Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2015 N 10АП-7291/2015 ПО ДЕЛУ N А41-10162/15

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу N А41-10162/15


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Мизяк В.П., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" Орехово-Зуевского муниципального района (ИНН: 5034028109, ОГРН: 1065034031809): Мурыгина А.Ю., представителя (доверенность N 2 от 12.01.2015),
от ответчика - Товарищества собственников жилья "Дрезна" (ИНН: 5034022026, ОГРН: 1055007112665): Свиридовой Л.А., председателя правления (выписка из протокола от 25.02.2015); Голубевой Н.В., представителя (доверенность от 18.08.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Дрезна" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2015 года по делу N А41-10162/15, принятое судьей Фаньян Ю.А. по иску Муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" Орехово-Зуевского муниципального района к Товариществу собственников жилья "Дрезна" о взыскании задолженности в сумме 348 094 руб. 03 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 29 253 руб. 16 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день фактической уплаты суммы долга,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" Орехово-Зуевского муниципального района (далее - МУП Теплосеть) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Товариществу собственников жилья "Дрезна" (далее - ТСЖ "Дрезна") о взыскании задолженности в размере 348 094 руб. 03 коп., образовавшейся в результате ненадлежащего исполнения обязательств по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячего водоснабжения по договору на теплоснабжение N 2 от 24 мая 2010 года в период с февраля 2014 года по декабрь 2014 года.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 29 253 руб. 16 коп., начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 8,25 процентов годовых за период с 11 марта 2014 года по 15 февраля 2015 года, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности за период с 16 февраля 2015 года по день фактической уплаты суммы основного долга (л.д. 2).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2015 года исковые требования удовлетворены (л.д. 129-132). При вынесении решения суд посчитал, что истцом доказан факт образования задолженности у ответчика перед истцом по оплате тепловой энергии в заявленном истцом размере в спорный период, признав правильным ее расчет.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ "Дрезна" подало в Десятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (л.д. 138-139).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений), отзыв истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и отказа в удовлетворении исковых требований.
Из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2010 года между МУП Теплосеть (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Дрезна" (абонент) заключен договор на теплоснабжение N 2, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация отпускает, а абонент принимает тепловую энергию на условиях, определяемых договором (пункт 1.1 договора) (л.д. 7-9).
В разделах 3, 4 договора стороны согласовали порядок учета количества отпущенной тепловой энергии, а также порядок расчетов за тепловую энергию.
Согласно пункту 4.1 договора расчет за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится по приборам учета в соответствии с правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пункта 4.6 договора расчет (оплата) за отпущенную тепловую энергию производится абонентом ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленных счетов-фактур.
По утверждению истца, во исполнение договора в период с февраля 2014 года по декабрь 2014 года МУП Теплосеть поставило ТСЖ "Дрезна" тепловую энергию общей стоимостью 1 350 633 руб. 82 коп., из которых на нужды отопления на сумму 784 811 руб. 88 коп., горячего водоснабжения на сумму 565 821 руб. 94 коп., что подтверждается счетами-фактурами и актами приема-передачи тепловой энергии (л.д. 10-20, 116-126).
Ответчик произвел оплату коммунальных услуг, оказанных истцом в спорный период по договору, частично, в связи с чем у него перед МУП Теплосеть образовалась задолженность в общей сумме 348 094 руб. 03 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП Теплосеть в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено судом апелляционной инстанции, спор между сторонами возник вследствие применения истцом в расчете двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую потребителям, с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, установленного Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2013 N 151-Р.
Ответчик не согласен с применением двухкомпонентного тарифа, установленного истцом, поскольку считает, что для расчетов должен применяться тариф на горячую воду в кубических метрах.
Суд первой инстанции, изучив позиции истца и ответчика, пришел к выводу о наличии у ответчика перед истцом задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде, потребленной ответчиком в спорный период. Указал, что расчет размера платы за ГВС должен производиться с применением двухкомпонентного тарифа.
Арбитражный апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено арбитражным апелляционным судом, ТСЖ "Дрезна" осуществляет управление многоквартирным домом, в том числе по организации услуг по снабжению коммунальными услугами. В целях исполнения функций по управлению данным многоквартирным домом для получения населением коммунальных услуг по снабжению горячим водоснабжением получает от энергоснабжающей организации горячую воду и заключает с ней договор на поставку этого энергоресурса.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В спорный период поставка тепловой энергии истцом в адрес ответчика производилась во исполнение заключенного между ними договора; при этом количество поставленного ресурса и его стоимость отражались истцом в ежемесячных счетах-фактурах. В представленных в материалы дела счетах-фактурах истец применял при определении размера платы за поставленную тепловую энергию и теплоноситель единицу измерения Гкал, а ответчик в своих расчетах исходил из единицы измерения куб. м.
Изучив данные о количестве и стоимости поставленной тепловой энергии, указанной в счетах-фактурах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что методика его определения не соответствует действительному ее потреблению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). Для целей правильного применения положений Правил N 307, законодателем установлено, что в состав коммунальных ресурсов, используемые для предоставления коммунальных услуг входят следующие виды ресурсов: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо.
Следовательно, с учетом буквального толкования указанной нормы права, горячая вода относится к самостоятельному виду коммунального ресурса.
Главой III Правил N 307 регламентирован порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил N 307 предусмотрено, что в случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 22 Правил N 307 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирных домах несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, при отсутствии общедомовых приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяются - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307 размер платы за горячее водоснабжение определяется как произведение количества граждан проживающих в многоквартирном доме, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В силу пунктов 6 и 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Учитывая, что тепловая энергия и горячая вода являются разными видами коммунальных ресурсов, при определении размера платы за коммунальный ресурс в виде горячей воды по указанной формуле, необходимо применение тарифа установленного именно на горячую воду, из расчета платы за кубический метр.
При этом положения пункта 47 Основ ценообразования N 520, регламентирующие, что тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, не свидетельствуют о возможности применения в расчете размера платы за потребленную горячую воду, тарифа установленного на коммунальный ресурс в виде тепловой энергии.
Согласно пункту 3 Правил N 307 под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В результате, ресурсоснабжающей организацией, в смысле Правил N 307, является любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность связанную только с продажей коммунальных ресурсов.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по продаже коммунальных ресурсов, но при этом непосредственно не производящая горячую воду, обязана в силу пункта 19 Правил N 307 при расчете размера платы за горячую воду использовать только тот тариф, который соответствует поставленному коммунальному ресурсу, установленный для соответствующей организации, по правилам пунктов 47, 48 Основ ценообразования N 520.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности применения истцом при расчете задолженности за потребленную горячую воду тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции делает вывод, что суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2015 года по делу N А41-10162/15 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с МУП "Теплосеть" в пользу ТСЖ "Дрезна" расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.

Председательствующий судья
С.В.МАЛЬЦЕВ

Судьи
В.П.МИЗЯК
Э.С.МИРИШОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)