Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.11.2014,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А82-13065/2014
по заявлению товарищества собственников жилья "Сокол"
к мэрии города Ярославля, департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий,
третье лицо - региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области,
и
товарищество собственников жилья "Сокол" (далее - Товарищество, ТСЖ "Сокол") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) от 28.05.2014 N 1324 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области" (далее - постановление N 1324) в части включения дома, расположенного по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, дом 39, корпус 2 (строка 546 приложения), в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, об обязании Мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - Инспекция), выразившихся в предоставлении в адрес Мэрии письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе города Ярославля не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Региональный фонд).
Решением суда первой инстанции от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), часть 7 статьи 22 Закона Ярославской области от 28.06.2013 N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" (далее - Закон N 32-з), выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Для осуществления собственниками многоквартирных жилых домов права формировать фонд капитального ремонта на специальном счете недостаточно только принять соответствующее решение, его необходимо реализовать. В рассматриваемом случае принятое собственниками решение не было реализовано, так как специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт по истечении установленного срока. Оспариваемые действия Департамента соответствуют действующему законодательству.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 18.02.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе города Ярославля принято решение избрать в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме способ перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 170 Кодекса. Председателю правления ТСЖ "Сокол" поручено в течение трех рабочих дней со дня проведения общего собрания сообщить о принятом решении в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии города Ярославля. Этим же решением лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами (владельцем специального счета), определено Товарищество. Владельцу специального счета поручено открыть специальный счет в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола общего собрания, представить в государственную жилищную инспекцию Ярославской области информацию и документы, предусмотренные статьей 26 Закона N 32-з, в порядке и сроки, установленные этим законом, а также предоставлять собственникам помещений платежные документы для уплаты ежемесячного взноса на капитальный ремонт в соответствии с частями 2, 4 статьи 23 Закона N 32-з.
Письмом от 21.02.2014 председатель правления ТСЖ "Сокол" направил в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии города Ярославля копию протокола общего собрания от 18.02.2014 (получено 03.03.2014).
30.04.2014 председатель правления Товарищества подал в ОАО "Сбербанк России" ВСП N 0017/233 Ярославля заявку на открытие специального счета.
Согласно представленной справке ТСЖ "Сокол" 13.05.2014 открыт специальный счет в Сбербанке Российской Федерации.
15.05.2014 председателем правления Товарищества в адрес Инспекции направлены сведения об открытом счете и его владельце, которые получены последним 19.05.2014.
Письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 Инспекция направила в Мэрию информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В строке 9807 приложения к письму указан дом 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе города Ярославля.
Однако 22.05.2014 Инспекция включила ТСЖ "Сокол" в реестр специальных счетов и уведомлений владельцев специальных счетов.
28.05.2014 Мэрией издано постановление N 1324, пунктом 1 которого предусмотрено формирование фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Ярославля, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован, на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Перечень таких домов определен приложением к постановлению. За номером 546 в Перечень включен дом N 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе.
Полагая, что названное постановление в части включения названного дома в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, и действия Инспекции, выразившиеся в предоставлении в Мэрию сведений о том, что собственники помещений в указанном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Сокол" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 169, 170 Кодекса, частью 7 статьи 22 Закона N 32-з, Порядком ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов и реестра специальных счетов на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2013 N 1658-п (далее - Порядок N 1658-п), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для совершения оспариваемых действий, а у Мэрии - основания для принятия постановления N 1324 в оспариваемой части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении четырех (в настоящее время восьми) календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16, 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области определены Законом N 32-з.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном данным законом порядке региональной программы. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 7 статьи 22 Закона N 32-з).
Организацию ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в соответствующем доме формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы, а также информирования органов местного самоуправления муниципальных образований области и регионального оператора о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, на территории Ярославской области регулирует Порядок N 1658-п.
Инспекция не позднее 20 дней по истечении четырех месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, представляет органам местного самоуправления муниципальных образований области и региональному оператору информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (пункт 14 Порядка N 1658-п).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что собственники помещений в спорном доме в полной мере реализовали свое право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете) и поручили председателю правления ТСЖ выполнить юридически значимые действия в связи с принятым решением; председатель ТСЖ в установленный частью 7 статьи 22 Закона N 32-з срок совершил порученные ему действия, в частности, уведомил о принятом собственниками помещений решении территориальную администрацию, подал в банк заявление на открытие специального счета, а после его открытия в течение предусмотренного пунктом 6 Порядка ведения реестра срока проинформировал об этом Инспекцию.
На момент направления письма от 20.05.2014 N 12-1232/14 (том 1, листы дела 33 - 35) Инспекция располагала информацией о выборе собственниками помещений названного дома конкретного способа формирования фонда капитального ремонта. Соответствующее уведомление с приложением к нему справки банка об открытии специального счета (том 1, лист дела 22), которое в силу пункта 8 Порядка ведения реестра является основанием для внесения сведений в реестр уведомлений, поступило в адрес Инспекции 19.05.2014, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (том 1, лист дела 37). Таким образом, по состоянию на 20.05.2014 у Инспекции не имелось достаточных оснований для направления главам городских округов и муниципальных районов Ярославской области сведений о том, что собственники помещений дома 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Недостоверная информация, поступившая из Инспекции в орган местного самоуправления, а также то обстоятельство, что Мэрией не приняты во внимание сведения, представленные Товариществом в территориальную администрацию Фрунзенского района города Ярославля (структурное подразделение мэрии) в марте 2014 года, привели к неправомерному включению спорного дома в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ярославля, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован, утвержденный постановлением мэрии N 1324.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Инспекции по направлению в адрес мэрии города Ярославля письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, а также постановление Мэрии N 1324 в части включения названного дома в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Сокол", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае у Инспекции оснований для совершения оспариваемых действий.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.11.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А82-13065/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2015 N Ф01-1793/2015 ПО ДЕЛУ N А82-13065/2014
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. по делу N А82-13065/2014
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.11.2014,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А82-13065/2014
по заявлению товарищества собственников жилья "Сокол"
к мэрии города Ярославля, департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий,
третье лицо - региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области,
и
установил:
товарищество собственников жилья "Сокол" (далее - Товарищество, ТСЖ "Сокол") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) от 28.05.2014 N 1324 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области" (далее - постановление N 1324) в части включения дома, расположенного по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, дом 39, корпус 2 (строка 546 приложения), в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, об обязании Мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - Инспекция), выразившихся в предоставлении в адрес Мэрии письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе города Ярославля не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Региональный фонд).
Решением суда первой инстанции от 27.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), часть 7 статьи 22 Закона Ярославской области от 28.06.2013 N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" (далее - Закон N 32-з), выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Для осуществления собственниками многоквартирных жилых домов права формировать фонд капитального ремонта на специальном счете недостаточно только принять соответствующее решение, его необходимо реализовать. В рассматриваемом случае принятое собственниками решение не было реализовано, так как специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт по истечении установленного срока. Оспариваемые действия Департамента соответствуют действующему законодательству.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 18.02.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе города Ярославля принято решение избрать в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме способ перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 170 Кодекса. Председателю правления ТСЖ "Сокол" поручено в течение трех рабочих дней со дня проведения общего собрания сообщить о принятом решении в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии города Ярославля. Этим же решением лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами (владельцем специального счета), определено Товарищество. Владельцу специального счета поручено открыть специальный счет в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола общего собрания, представить в государственную жилищную инспекцию Ярославской области информацию и документы, предусмотренные статьей 26 Закона N 32-з, в порядке и сроки, установленные этим законом, а также предоставлять собственникам помещений платежные документы для уплаты ежемесячного взноса на капитальный ремонт в соответствии с частями 2, 4 статьи 23 Закона N 32-з.
Письмом от 21.02.2014 председатель правления ТСЖ "Сокол" направил в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии города Ярославля копию протокола общего собрания от 18.02.2014 (получено 03.03.2014).
30.04.2014 председатель правления Товарищества подал в ОАО "Сбербанк России" ВСП N 0017/233 Ярославля заявку на открытие специального счета.
Согласно представленной справке ТСЖ "Сокол" 13.05.2014 открыт специальный счет в Сбербанке Российской Федерации.
15.05.2014 председателем правления Товарищества в адрес Инспекции направлены сведения об открытом счете и его владельце, которые получены последним 19.05.2014.
Письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 Инспекция направила в Мэрию информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В строке 9807 приложения к письму указан дом 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе города Ярославля.
Однако 22.05.2014 Инспекция включила ТСЖ "Сокол" в реестр специальных счетов и уведомлений владельцев специальных счетов.
28.05.2014 Мэрией издано постановление N 1324, пунктом 1 которого предусмотрено формирование фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Ярославля, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован, на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Перечень таких домов определен приложением к постановлению. За номером 546 в Перечень включен дом N 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе.
Полагая, что названное постановление в части включения названного дома в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, и действия Инспекции, выразившиеся в предоставлении в Мэрию сведений о том, что собственники помещений в указанном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Сокол" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 169, 170 Кодекса, частью 7 статьи 22 Закона N 32-з, Порядком ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов и реестра специальных счетов на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2013 N 1658-п (далее - Порядок N 1658-п), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для совершения оспариваемых действий, а у Мэрии - основания для принятия постановления N 1324 в оспариваемой части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении четырех (в настоящее время восьми) календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16, 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области определены Законом N 32-з.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном данным законом порядке региональной программы. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 7 статьи 22 Закона N 32-з).
Организацию ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в соответствующем доме формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы, а также информирования органов местного самоуправления муниципальных образований области и регионального оператора о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, на территории Ярославской области регулирует Порядок N 1658-п.
Инспекция не позднее 20 дней по истечении четырех месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, представляет органам местного самоуправления муниципальных образований области и региональному оператору информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (пункт 14 Порядка N 1658-п).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что собственники помещений в спорном доме в полной мере реализовали свое право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете) и поручили председателю правления ТСЖ выполнить юридически значимые действия в связи с принятым решением; председатель ТСЖ в установленный частью 7 статьи 22 Закона N 32-з срок совершил порученные ему действия, в частности, уведомил о принятом собственниками помещений решении территориальную администрацию, подал в банк заявление на открытие специального счета, а после его открытия в течение предусмотренного пунктом 6 Порядка ведения реестра срока проинформировал об этом Инспекцию.
На момент направления письма от 20.05.2014 N 12-1232/14 (том 1, листы дела 33 - 35) Инспекция располагала информацией о выборе собственниками помещений названного дома конкретного способа формирования фонда капитального ремонта. Соответствующее уведомление с приложением к нему справки банка об открытии специального счета (том 1, лист дела 22), которое в силу пункта 8 Порядка ведения реестра является основанием для внесения сведений в реестр уведомлений, поступило в адрес Инспекции 19.05.2014, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (том 1, лист дела 37). Таким образом, по состоянию на 20.05.2014 у Инспекции не имелось достаточных оснований для направления главам городских округов и муниципальных районов Ярославской области сведений о том, что собственники помещений дома 39, корпус 2, по проспекту Фрунзе не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Недостоверная информация, поступившая из Инспекции в орган местного самоуправления, а также то обстоятельство, что Мэрией не приняты во внимание сведения, представленные Товариществом в территориальную администрацию Фрунзенского района города Ярославля (структурное подразделение мэрии) в марте 2014 года, привели к неправомерному включению спорного дома в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ярославля, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован, утвержденный постановлением мэрии N 1324.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Инспекции по направлению в адрес мэрии города Ярославля письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме N 39, корпус 2 по проспекту Фрунзе не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, а также постановление Мэрии N 1324 в части включения названного дома в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Сокол", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае у Инспекции оснований для совершения оспариваемых действий.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.11.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А82-13065/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)