Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченный орган сообщил обществу, что выдача разрешения на строительство откладывается до разрешения конфликтной ситуации с жителями домов. Общество полагает, что оспариваемым бездействием нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 28.10.2015
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Надежда" (ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554, г. Брянск, ул. Ульянова, 14, 241035); не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
- от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926, г. Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241037); не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.04.2015 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А09-14196/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - Общество, ООО УСК "Надежда", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - Управление, административный орган) по рассмотрению заявления общества о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 г. Брянска.
Решением суда от 20.04.2015 суд признал незаконным вышеуказанное бездействие Управления, обязав Управление в десятидневный срок рассмотреть спорный вопрос.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.07.2015 решение суда от 20.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, со стороны Управления не было допущено бездействия, а имело место только отложение решения вопроса.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 15.09.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 в г. Брянске с приложением документации.
Письмом от 23.09.2014 N 28/6012 Управление сообщило Обществу о выявлении в представленной документации недостатков, замечаний, после устранения которых Управление повторно рассмотрит обращение.
На повторное обращение от 13.10.2014 по вышеуказанному вопросу Управление письмом от 22.10.2014 N 28/6632 сообщило Обществу, что выдача указанного разрешения откладывается до разрешения конфликтной ситуации с жителями домов N 1 и N 2 по улице Тарджиманова.
Полагая, что бездействие Управления по рассмотрению заявления Общества о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 в г. Брянске, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ООО УСК "Надежда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа приведенных норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа возможно при наличии двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) нормам закона и нарушении ими прав заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 7 названной статьи определено, что в цепях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы по перечню, утвержденному этой же нормой права.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган по истечении десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, должен выдать разрешение на строительство, либо отказать в выдаче разрешения по основаниям, указанным в ГрК РФ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, 22.10.2014 Управлением был направлен ответ на обращение заявителя от 13.10.2014 г. с указанием об отложении рассмотрения вопроса о выдаче Обществу разрешения на строительство.
С момента подачи Обществом заявления о выдаче разрешения на строительство и до момента обращения заявителя в суд Управление в нарушение вышеуказанных норм ГрК РФ не уведомила заявителя о решении, принятом по его заявлению, равно как и не выдало разрешение на строительство.
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198, части 1, 4 и 5 ст. 201).
При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, организации).
К действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц по смыслу гл. 24 АПК РФ относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое не облачено в форму решения, но повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относятся нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
На основании изложенного выше, суды пришли к правомерному выводу о том, что бездействие Управления, выражается в невыдаче ООО УСК "Надежда" в установленные ГрК РФ сроки разрешения на строительство либо отказе в выдаче такого разрешения.
Учитывая системный анализ норм положенный в основу принятых по делу судебных актов, а также тот факт, что изложенным в кассационной жалобе доводам судами дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены принятых по делу судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.04.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А09-14196/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2015 N Ф10-3730/2015 ПО ДЕЛУ N А09-14196/2014
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа по рассмотрению заявления общества о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченный орган сообщил обществу, что выдача разрешения на строительство откладывается до разрешения конфликтной ситуации с жителями домов. Общество полагает, что оспариваемым бездействием нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2015 г. N Ф10-3730/2015
Дело N А09-14196/2014
Резолютивная часть объявлена 28.10.2015
Полный текст постановления изготовлен 28.10.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Надежда" (ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554, г. Брянск, ул. Ульянова, 14, 241035); не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
- от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926, г. Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241037); не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.04.2015 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А09-14196/2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - Общество, ООО УСК "Надежда", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - Управление, административный орган) по рассмотрению заявления общества о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 г. Брянска.
Решением суда от 20.04.2015 суд признал незаконным вышеуказанное бездействие Управления, обязав Управление в десятидневный срок рассмотреть спорный вопрос.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.07.2015 решение суда от 20.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, со стороны Управления не было допущено бездействия, а имело место только отложение решения вопроса.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 15.09.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 в г. Брянске с приложением документации.
Письмом от 23.09.2014 N 28/6012 Управление сообщило Обществу о выявлении в представленной документации недостатков, замечаний, после устранения которых Управление повторно рассмотрит обращение.
На повторное обращение от 13.10.2014 по вышеуказанному вопросу Управление письмом от 22.10.2014 N 28/6632 сообщило Обществу, что выдача указанного разрешения откладывается до разрешения конфликтной ситуации с жителями домов N 1 и N 2 по улице Тарджиманова.
Полагая, что бездействие Управления по рассмотрению заявления Общества о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и ТП позиция 2 (1 этап) по ул. Советской 74-78 в г. Брянске, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ООО УСК "Надежда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа приведенных норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа возможно при наличии двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) нормам закона и нарушении ими прав заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 7 названной статьи определено, что в цепях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы по перечню, утвержденному этой же нормой права.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган по истечении десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, должен выдать разрешение на строительство, либо отказать в выдаче разрешения по основаниям, указанным в ГрК РФ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, 22.10.2014 Управлением был направлен ответ на обращение заявителя от 13.10.2014 г. с указанием об отложении рассмотрения вопроса о выдаче Обществу разрешения на строительство.
С момента подачи Обществом заявления о выдаче разрешения на строительство и до момента обращения заявителя в суд Управление в нарушение вышеуказанных норм ГрК РФ не уведомила заявителя о решении, принятом по его заявлению, равно как и не выдало разрешение на строительство.
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198, части 1, 4 и 5 ст. 201).
При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, организации).
К действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц по смыслу гл. 24 АПК РФ относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое не облачено в форму решения, но повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относятся нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
На основании изложенного выше, суды пришли к правомерному выводу о том, что бездействие Управления, выражается в невыдаче ООО УСК "Надежда" в установленные ГрК РФ сроки разрешения на строительство либо отказе в выдаче такого разрешения.
Учитывая системный анализ норм положенный в основу принятых по делу судебных актов, а также тот факт, что изложенным в кассационной жалобе доводам судами дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены принятых по делу судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.04.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А09-14196/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)