Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2144-2014Г.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N 33-2144-2014г.


Судья Клиндухов В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Гаджиева Б.Г. и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в судебном заседании от 30 июня 2014 года по апелляционной жалобе С.В. коллегия адвокатов N 1 в Советский районный суд г. Махачкалы для рассмотрения вопроса о восстановлении срока на жалобе Администрации ГО "город Каспийск" на решение Каспийского городского суда от 7 апреля 2014 года дело по иску Т. к Администрации ГО "город Каспийск", МАУ "МФЦ" ГО "город Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Шихгереева Х.И., Судебная коллегия

установила:

Т. обратился в суд с иском к Администрации ГО "город Каспийск" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск" (далее - МАУ "МФЦ" г. Каспийска) о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию по январь 2014 года в размере N коп.
В обоснование своих требований он указал, что он является собственником дома N 24 по ул. Рабочая в г. Каспийске и получателем субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, это подтверждается справкой МАУ "МФЦ" г. Каспийска. Органом, уполномоченным на выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение "МФЦ" г. Каспийска, которое принимает решение о назначении субсидий, рассчитывает и начисляет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Фактическим получателем субвенций на предоставление гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в городском округе "город Каспийск" является администрация городского округа "город Каспийск", которая на основании произведенных МАУ "МФЦ ГО "город Каспийск" начислений должна перечислять эти субсидии на открытые их получателями счета.
Однако, ответчики не выполняют свои полномочия и функции по перечислению ей субсидий на оплату субсидий, в результате чего образовалась задолженность на сумму иска.
Решением Каспийского городского суда от 7 апреля 2014 года постановлено:
"Иск Т. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ГО "город Каспийск" в пользу Т., N года рождения, задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 3 марта 2014 года включительно в размере N коп. (N) из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В части заявленных требований к Муниципальному автономному учреждению "Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск", отказать.".
На указанное решение суда представителем Администрации ГО "город Каспийск" М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно пришел к выводу, что Администрация городского округа "город Каспийск" не выполняет в должной мере обязательств, возложенных на него законом по своевременной выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при этом суд не указывает, в чем выражается не исполнение своих обязательств Администрацией городского округа "город Каспийск", не учтено то, что причиной невыполнения своих полномочий по выплате субсидий является то, что органы государственной власти Республики Дагестан не выполняют предусмотренные статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" обязанности по своевременному и полному доведению до бюджета городского округ субвенции на осуществление государственных полномочий, без чего Администрация ГО "город Каспийск" не в состоянии осуществлять выплату субсидий, в деле отсутствуют документы, подтверждающие то, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалось в результате незаконного осуществления ГО "город Каспийск" переданных ей государственных полномочий Республики Дагестан.
Представители Администрации ГО "город Каспийск" и МАУ "МФЦ" г. Каспийска и Т., надлежаще извещенные о времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела на другой сок не просили, в связи с чем на основании статей 327 и 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Республики Дагестан, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, на основании части 1 этой же статьи гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом субсидии таким гражданам предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ), финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 159 ЖК РФ), субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).
Такие права на получение субсидий имеет и собственник жилого помещения (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этих Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм права постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Этим Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по перечислению средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Как это следует из материалов дела, Т. как собственник жилого помещения (<адрес> в <адрес>) признан в установленном порядке получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Согласно справке-расчету, выданной 3 марта 2014 года МАУ "МФЦ" г. Каспийска, Т. по состоянию на 1 февраля 2014 года включительно были начислены субсидии на сумму N коп., этот размер подлежащих выплате Т. субсидий никем не оспаривается.
Однако, они ему не выплачены, что не отрицается как представителем МАУ "МФЦ" г. Каспийска, так и представителем Администрации ГО "город Каспийск".
Поскольку невыплатой субсидий нарушено право Т. на их получение, суд правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Т.
Как это выяснено судом первой инстанции и не отрицается сторонами по делу, начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг занимается МАУ "МФЦ" г. Каспийска, который сообщает соответствующие сведения Администрации ГО "город Каспийск" для перечисления сумм субсидий на лицевые счета их получателей.
Установлено также, что Администрацией ГО "город Каспийск" по состоянию на 1 февраля 2014 года выплата начисленных Т. субсидий на указанную выше сумму не произведена.
В связи с этим суд правильно пришел к выводу о том, что требования Т. к Администрации ГО "город Каспийск" подлежат удовлетворению.
Как это следует из объяснений представителя Администрации ГО "город Каспийск" в судебном заседании, а также из его апелляционной жалобы, причиной не выплаты субсидий Т. является то, что Республика Дагестан, за счет бюджета которой выплачиваются суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, передав Администрации ГО "город Каспийск" государственные полномочия по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, не передала ГО "город Каспийск" соответствующие финансовые средства (субвенции).
Однако, это обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности как требований Т., так и решения суда, поскольку Т. имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления, а отсутствие финансирования указанных расходов и не выделение Республикой Дагестан Администрации ГО "город Каспийск" субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Т.
Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в том числе и бюджету городского округа "город Каспийск" на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 год.
Отсюда следует, что переданные городскому округу "город Каспийск" государственные полномочия были подкреплены соответствующими финансовыми средствами, которые согласно статьям 15, 85 - 86 и 140 БК РФ подлежали включению в бюджет городского округа.
При этом Судебная коллегия исходит из того, что Т. не является участником бюджетных правоотношений, складывающихся между Республикой Дагестан и ГО "город Каспийск" по поводу финансирования расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, невыполнение Республикой Дагестан полномочий и обязанностей, основанных на этих правоотношениях, должно служить основанием для принятия в установленном порядке Администрацией ГО "город Каспийск" и соответствующими органами государственной власти Республики Дагестан предусмотренных законом мер по вопросам финансирования указанных расходов и не должно влиять на реализацию Т. своих прав на получение субсидий.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В то же время Судебная коллегия обращает внимание на то, что суд первой инстанции ошибочно указал, что взысканная в пользу Т. сумма субсидий определена по состоянию на 3 марта 2014 года, тогда как эта дата является датой выдачи справки, а не датой, на которую определена задолженность, согласно справке-расчету, выданной 3 марта 2014 года МАУ "МФЦ" г. Каспийска, эта сумма определена по состоянию на январь 2014 года включительно.
В связи с этим Судебная коллегия считает необходимым привести резолютивную часть в соответствие с указанным обстоятельством, изложив ее в правильной редакции.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Каспийского городского суда от 21 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Иск Т. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ГО "город Каспийск" в пользу Т., <дата> года рождения, задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 1 февраля 2014 года включительно в размере N) из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В части заявленных требований к Муниципальному автономному учреждению "Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск", отказать.".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)