Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мируковой Я.Ю.,
при участии:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Алексенко И.В. удостоверение N 8970 от 20.12.2013;
- от Кавтаровой Анастасии Алексеевны представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" - Луговая Ю.А. по доверенности от 26.11.2014 N 400, Кононенко Ю.Ф. по доверенности от 26.11.2014 N 571, Белоусов А.А. по доверенности от 08.12.2015 N 586;
- от Администрации г. Цимлянск представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Региональной службы по тарифам Ростовской области представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и Кавтаровой Анастасии Алексеевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.04.2015 по делу N А53-387/2015, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
третьи лица: Кавтарова А.А.; Администрация г. Цимлянск; Региональная служба по тарифам Ростовской области
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 01.12.2014 по делу N 1431/02 и предписания от 01.12.2014 N 1036/02.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 01.12.2014 по делу N 1431/02, предписание от 01.12.2014 N 1036/02 как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Взыскал с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" 2000,0 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что Управление не доказало факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного дома стационарными электроплитами.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и Кавтарова Анастасия Алексеевна обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение.
Апелляционные жалобы Управления и Кавтаровой А.А. мотивированны тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, ранее являлся общежитием, в связи с чем, при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления разрешение согласно положениям Инструкции от 26.01.1993 N 127 не требовалось. Податели жалоб указывают, что спорный многоквартирный жилой дом не имеет в настоящий момент газового оборудования и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, письмом Администрации от 22.10.2014 N 2067, письмом от 21.10.2014 N 25-01-07/347, справкой выданной Кавтаровой А.А. Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" неправомерно уклонилось от обязанности произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком установленным Положением.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске в составе суда на основании определения от 30.06.2015 произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Смотрову Н.Н., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд, отказал обществу в удовлетворении ходатайства.
Представитель Управления заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представители ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" возражали против удовлетворения заявленного Управлением ходатайства.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить дополнительные доказательства к материалам дела как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела, также учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Кавтарова А.А., Администрация г. Цимлянск, Региональная служба по тарифам Ростовской области представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме с учетом, представленных в суд дополнительных документов.
Представители общества в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обратились жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, с заявлением о необходимости произвести перерасчет начисления за электрическую энергию по тарифу с применением коэффициента 0,7, к которому была приложена справка из ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" от 11.06.2014 (т. 2 л.д. 52) в которой сообщалось, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по указанному адресу отсутствует природный газ.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в лице начальника Цимлянского РУ Волгодонского МО письмом от 02.07.2014 (т. 2 л.д. 53) сообщило, что для рассмотрения вопроса о перерасчете начисления за электрическую энергию, необходимо представить проектную документацию, либо технический паспорт многоквартирного жилого дома.
21.07.2014 в соответствии с приказом N 312 Управление возбудило дело N 1431/02 по признакам нарушения ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По результатам проведенной проверки Управлением принято решение от 01.12.2015 по делу N 1431/02, в соответствии с которым открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" признано нарушившим пункт 10 части статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, также выдало обществу предписание от 01.12.2014 N 1036/02 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемых решения и предписания управления антимонопольному законодательству или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение оспариваемыми решением и предписанием управления прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приказом Ростовского УФАС России от 08.11.2006 N 32р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии ОАО "Ростовэнерго", к которым присоединены потребители.
Согласно п. 3.6.5. Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, (регистрация в МЮ РФ 23.05.2007, N 9541), доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.
Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из материалов дела видно, что жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с заявлением о необходимости произвести перерасчет начисления за электрическую энергию по тарифу с применением коэффициента 0,7, к которому была приложена справка из ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" от 11.06.2014 (т. 2 л.д. 52) в которой сообщалось, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по указанному адресу отсутствует природный газ.
Возможность применения понижающего коэффициента от 0,7 до 1 к тарифу на электрическую энергию установлена пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Постановлением Региональной службы по тарифам по Ростовской области далее - РСТ) от 27.12.2013 N 72/3 утвержден понижающий коэффициент в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - также Минстрой) в письме от 16.01.2014 N 119-MC/04/MC дает разъяснение понятия "в установленном порядке". Так, под понятием "в установленном порядке" понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, в соответствии с которыми до начала монтажа при реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия, выполнить проектную документацию и согласовать ее с органом государственного энергетического надзора.
Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья проживающих в таких домах граждан, а также для их имущества.
Кроме того, ГОСТ 14919-83 "Электроплиты, электроплитки и жарочные электрошкафы бытовые. Общие технические условия" устанавливает перечень основных параметров, которым должна соответствовать стационарная электроплита. Так, в соответствии с п. 1.1, п. 2.1 и п. 3.5 вышеуказанного ГОСТа, к стационарной электроплите относятся плиты, единовременная потребляемая электрическая мощность которых более 2.0 кВт, и имеющие, в зависимости от габаритов плиты, от 2-х до 4-х электрических конфорок.
Условие распространения термина "стационарная" на используемые жителями электроплиты должно соответствовать установленным ГОСТом требованиям.
В отзыве на апелляционные жалобы Региональная служба по тарифам Ростовской области указала на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 71 Основ ценообразования, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
При этом постановление Правительства РФ от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - Положение).
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен п. 71 Основ ценообразования. Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) предусмотрен п. 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)".
Пунктом 34 Положения установлено следующее.
Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Порядок установления понижающего коэффициента 0,7 предусмотрен п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы).
К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) (за исключением потребителей, указанных в пункте 71 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением РСТ от 27.12.2013 N 72/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ростовской области" утвержден понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в размере 0,7.
Из материалов дела видно, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, жители, которого обратились в антимонопольный орган с жалобой на действия общества по отказу в применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) при расчете платы за потребленную электроэнергию, не газифицирован, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Администрации Цимлянского городского поселения, ООО "Газпром межрегионгаз Ростова-на-Дону".
В этой связи жильцы данного многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с заявлением о необходимости производить расчеты за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента.
Общество отказалось производить расчет за потребленную вышеназванными жильцами электрическую энергию с применением социальной нормы, понижающего коэффициента.
Согласно п. 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, действия лица, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по розничной реализации электрической энергии, нарушают права и законные интересы жителей указанного многоквартирного дома, не оборудованного газораспределительными сетями, и нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" о том, что не доказан факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного жилого дома стационарными электроплитами подлежит отклонению по следующим основаниям.
Порядок установки стационарных электроплит, установлен Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, зарегистрированной в Минюсте РФ 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция).
Порядок выдачи разрешений на установку бытовых стационарных электроплит для пищеприготовления, напрямую относящийся к спорным правоотношениям, урегулирован разделом 4 Инструкции.
Согласно абзацу 1 пункта 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
При этом пунктом 4.2 Инструкции установлено, что разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке):
4.2.1. При установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
4.2.2. При установке электроплит в жилых домах, имеющих встроенные предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания.
4.2.3. При установке электротермического оборудования в детских яслях - садах, общеобразовательных школах и школах - интернатах, больницах и поликлиниках, в буфетах и кафе театров и кинотеатров.
Как видно из представленных в материалы дела документов указанный многоквартирный жилой дом являлся ранее общежитием, в связи с чем, при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления разрешение согласно положениям вышеуказанной Инструкции не требовалось.
Абзац 2 пункта 4.1 Инструкции, согласно которому вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, не относится к рассматриваемому случаю, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, не отвечает условиям, при которых вступает в действие данная правовая норма.
Кроме того УФАС России по Ростовской области представил в суд апелляционной инстанции дополнительные документы а именно: письмо Администрации Цимлянского городского поселения от 23.06.2015 N 649, Постановление Администрации Цимлянского городского поселения от 24.06.2009 N 103, копию технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, предоставленного Администрации Цимлянского городского поселения письмом от 23.06.2015 N 649.
Так Администрация Цимлянского городского поселения в письме от 23.06.2015 N 649 указала:
- - в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, газоснабжение отсутствует и отсутствовало со дня его постройки;
- - статус общежития был снят на основании Постановления Администрации Цимлянского городского поселения от 24.06.2009 N 103;
- - жилой дом являлся общежитием для работников "Ковровой фабрики" со дня ввода в эксплуатацию до дня снятия статуса общежития.
Из представленного Администрацией антимонопольному органу технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, следует, что здание оборудовано электронагревателями марки "Регент", электропечами и электродуховыми шкафами. Газоснабжение отсутствует.
Таким образом, спорный многоквартирный жилой дом не имеет в настоящий момент газового оборудования и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, и письмом Администрации.
При таких обстоятельствах, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" неправомерно уклонилось от обязанности произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком установленным Положением.
Аналогичные выводы содержаться в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2013 по делу N А53-29765/2012.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" существенно нарушаются права и законные интересы граждан, а также запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2015 года по делу А53-387/2015 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2015 N 15АП-8076/2015 ПО ДЕЛУ N А53-387/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 15АП-8076/2015
Дело N А53-387/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мируковой Я.Ю.,
при участии:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Алексенко И.В. удостоверение N 8970 от 20.12.2013;
- от Кавтаровой Анастасии Алексеевны представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" - Луговая Ю.А. по доверенности от 26.11.2014 N 400, Кононенко Ю.Ф. по доверенности от 26.11.2014 N 571, Белоусов А.А. по доверенности от 08.12.2015 N 586;
- от Администрации г. Цимлянск представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Региональной службы по тарифам Ростовской области представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и Кавтаровой Анастасии Алексеевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.04.2015 по делу N А53-387/2015, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
третьи лица: Кавтарова А.А.; Администрация г. Цимлянск; Региональная служба по тарифам Ростовской области
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 01.12.2014 по делу N 1431/02 и предписания от 01.12.2014 N 1036/02.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 01.12.2014 по делу N 1431/02, предписание от 01.12.2014 N 1036/02 как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Взыскал с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" 2000,0 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что Управление не доказало факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного дома стационарными электроплитами.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и Кавтарова Анастасия Алексеевна обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение.
Апелляционные жалобы Управления и Кавтаровой А.А. мотивированны тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, ранее являлся общежитием, в связи с чем, при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления разрешение согласно положениям Инструкции от 26.01.1993 N 127 не требовалось. Податели жалоб указывают, что спорный многоквартирный жилой дом не имеет в настоящий момент газового оборудования и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, письмом Администрации от 22.10.2014 N 2067, письмом от 21.10.2014 N 25-01-07/347, справкой выданной Кавтаровой А.А. Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" неправомерно уклонилось от обязанности произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком установленным Положением.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске в составе суда на основании определения от 30.06.2015 произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Смотрову Н.Н., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд, отказал обществу в удовлетворении ходатайства.
Представитель Управления заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представители ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" возражали против удовлетворения заявленного Управлением ходатайства.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить дополнительные доказательства к материалам дела как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела, также учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Кавтарова А.А., Администрация г. Цимлянск, Региональная служба по тарифам Ростовской области представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме с учетом, представленных в суд дополнительных документов.
Представители общества в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обратились жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, с заявлением о необходимости произвести перерасчет начисления за электрическую энергию по тарифу с применением коэффициента 0,7, к которому была приложена справка из ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" от 11.06.2014 (т. 2 л.д. 52) в которой сообщалось, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по указанному адресу отсутствует природный газ.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в лице начальника Цимлянского РУ Волгодонского МО письмом от 02.07.2014 (т. 2 л.д. 53) сообщило, что для рассмотрения вопроса о перерасчете начисления за электрическую энергию, необходимо представить проектную документацию, либо технический паспорт многоквартирного жилого дома.
21.07.2014 в соответствии с приказом N 312 Управление возбудило дело N 1431/02 по признакам нарушения ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По результатам проведенной проверки Управлением принято решение от 01.12.2015 по делу N 1431/02, в соответствии с которым открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" признано нарушившим пункт 10 части статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, также выдало обществу предписание от 01.12.2014 N 1036/02 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемых решения и предписания управления антимонопольному законодательству или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение оспариваемыми решением и предписанием управления прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приказом Ростовского УФАС России от 08.11.2006 N 32р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии ОАО "Ростовэнерго", к которым присоединены потребители.
Согласно п. 3.6.5. Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, (регистрация в МЮ РФ 23.05.2007, N 9541), доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.
Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из материалов дела видно, что жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с заявлением о необходимости произвести перерасчет начисления за электрическую энергию по тарифу с применением коэффициента 0,7, к которому была приложена справка из ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" от 11.06.2014 (т. 2 л.д. 52) в которой сообщалось, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по указанному адресу отсутствует природный газ.
Возможность применения понижающего коэффициента от 0,7 до 1 к тарифу на электрическую энергию установлена пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Постановлением Региональной службы по тарифам по Ростовской области далее - РСТ) от 27.12.2013 N 72/3 утвержден понижающий коэффициент в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - также Минстрой) в письме от 16.01.2014 N 119-MC/04/MC дает разъяснение понятия "в установленном порядке". Так, под понятием "в установленном порядке" понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, в соответствии с которыми до начала монтажа при реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия, выполнить проектную документацию и согласовать ее с органом государственного энергетического надзора.
Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья проживающих в таких домах граждан, а также для их имущества.
Кроме того, ГОСТ 14919-83 "Электроплиты, электроплитки и жарочные электрошкафы бытовые. Общие технические условия" устанавливает перечень основных параметров, которым должна соответствовать стационарная электроплита. Так, в соответствии с п. 1.1, п. 2.1 и п. 3.5 вышеуказанного ГОСТа, к стационарной электроплите относятся плиты, единовременная потребляемая электрическая мощность которых более 2.0 кВт, и имеющие, в зависимости от габаритов плиты, от 2-х до 4-х электрических конфорок.
Условие распространения термина "стационарная" на используемые жителями электроплиты должно соответствовать установленным ГОСТом требованиям.
В отзыве на апелляционные жалобы Региональная служба по тарифам Ростовской области указала на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 71 Основ ценообразования, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
При этом постановление Правительства РФ от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - Положение).
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен п. 71 Основ ценообразования. Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) предусмотрен п. 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)".
Пунктом 34 Положения установлено следующее.
Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Порядок установления понижающего коэффициента 0,7 предусмотрен п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы).
К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) (за исключением потребителей, указанных в пункте 71 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением РСТ от 27.12.2013 N 72/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ростовской области" утвержден понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в размере 0,7.
Из материалов дела видно, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, жители, которого обратились в антимонопольный орган с жалобой на действия общества по отказу в применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) при расчете платы за потребленную электроэнергию, не газифицирован, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Администрации Цимлянского городского поселения, ООО "Газпром межрегионгаз Ростова-на-Дону".
В этой связи жильцы данного многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, обратились в ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" с заявлением о необходимости производить расчеты за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента.
Общество отказалось производить расчет за потребленную вышеназванными жильцами электрическую энергию с применением социальной нормы, понижающего коэффициента.
Согласно п. 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Таким образом, действия лица, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по розничной реализации электрической энергии, нарушают права и законные интересы жителей указанного многоквартирного дома, не оборудованного газораспределительными сетями, и нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" о том, что не доказан факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного жилого дома стационарными электроплитами подлежит отклонению по следующим основаниям.
Порядок установки стационарных электроплит, установлен Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, зарегистрированной в Минюсте РФ 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция).
Порядок выдачи разрешений на установку бытовых стационарных электроплит для пищеприготовления, напрямую относящийся к спорным правоотношениям, урегулирован разделом 4 Инструкции.
Согласно абзацу 1 пункта 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
При этом пунктом 4.2 Инструкции установлено, что разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке):
4.2.1. При установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
4.2.2. При установке электроплит в жилых домах, имеющих встроенные предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания.
4.2.3. При установке электротермического оборудования в детских яслях - садах, общеобразовательных школах и школах - интернатах, больницах и поликлиниках, в буфетах и кафе театров и кинотеатров.
Как видно из представленных в материалы дела документов указанный многоквартирный жилой дом являлся ранее общежитием, в связи с чем, при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления разрешение согласно положениям вышеуказанной Инструкции не требовалось.
Абзац 2 пункта 4.1 Инструкции, согласно которому вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, не относится к рассматриваемому случаю, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, не отвечает условиям, при которых вступает в действие данная правовая норма.
Кроме того УФАС России по Ростовской области представил в суд апелляционной инстанции дополнительные документы а именно: письмо Администрации Цимлянского городского поселения от 23.06.2015 N 649, Постановление Администрации Цимлянского городского поселения от 24.06.2009 N 103, копию технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, предоставленного Администрации Цимлянского городского поселения письмом от 23.06.2015 N 649.
Так Администрация Цимлянского городского поселения в письме от 23.06.2015 N 649 указала:
- - в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, газоснабжение отсутствует и отсутствовало со дня его постройки;
- - статус общежития был снят на основании Постановления Администрации Цимлянского городского поселения от 24.06.2009 N 103;
- - жилой дом являлся общежитием для работников "Ковровой фабрики" со дня ввода в эксплуатацию до дня снятия статуса общежития.
Из представленного Администрацией антимонопольному органу технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Заводская, 22, следует, что здание оборудовано электронагревателями марки "Регент", электропечами и электродуховыми шкафами. Газоснабжение отсутствует.
Таким образом, спорный многоквартирный жилой дом не имеет в настоящий момент газового оборудования и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, и письмом Администрации.
При таких обстоятельствах, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" неправомерно уклонилось от обязанности произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком установленным Положением.
Аналогичные выводы содержаться в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2013 по делу N А53-29765/2012.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" существенно нарушаются права и законные интересы граждан, а также запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2015 года по делу А53-387/2015 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)