Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 24488, 24485);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 24487);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15273/2014) ООО "ПКС-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2014 по делу А26-9208/2013 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ПКС-Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия,
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "ПКС-Сервис" (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9, ОГРН 1091001011012, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, далее ГЖИ РК) от 07.11.2013 N 1820.
Решением суда от 23.04.2014 в удовлетворении заявленных требований ООО "ПКС-Сервис" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПКС-Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку оспариваемое предписание содержит требование, которое противоречит подпункту б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307); фактически требование инспекции предписывает при расчете корректировки учитывать потребленную тепловую энергию и размер оплаты с сентября 2011 по октябрь 2012 года, то есть за 14 месяцев, что недопустимо в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307; исполнение предписания повлечет увеличение потребителям платы за отопительный сезон по сравнению с платежами, проводимыми обществом в результате ежегодной корректировки.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на основании распоряжения от 09.10.2013 N 2074 с целью проверки обращений граждан, проживающих в жилом фонде города Кеми (л.д. 87), проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ПКС-Сервис" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, при начислении платы за коммунальную услугу - отопление за август 2013.
По результатам проверки составлен акт от 07.11.2013 N 2074/а, в котором зафиксировано, что многоквартирные дома по адресам: улица Каменева (д. 12) и проспект Пролетарский (д. 37а) в городе Кеми оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Приборы учета допущены в эксплуатацию в установленном законом порядке актами допуска. Приборы учета на обслуживании в ООО "ПКС - Сервис" не находятся. Договоры ресурсоснабжения в целях предоставления потребителям коммунальных услуг с управляющими компаниями в Кемском городском поселении не заключены. Счета на оплату коммунальной услуги отопления выставляет ООО "ПКС - Сервис".
Поскольку ООО "ПКС - Сервис" начало свою работу с октября 2012 года, то за октябрь 2012 года счета за отопление выставлены по показаниям приборов учета, а начиная с ноября 2012 и по июль 2013 года включительно, счета выставлялись исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год равными частями по 1/12 (в течение 9 месяцев). По окончании отопительного сезона произведен перерасчет. Сумма перерасчета отражена в квитанциях за август 2013 года.
Фактически обществом произведен перерасчет по итогам 9 месяцев и включен в квитанцию за август 2013 года.
07.11.2013 главным специалистом ГЖИ Республики Карелия выдано предписание N 1820, согласно которому ООО "ПКС-Сервис" предписывается в срок до 15.12.2013 в многоквартирном доме N 12 по улице Каменева и многоквартирном доме N 37 по проспекту Пролетарский в городе Кемь обеспечить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за август, сентябрь, октябрь 2013 года и произвести корректировку по итогам 12 месяцев в соответствии с пунктом 21 Правил N 307.
Ссылаясь на незаконность предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В данном случае, предметом спора является предписание ГЖИ Республики Карелия от 07.11.2013 N 1820 об обеспечении начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за август - октябрь 2013 года и проведения корректировки коммунальных платежей по итогам 12 месяцев в соответствии с пунктом 21 Правил N 307.
В соответствии с пунктами 5, 6, 8 статьи 2, части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с 1 сентября 2012 года государственный контроль за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Положение). Согласно пункту 1 названного постановления Инспекция является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе требований по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 10 Положения инспекция при реализации возложенных на нее функций в установленном порядке выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, инспекция, как орган государственной власти субъекта РФ, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
В части 4 статьи 154 ЖК РФ разъяснено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 N 279-П установлено применение в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x Tt, (7)
где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); i S
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Из анализа составляющих этой формулы 7, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил N 307, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2.i = Pk.пр x Si / SD - Pfn.i, (8)
- где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Следовательно, по окончании установленного периода (1 год) размер платы за отопление, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии. Материалами дела подтверждается и не отрицается ООО "ПКС Сервис", что общество приступило к поставке ресурса на территории Кемского городского поселения с октября 2012 года, за октябрь 2012 года общество выставило потребителям счета за фактически потребленный ресурс, что уже является нарушением пункта 21 Правил N 307.
Инспекцией правильно указано, что поскольку фактические начисления по коммунальной услуге за отопление в размере 1/12 произведены с ноября 2012 года, то в расчет должны включаться 12 месяцев, предыдущие до ноября 2012 года, то есть ноябрь 2011 года - октябрь 2012 года (по смыслу вышеприведенных норм Правил N 307 в расчет корректировки платы за отопление допускается включать период, равный одному году).
В рассматриваемом случае, обществом корректировка платы за коммунальную услугу - отопление произведена за период с ноября 2012 по июль 2013, то есть за 9 месяцев, и выставлена к оплате в квитанции за август 2013 года.
Жилищные правоотношения урегулированы специальным законодательством, в котором в целях защиты прав потребителей установлены специальные правила и сроки, которые подлежат применению в рассматриваемых правоотношениях. Нормами действующего законодательства иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Учитывая, что корректировка платы за отопление проведена ООО "ПКС-Сервис" за период меньший, чем предусмотрено Правилами N 307, инспекция правомерно пришла к выводу о нарушении обществом требований пункта 21 названных Правил.
Следовательно, требования оспариваемого предписания от 07.11.2013 N 1820 являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПКС-Сервис" и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 апреля 2014 года по делу N А26-9208/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ПКС-Сервис"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N А26-9208/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А26-9208/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 24488, 24485);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 24487);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15273/2014) ООО "ПКС-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2014 по делу А26-9208/2013 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ПКС-Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия,
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "ПКС-Сервис" (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 9, ОГРН 1091001011012, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, далее ГЖИ РК) от 07.11.2013 N 1820.
Решением суда от 23.04.2014 в удовлетворении заявленных требований ООО "ПКС-Сервис" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПКС-Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку оспариваемое предписание содержит требование, которое противоречит подпункту б пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307); фактически требование инспекции предписывает при расчете корректировки учитывать потребленную тепловую энергию и размер оплаты с сентября 2011 по октябрь 2012 года, то есть за 14 месяцев, что недопустимо в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307; исполнение предписания повлечет увеличение потребителям платы за отопительный сезон по сравнению с платежами, проводимыми обществом в результате ежегодной корректировки.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на основании распоряжения от 09.10.2013 N 2074 с целью проверки обращений граждан, проживающих в жилом фонде города Кеми (л.д. 87), проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ПКС-Сервис" обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, при начислении платы за коммунальную услугу - отопление за август 2013.
По результатам проверки составлен акт от 07.11.2013 N 2074/а, в котором зафиксировано, что многоквартирные дома по адресам: улица Каменева (д. 12) и проспект Пролетарский (д. 37а) в городе Кеми оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Приборы учета допущены в эксплуатацию в установленном законом порядке актами допуска. Приборы учета на обслуживании в ООО "ПКС - Сервис" не находятся. Договоры ресурсоснабжения в целях предоставления потребителям коммунальных услуг с управляющими компаниями в Кемском городском поселении не заключены. Счета на оплату коммунальной услуги отопления выставляет ООО "ПКС - Сервис".
Поскольку ООО "ПКС - Сервис" начало свою работу с октября 2012 года, то за октябрь 2012 года счета за отопление выставлены по показаниям приборов учета, а начиная с ноября 2012 и по июль 2013 года включительно, счета выставлялись исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год равными частями по 1/12 (в течение 9 месяцев). По окончании отопительного сезона произведен перерасчет. Сумма перерасчета отражена в квитанциях за август 2013 года.
Фактически обществом произведен перерасчет по итогам 9 месяцев и включен в квитанцию за август 2013 года.
07.11.2013 главным специалистом ГЖИ Республики Карелия выдано предписание N 1820, согласно которому ООО "ПКС-Сервис" предписывается в срок до 15.12.2013 в многоквартирном доме N 12 по улице Каменева и многоквартирном доме N 37 по проспекту Пролетарский в городе Кемь обеспечить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за август, сентябрь, октябрь 2013 года и произвести корректировку по итогам 12 месяцев в соответствии с пунктом 21 Правил N 307.
Ссылаясь на незаконность предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В данном случае, предметом спора является предписание ГЖИ Республики Карелия от 07.11.2013 N 1820 об обеспечении начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за август - октябрь 2013 года и проведения корректировки коммунальных платежей по итогам 12 месяцев в соответствии с пунктом 21 Правил N 307.
В соответствии с пунктами 5, 6, 8 статьи 2, части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с 1 сентября 2012 года государственный контроль за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Положение). Согласно пункту 1 названного постановления Инспекция является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе требований по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 10 Положения инспекция при реализации возложенных на нее функций в установленном порядке выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, инспекция, как орган государственной власти субъекта РФ, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
В части 4 статьи 154 ЖК РФ разъяснено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 N 279-П установлено применение в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x Tt, (7)
где: Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); i S
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Из анализа составляющих этой формулы 7, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил N 307, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Po2.i = Pk.пр x Si / SD - Pfn.i, (8)
- где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Следовательно, по окончании установленного периода (1 год) размер платы за отопление, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии. Материалами дела подтверждается и не отрицается ООО "ПКС Сервис", что общество приступило к поставке ресурса на территории Кемского городского поселения с октября 2012 года, за октябрь 2012 года общество выставило потребителям счета за фактически потребленный ресурс, что уже является нарушением пункта 21 Правил N 307.
Инспекцией правильно указано, что поскольку фактические начисления по коммунальной услуге за отопление в размере 1/12 произведены с ноября 2012 года, то в расчет должны включаться 12 месяцев, предыдущие до ноября 2012 года, то есть ноябрь 2011 года - октябрь 2012 года (по смыслу вышеприведенных норм Правил N 307 в расчет корректировки платы за отопление допускается включать период, равный одному году).
В рассматриваемом случае, обществом корректировка платы за коммунальную услугу - отопление произведена за период с ноября 2012 по июль 2013, то есть за 9 месяцев, и выставлена к оплате в квитанции за август 2013 года.
Жилищные правоотношения урегулированы специальным законодательством, в котором в целях защиты прав потребителей установлены специальные правила и сроки, которые подлежат применению в рассматриваемых правоотношениях. Нормами действующего законодательства иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.
Учитывая, что корректировка платы за отопление проведена ООО "ПКС-Сервис" за период меньший, чем предусмотрено Правилами N 307, инспекция правомерно пришла к выводу о нарушении обществом требований пункта 21 названных Правил.
Следовательно, требования оспариваемого предписания от 07.11.2013 N 1820 являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПКС-Сервис" и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 апреля 2014 года по делу N А26-9208/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ПКС-Сервис"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)