Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 N 13АП-540/2015 ПО ДЕЛУ N А42-7439/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А42-7439/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-540/2015) Государственной жилищной инспекции Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2014 по делу N А42-7439/2014 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО УК "Наш Дом"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении N 405/14/14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.04.2014 в отношении Общества проведено систематическое наблюдение по вопросу размещения управляющей организацией информации, размещенной в сети Интернет, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) (в редакции, действовавшей на момент выявления нарушения), в результате которого установлено следующее.
На сайте: http://www.reformaghk.ru/ Общество не разместило информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартом: перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт "е" пункта 8 Стандарта; сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (подпункт "ж" пункта 8 Стандарта).
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты следующие сведения: услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (пункт 10 Стандарта).
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты следующие сведения: проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 11 Стандарта).
Отсутствуют сведения о привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (пункт 12 Стандарта).
В рамках пункта 13 Стандарта не раскрыта следующая информация: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
В рамках пункта 14 Стандарта не раскрыта следующая информация: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
Собственный сайт управляющей организации ООО "УК "Наш дом" в сети Интернет" по адресу: http://nashdom-51.ru отсутствует. На сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - http://minenergo.gov-murman.ru информация, подлежащая раскрытию в соответствии со стандартом отсутствует. На сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность -http://www.citymurmansk.ru информация, подлежащая раскрытию в соответствии со стандартом отсутствует.
Таким образом, в действиях Общества выявлены нарушения требований подпункта "а" пункта 5, подпунктов "а, б, в, г, д, е, ж" пункта 8, подпунктов "а, б, в" пункта 9, подпункта "а, б" пункта 10, пункта 11, пункта 12, подпунктов "а, б" пункта 13, подпунктов "а, б, в" пункта 14 Стандарта, о чем составлен акт от 11.04.2014 N 814, который направлен Обществу.
Уведомлением от 14.08.2014 законный представитель был вызван в Инспекцию для составления 25.08.2014 в 12 часов протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление направлено Обществу в тот же день.
25.08.2014 от Общества поступило ходатайство об отложении составления протокола в связи с занятостью представителя в гражданском процессе, заседание по которому было назначено на 25.08.2014 на 11 часов 30 минут.
25.08.2014 в 12 часов главным специалистом - государственным жилищным инспектором по факту нарушения требований Стандарта, в отсутствие законного представителя и в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении, составлен протокол N 679/1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ. В протоколе указано, что Общество не представило документы, подтверждающие обстоятельства, в связи с которыми руководитель не мог явиться для дачи пояснений при составлении протокола.
Копия протокола направлена Обществу 27.08.2014.
Определением от 26.08.2014 N 664-10/18 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.09.2014 на 09 часов. Определение направлено Обществу.
Рассмотрев материалы дела, начальником Инспекции вынесено постановление от 08.09.2014 N 405/14/40 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив событие и состав административного правонарушения, не усмотрел существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, вместе с тем удовлетворил заявление, придя к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено по истечении установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод ошибочным.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае Общество не разместило обязательную информацию, предусмотренную Стандартом, в том числе, об оказываемых услугах, о стоимости работ (услуг) управляющей организации, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы т.д.
Законодательство о защите прав потребителей применяется при регулировании отношений, возникающих между сторонами договора управления многоквартирными домами, в связи с чем срок давности за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по раскрытию информации в порядке, установленном Стандартом, составляет один год.
Указанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2014 по делу А26-592/2014.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Из материалов дела следует, что на сайте: http://www.reformaghk.ru/ Общество на момент проверки, информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартом на сайте отсутствовала. Собственный сайт управляющей организации ООО "УК "Наш дом" в сети Интернет" по адресу: http://nashdom-51.ru отсутствует. На сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - http://minenergo.gov-murman.ru информация, подлежащая раскрытию в соответствии со стандартом отсутствует. На сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность -http://www.citymurmansk.ru информация, подлежащая раскрытию в соответствии со стандартом отсутствует.
Доказательств размещения на момент проверки информации, составления протокола, подлежащей раскрытию в соответствии с вышеуказанными требованиями Стандарта, в деле не имеется и суду не представлено. Не представлено таких доказательств, в том числе подтверждающих устранение выявленного нарушения в полном объеме и на момент рассмотрения настоящего спора.
Материалами дела подтверждается нарушение Обществом требований подпункта "а" пункта 5, подпунктов "а, б, в, г, д, е, ж" пункта 8, подпунктов "а, б, в" пункта 9, подпункта "а, б" пункта 10, пункта 11, пункта 12, подпунктов "а, б" пункта 13, подпунктов "а, б, в" пункта 14 Стандарта.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных положений Стандарта в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.
Судом установлено, что протокол составлен при надлежащем уведомлении лица, доказательств невозможности прибыть иному представителю либо законному представителю (руководителю) суду не представлено.
Инспекцией был осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 "Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением "Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденного приказом Минрегиона России от 09.04.2012 N 162. Таким образом, в ходе проверки не требовалось (и не осуществлялось) взаимодействия Инспекции и Общества; на которое не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции. Таким образом, уведомления Общества о проведении систематического наблюдения не требовалось.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом при назначении Обществу наказания учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Таким образом, основания для признания оспариваемого постановления незаконным и удовлетворения заявления Общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2014 по делу N А42-7439/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области по делу об административном правонарушении N 405/14/14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.А.СОМОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)