение Верховного суда Республики Дагестан от 9 августа 2011 года (далее - решение суда) отменено в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Дагестан.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения следующим образом: "признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83 и раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива"; в остальной части производство по делу прекратить".
При новом рассмотрении дела в отмененной части суд первой инстанции предложил Абдурахманову Р.М. уточнить заявленные требования, поскольку, как указано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года из поданного им в суд первоначального заявления следует, что оспариваются не только раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, но и другие разделы и статьи Порядка, ограничивающие размер потребления коммунальных услуг и ухудшающие порядок и условия их возмещения. Кроме того, в кассационной жалобе заявитель сам обращал внимание вышестоящего суда на то, что судом первой инстанции рассмотрены не все его требования.
Абдурахманов Р.М. в заявлении об уточнении требований от 01.02.2012 просил суд отменить перечисленные в заявлении постановления Правительства Республики Дагестан, как отменяющих ранее предоставляемые порядок и условия предоставления коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и равно снижающих объем ранее предоставляемых услуг.
Также в заявлении указал, что свет и тепло сельскому учителю предоставлялись в Республике Дагестан на 100% бесплатно, так и компенсироваться они должны на 100%, а не частично, как это делает Правительство Республики Дагестан, на сегодняшний день, ссылаясь на вышеуказанные постановления Республики Дагестан.
Суд, изучив заявление Абдурахманова Р.М. об уточнении требований от 01.02.2012, в связи с отсутствием в указанном заявлении соответствующих уточнений с учетом указаний, содержащихся в определении Судебной коллегии по административным делам Российской Федерации от 7 декабря 2011 года, в ходе судебного заседания от 9 февраля 2012 г. дополнительно предложил заявителю уточнить заявленные требования в части признания недействующим Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20.
Заявитель пояснил суду, что он просит признать недействующими постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 полностью, так, в части указанного постановления дело возвращено в суд на новое рассмотрение, и постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, только в части раздела IV.
Указанные пояснения Абдурахманова Р.М. занесены в протокол судебного заседания по делу N 3-17/2011 от 9 февраля 2011 г.
Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности Закавова Р.А. уточненные требования заявителя Абдурахманова Р.М. не признал.
Представители Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Магомедова А.М. и Мирзаев Б.М. заявленные уточненные требования Абдурахманова Р.М. не признали, поддержали позицию Правительства Республики Дагестан и представленные письменные возражения.
Заслушав объяснения представителя Правительства Республики Дагестан, представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Республики Дагестан Плугарева А.И., полагавшего заявление Абдурахманова Р.М. подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации в определении от 7 декабря 2011 года указала следующее: "что касается решения суда в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420, то с ним согласиться не представляется возможным в силу следующего. Согласно решению суда названное постановление признано недействующим в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива".
Между тем постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 в оспариваемой заявителем части внесено изменение в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, он дополнен абзацем вторым следующего содержания: "Меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений по оплате электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения предоставляются исходя из показаний соответствующих приборов учета потребления электроэнергии на отопление и освещение жилого помещения, а в случае их отсутствия - из расчета на единицу площади жилого помещения, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, но не более фактически произведенных расходов. Расходы по оплате электроэнергии на цели, не связанные с электрическим отоплением и освещением жилого помещения, педагогическим работникам образовательных учреждений не возмещаются".
Из приведенной нормы следует, что она не содержит указания на то, что расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива. При этом норма на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательством, имеющим большую юридическую силу, не проверялась, каких-либо суждений суда по доводам заявления Абдурахманова Р.М. решение не содержит.
При таких данных решение суда в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение."
При новом рассмотрении дела Абдурахманов Р.М. в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 в заявлении от 01.02.2012 и в ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленное требование и просил признать указанный нормативный правовой акт недействующим полностью, а не в части внесения изменения в пункт 5 Порядка, как им было заявлено ранее.
Суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принял указанное уточнение заявителем своих требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, что отражено в протоколе судебного заседания по данному делу.
Исследовав постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, суд установил, что в указанной части нормы данного постановления прекратили свое действие в связи с принятием и вступлением в силу постановления Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан", которым сам Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, признан утратившим силу (пп. "в" п. 1 указанного постановления).
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция выражена в п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку на момент нового рассмотрения дела судом первой инстанции оспариваемые нормы прекратили свое действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влекут, производство по делу в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 подлежит прекращению.
Вместе с тем в удовлетворении заявления Абдурахманова Р.М. о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в остальной части суд считает необходимым отказать на основании следующего.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В Республике Дагестан принят Закон от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа", в соответствии со статьей 3 которого педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели. При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Республики Дагестан.
В соответствии с Законом Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" принято постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (наименование постановления в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 внесены следующие ныне действующие изменения, с учетом последующих изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473:
Пункт 3 изложен в следующей редакции:
"3. Утвердить нормативы потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, согласно приложению N 1 и нормативы потребления твердого топлива (уголь) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, согласно приложению N 2.
В нормативах потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденных указанным постановлением:
а) в нумерационном заголовке заменить слово "Приложение" словами "Приложение N 1";
б) в графе "Виды услуг" слова "дрова, складочных куб. метров" заменить словами "дрова, на растопку печи, складочных куб. метров";
в) после позиции:
"дрова, складочных куб. метров 1 - - -"
дополнить позицией:
"дрова, на растопку котла, складочных куб. метров 1,06 - - -".
Дополнить постановление приложением N 2 следующего содержания "Нормативы потребления твердого топлива (уголь) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (в постановлении даны в виде таблицы)".
Оспаривая указанное постановление от 17 ноября 2010 года N 420 в действующей части, Абдурахманов Р.М. считает, что оно противоречит статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и нарушает права педагогических работников, проживающих в сельской местности, так как ограничивает размер потребления коммунальных услуг и ухудшает порядок и условия их возмещения.
Между тем согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под "электроснабжением" понимается снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а под "освещением" - искусственное и естественное освещение помещения (СНиП 23-05-95).
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом право на предоставление им бесплатного электроснабжения в полном объеме этот Закон не предусматривает.
Согласно пункту 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, размер компенсации расходов педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, определяется исходя из фактических объемов потребления электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета. При отсутствии раздельного учета потребления электроэнергии на нужды отопления и освещения жилых помещений размер компенсации определяется из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов.
Расходы по оплате электроэнергии на цели, не связанные с электрическим отоплением и освещением жилого помещения, педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, не возмещаются.
Нормативы потребления электроэнергии на нужды отопления и освещения для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, установлены постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии на нужды отопления жилых помещений для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа".
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
При этом если ранее денежная выплата на приобретение твердого топлива каждому педагогическому работнику осуществлялась из расчета 2 тонны угля и 1 складочного куб. м дров (независимо от площади занимаемого им жилого помещения), то применение указанного выше расчетного способа не ущемляет интересы названной категории граждан, поскольку предусматривает компенсацию расходов на оплату твердого топлива (уголь, дрова) в объеме, необходимом для отопления всей занимаемой ими жилой площади помещения, а также дров на растопку.
Также судом первой инстанции для разъяснения нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии и фактических расходов потребления Абдурахманова Р.М. был привлечен специалист - начальник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Якубов Якуб Загирович (доверенность N 04.2-363 от 10.02.2012), который, изучив справку администрации "сельсовет Мехельтинский" от 12.12.2008, согласно которой общая площадь дома заявителя составляет 86 кв. м, выписки из лицевого счета похозяйственной книги N 7 от 09.12.2011, согласно которой общая площадь дома Абдурахманова Р.М. - 130 кв. м, схему домостроения, нарисованную заявителем собственноручно, пояснил суду, что количество угля, потребляемого Абдурахмановым Р.М., является более чем достаточным и соответствует нормативам, рассчитанным министерством исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Более того, из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что предоставление меры социальной поддержки по доставке твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в действующей части не предусматривает какого-либо снижения объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", только в части раздела IV, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть прекращено по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Российской Федерации в определении от 7 декабря 2011 года, в частности признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива".
Таким образом, имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемой нормы.
Руководствуясь ст. 26, 194-199, 248, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Дагестан
Производство по делу о признании недействующими постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, и раздела IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, прекратить.
В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в действующей части Абдурахманову Р.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 13.02.2012 N 3-4/2012
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2012 г. N 3-4/2012
Верховный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего Магадовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Далгатовой М.М.,
с участием прокурора - начальника отдела прокуратуры Республики Дагестан Плугарева А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдурахманова Рамазана Магомедалиевича о признании недействующими:
- постановление Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83 "О внесении изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части определения расходов на доставку твердого топлива (уголь, дрова) в размере 20% от стоимости топлива;
- постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252;
- постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", в части раздела IV и других разделов и статей, ограничивающих потребление коммунальных услуг и ухудшающих порядок и условия их возмещения,
установил:
Абдурахманов Р.М. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование, что данные постановления Правительства Республики Дагестан противоречат ст. 55 ФЗ РФ "Об образовании" и существенно нарушают права педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Одновременно заявитель просил обязать Правительство Республики Дагестан выработать четкий механизм межбюджетного регулирования расходов, связанных с компенсацией за коммунальные услуги педагогическим работникам, исключив снижение социальных гарантий и объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 9 августа 2011 года заявление Абдурахманова Р.М. удовлетворено частично: постановления Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83, от 17 ноября 2010 года N 420, от 28 января 2011 года N 20 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива". В остальной части требований производство по делу прекращено в связи с неподсудностью.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года решение Верховного суда Республики Дагестан от 9 августа 2011 года (далее - решение суда) отменено в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Дагестан.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения следующим образом: "признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 15 апреля 2010 года N 83 и раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива"; в остальной части производство по делу прекратить".
При новом рассмотрении дела в отмененной части суд первой инстанции предложил Абдурахманову Р.М. уточнить заявленные требования, поскольку, как указано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года из поданного им в суд первоначального заявления следует, что оспариваются не только раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, но и другие разделы и статьи Порядка, ограничивающие размер потребления коммунальных услуг и ухудшающие порядок и условия их возмещения. Кроме того, в кассационной жалобе заявитель сам обращал внимание вышестоящего суда на то, что судом первой инстанции рассмотрены не все его требования.
Абдурахманов Р.М. в заявлении об уточнении требований от 01.02.2012 просил суд отменить перечисленные в заявлении постановления Правительства Республики Дагестан, как отменяющих ранее предоставляемые порядок и условия предоставления коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и равно снижающих объем ранее предоставляемых услуг.
Также в заявлении указал, что свет и тепло сельскому учителю предоставлялись в Республике Дагестан на 100% бесплатно, так и компенсироваться они должны на 100%, а не частично, как это делает Правительство Республики Дагестан, на сегодняшний день, ссылаясь на вышеуказанные постановления Республики Дагестан.
Суд, изучив заявление Абдурахманова Р.М. об уточнении требований от 01.02.2012, в связи с отсутствием в указанном заявлении соответствующих уточнений с учетом указаний, содержащихся в определении Судебной коллегии по административным делам Российской Федерации от 7 декабря 2011 года, в ходе судебного заседания от 9 февраля 2012 г. дополнительно предложил заявителю уточнить заявленные требования в части признания недействующим Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20.
Заявитель пояснил суду, что он просит признать недействующими постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 полностью, так, в части указанного постановления дело возвращено в суд на новое рассмотрение, и постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, только в части раздела IV.
Указанные пояснения Абдурахманова Р.М. занесены в протокол судебного заседания по делу N 3-17/2011 от 9 февраля 2011 г.
Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности Закавова Р.А. уточненные требования заявителя Абдурахманова Р.М. не признал.
Представители Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Магомедова А.М. и Мирзаев Б.М. заявленные уточненные требования Абдурахманова Р.М. не признали, поддержали позицию Правительства Республики Дагестан и представленные письменные возражения.
Заслушав объяснения представителя Правительства Республики Дагестан, представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Республики Дагестан Плугарева А.И., полагавшего заявление Абдурахманова Р.М. подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации в определении от 7 декабря 2011 года указала следующее: "что касается решения суда в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420, то с ним согласиться не представляется возможным в силу следующего. Согласно решению суда названное постановление признано недействующим в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива".
Между тем постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 в оспариваемой заявителем части внесено изменение в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, он дополнен абзацем вторым следующего содержания: "Меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений по оплате электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения предоставляются исходя из показаний соответствующих приборов учета потребления электроэнергии на отопление и освещение жилого помещения, а в случае их отсутствия - из расчета на единицу площади жилого помещения, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, но не более фактически произведенных расходов. Расходы по оплате электроэнергии на цели, не связанные с электрическим отоплением и освещением жилого помещения, педагогическим работникам образовательных учреждений не возмещаются".
Из приведенной нормы следует, что она не содержит указания на то, что расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива. При этом норма на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательством, имеющим большую юридическую силу, не проверялась, каких-либо суждений суда по доводам заявления Абдурахманова Р.М. решение не содержит.
При таких данных решение суда в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение."
При новом рассмотрении дела Абдурахманов Р.М. в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 в заявлении от 01.02.2012 и в ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленное требование и просил признать указанный нормативный правовой акт недействующим полностью, а не в части внесения изменения в пункт 5 Порядка, как им было заявлено ранее.
Суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принял указанное уточнение заявителем своих требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, что отражено в протоколе судебного заседания по данному делу.
Исследовав постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, суд установил, что в указанной части нормы данного постановления прекратили свое действие в связи с принятием и вступлением в силу постановления Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан", которым сам Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, признан утратившим силу (пп. "в" п. 1 указанного постановления).
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция выражена в п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку на момент нового рассмотрения дела судом первой инстанции оспариваемые нормы прекратили свое действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влекут, производство по делу в части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 подлежит прекращению.
Вместе с тем в удовлетворении заявления Абдурахманова Р.М. о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в остальной части суд считает необходимым отказать на основании следующего.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В Республике Дагестан принят Закон от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа", в соответствии со статьей 3 которого педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно статье 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели. При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Республики Дагестан.
В соответствии с Законом Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" принято постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (наименование постановления в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 внесены следующие ныне действующие изменения, с учетом последующих изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 473:
Пункт 3 изложен в следующей редакции:
"3. Утвердить нормативы потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, согласно приложению N 1 и нормативы потребления твердого топлива (уголь) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, согласно приложению N 2.
В нормативах потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденных указанным постановлением:
а) в нумерационном заголовке заменить слово "Приложение" словами "Приложение N 1";
б) в графе "Виды услуг" слова "дрова, складочных куб. метров" заменить словами "дрова, на растопку печи, складочных куб. метров";
в) после позиции:
"дрова, складочных куб. метров 1 - - -"
дополнить позицией:
"дрова, на растопку котла, складочных куб. метров 1,06 - - -".
Дополнить постановление приложением N 2 следующего содержания "Нормативы потребления твердого топлива (уголь) и электроэнергии для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (в постановлении даны в виде таблицы)".
Оспаривая указанное постановление от 17 ноября 2010 года N 420 в действующей части, Абдурахманов Р.М. считает, что оно противоречит статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и нарушает права педагогических работников, проживающих в сельской местности, так как ограничивает размер потребления коммунальных услуг и ухудшает порядок и условия их возмещения.
Между тем согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под "электроснабжением" понимается снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а под "освещением" - искусственное и естественное освещение помещения (СНиП 23-05-95).
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом право на предоставление им бесплатного электроснабжения в полном объеме этот Закон не предусматривает.
Согласно пункту 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, размер компенсации расходов педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, определяется исходя из фактических объемов потребления электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета. При отсутствии раздельного учета потребления электроэнергии на нужды отопления и освещения жилых помещений размер компенсации определяется из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов.
Расходы по оплате электроэнергии на цели, не связанные с электрическим отоплением и освещением жилого помещения, педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, не возмещаются.
Нормативы потребления электроэнергии на нужды отопления и освещения для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, установлены постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии на нужды отопления жилых помещений для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа".
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
При этом если ранее денежная выплата на приобретение твердого топлива каждому педагогическому работнику осуществлялась из расчета 2 тонны угля и 1 складочного куб. м дров (независимо от площади занимаемого им жилого помещения), то применение указанного выше расчетного способа не ущемляет интересы названной категории граждан, поскольку предусматривает компенсацию расходов на оплату твердого топлива (уголь, дрова) в объеме, необходимом для отопления всей занимаемой ими жилой площади помещения, а также дров на растопку.
Также судом первой инстанции для разъяснения нормативов потребления твердого топлива (уголь, дрова) и электроэнергии и фактических расходов потребления Абдурахманова Р.М. был привлечен специалист - начальник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Якубов Якуб Загирович (доверенность N 04.2-363 от 10.02.2012), который, изучив справку администрации "сельсовет Мехельтинский" от 12.12.2008, согласно которой общая площадь дома заявителя составляет 86 кв. м, выписки из лицевого счета похозяйственной книги N 7 от 09.12.2011, согласно которой общая площадь дома Абдурахманова Р.М. - 130 кв. м, схему домостроения, нарисованную заявителем собственноручно, пояснил суду, что количество угля, потребляемого Абдурахмановым Р.М., является более чем достаточным и соответствует нормативам, рассчитанным министерством исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Более того, из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что предоставление меры социальной поддержки по доставке твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в действующей части не предусматривает какого-либо снижения объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В части признания недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", только в части раздела IV, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть прекращено по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Российской Федерации в определении от 7 декабря 2011 года, в частности признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу раздел IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в части указания "Расходы на доставку твердого топлива (уголь, дрова) определяются в размере 20 процентов от стоимости топлива".
Таким образом, имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемой нормы.
Руководствуясь ст. 26, 194-199, 248, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Дагестан
решил:
Производство по делу о признании недействующими постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в части внесения изменений в пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252, и раздела IV Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, прекратить.
В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 17 ноября 2010 года N 420 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2006 года N 252" в действующей части Абдурахманову Р.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан
А.МАГАДОВА
Республики Дагестан
А.МАГАДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)