Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 N 02АП-3373/2015 ПО ДЕЛУ N А31-12663/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А31-12663/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.03.2015 по делу N А31-12663/2014, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания"

к закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Костромской Дом"

об обязании передать техническую документацию,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - истец, ООО "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Костромской Дом" (далее - ответчик, ЗАО "УК "Костромской Дом") об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 3.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.03.2015 исковые требования удовлетворены частично: ЗАО "УК "Костромской Дом" обязано передать ООО "ЖЭК" техническую документацию на многоквартирный дом N 3 микрорайон Черноречье г. Костромы, а именно: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи дома; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, представил дополнение к ней.
Ответчик считает, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи дома; акты приемки жилого дома от строительных организаций; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения, исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт в состав технической документации, подлежащей передаче при расторжении договора, не входят в перечень технической документации, обязательной для передачи вновь избранной управляющей компании. Ответчик указывает, что в ведение управляющей организации не входит документация - кадастровый план (карта) земельного участка. Также ответчик считает, что решение суда в части обязания передать акт приемки дома от строительной организации неисполнимо, поскольку ЗАО "УК "Костромской Дом" принимало многоквартирный дом не от застройщика, а от иной управляющей организации, у организаций, ранее управлявших домом, не имеется данного документа и сведений о застройщике.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался частями 3, 9 статьи 161, частями 1, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 24, 26, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 1.5.1, 5.5.12, 5.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, и исходил из того, что ответчик должен иметь и передать истцу истребуемую документацию.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 161 Кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 Кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8.2 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пунктам 18 - 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Кроме того, пунктами 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), предусмотрено, что в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе, план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят, в том числе, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 3, на общем собрании 30.09.2014 приняли решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ЗАО "УК "Костромской Дом" и выборе в качестве управляющей организации ООО "ЖЭК" с 01.11.2014 (листы дела 12-13).
Суд первой инстанции правомерно установил факт прекращения договора управления с ответчиком в результате одностороннего отказа собственников помещений многоквартирного дома и избрания ими в качестве управляющей организации истца.
Учитывая изложенное ООО "ЖЭК", будучи выбранным в качестве управляющей организации в отношении многоквартирного дома, приобрело право на получение от ответчика спорной документации.
01.10.2014 собственники помещений многоквартирного дома направили ЗАО "УК "Костромской Дом" уведомление о расторжении договора на управление домом между собственниками помещений и ЗАО "УК "Костромской Дом" и передаче технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов (лист дела 14).
Порядок уведомления ответчика о расторжении договора соблюден.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Ответчик требование о передаче документов не исполнил.
Доводы ответчика о том, что в состав технической документации, предусмотренной Правилами N 491, не входят истребуемые истцом документы, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в силу пункта 10 статьи 162 Кодекса передаче подлежит не только техническая документация на многоквартирный дом, но и связанные с управлением таким домом документы. Доказательств того, что истребуемые истцом документы не связаны с управлением домом, ответчик не представил.
Истребуемые истцом документы полностью соответствуют указанному в нормах права перечню технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Довод ответчика о том, что в ведение управляющей организации не входит документация - кадастровый план (карта) земельного участка, подлежат отклонению, поскольку пунктом 26 Правил N 491 данный документ включен в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Доводы ответчика о том, что решение суда в части обязания передать акт приемки дома от строительной организации неисполнимо, поскольку ЗАО "УК "Костромской Дом" принимало многоквартирный дом не от застройщика, а от иной управляющей организации, у организации, ранее управлявшей домом, не имеется данного документа и сведений о застройщике, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно пункту 1.5.1 Правил N 170 акты приемки жилых домов от строительных организаций входят в состав технической документации длительного хранения.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в случае утраты документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления новой управляющей организацией требования о передаче технической документации предшествующая управляющая организация обязана ее передать, а при ее отсутствии восстановить за свой счет. Доказательств невозможности восстановления спорной технической документации, в том числе акта приемки жилого дома от строительных организаций, не представлено. Аргументы ответчика и представленные им сведения других управляющих организаций не свидетельствуют о том, что указанный документ не может быть восстановлен ответчиком и передан истцу.
Ссылка ответчика на акт приема-передачи от 23.12.2014, согласно которому ЗАО "УК "Костромской Дом" передало ООО "ЖЭК" имеющиеся у ответчика документы, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о том, что ответчик исполнил свои обязательства по передаче технической документации на многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании ответчика передать указанную техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 3.
Решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Ответчик обратился с заявлением о замене ЗАО "УК "Костромской Дом" на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом" (ИНН: 4401160457, ОГРН: 1154401002579) в связи с реорганизацией ЗАО "УК "Костромской Дом" в форме преобразования. Факт реорганизации ответчика подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.03.2015.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции производит процессуальную замену ЗАО "УК "Костромской Дом" на ООО "УК "Костромской Дом".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

произвести замену закрытого акционерного общества "Управляющая компания" "Костромской Дом" на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом".
Решение Арбитражного суда Костромской области от 10.03.2015 по делу N А31-12663/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)