Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2014 N Ф09-5338/14 ПО ДЕЛУ N А60-50596/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. N Ф09-5338/14

Дело N А60-50596/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256, ОГРН 1046603999420; далее - общество "УК "РЭМП Железнодорожного района", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2014 по делу N А60-50596/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" - Монтиле Л.П. (доверенность от 09.01.2014 N 3).

Общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Административной комиссии Железнодорожного района г. Екатеринбурга (далее - комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.11.2013 N 131103713 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области N 52-ОЗ), в виде наложения штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением суда от 14.02.2014 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы, ссылаясь на судебную практику, указывает на отсутствие в его действиях (бездействии) события административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ. Общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" считает, что в рассматриваемом случае административным органом допущена неверная квалификация вмененного обществу "УК "РЭМП Железнодорожного района" административного правонарушения, полагая, что из материалов административного дела усматривается фактическое привлечение заявителя к ответственности за нарушение правил по уборке территории - некачественный и несвоевременный вывоз мусора, что подпадает под диспозицию ст. 15 Закона Свердловской области N 52-ОЗ (нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами). В связи с изложенным, по мнению заявителя жалобы, оспариваемое постановление комиссии подлежит безусловной отмене.
По мнению комиссии, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды и административный орган верно квалифицировали совершенное обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" административное правонарушение по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Изучив доводы заявителя жалобы и материалы дела, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, специалистом муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Железнодорожного района города Екатеринбурга" 22.10.2013 проведено обследование территории Железнодорожного района, в том числе придомовой территории по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, д. 42, в ходе которого выявлены нарушения п. 4, 6, 41 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно:
- - контейнерная площадка не обустроена отделом для сбора крупногабаритного мусора;
- - твердые бытовые отходы и мусор, относящийся к крупногабаритному, своевременно не вывозятся, уборка контейнерной площадки на момент обследования не производилась, складирование бытовых отходов производилось на контейнерную площадку.
Результаты обследования зафиксированы в акте обследования территории от 22.10.2013 N 67/10.
В ходе производства по делу об административном правонарушении комиссией установлено, что лицом, ответственным за сбор и вывоз отходов с контейнерной площадки и надлежащим содержанием прилегающей территории многоквартирного жилого дома N 42 по пр. Седова, является общество "УК "РЭМП Железнодорожного района".
Контейнерная площадка является общим имуществом, вследствие чего в соответствии с законодательством и договором с жильцами многоквартирного жилого дома именно на обществе "УК "РЭМП Железнодорожного района" лежит обязанность по содержанию данной контейнерной площадки.
По факту выявленных в ходе обследования нарушений инспектором муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Железнодорожного района города Екатеринбурга" в отношении общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2013 N 264/ж, который вместе с материалами административного дела передан для рассмотрения в комиссию.
Постановлением комиссии от 29.11.2013 N 131103713 общество "УК РЭМП Железнодорожного района" привлечено к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 200 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, не установив нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила благоустройства территории).
В соответствии с п. 3 Правил благоустройства территории организация работ по благоустройству территории муниципального образования "город Екатеринбург" обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.
В этих целях и в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения управляющими организациями обустраиваются специальные места (площадки) для накопления (временного складирования) отходов в целях их дальнейшего сбора, обезвреживания, транспортирования, размещения специализированными организациями.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Согласно п. 6 Правил благоустройства территории собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить: содержание объектов внешнего благоустройства, своевременное проведение их ремонта; устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски; сбор, в том числе раздельный, временное складирование на контейнерных площадках вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, энергосберегающие лампы, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов); вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
В соответствии с п. 4 Правил благоустройства территории вывоз твердых бытовых отходов (крупногабаритного мусора) представляет собой выгрузку твердых бытовых отходов из контейнеров (загрузка бункеров-накопителей с крупногабаритным мусором) в специальной транспорт, очистку контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировку отходов с места сбора мусора к месту размещения отходов. При этом к крупногабаритному мусору относятся отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские свойства, по размеру и характеру не помещающиеся в контейнер, собираемые в бункеры-накопители или размещаемые на специально отведенных площадках; содержанием территории является комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанный с поддержанием чистоты и порядка на земельном участке.
В силу п. 41 Правил благоустройства территории контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела (в частности договором возмездного оказания услуг от 01.12.2012 N 02-18/12, заключенным между обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" и обществом с ограниченной ответственностью "МАГ Груп Екатеринбург) подтверждено, что лицом, ответственным за устройство и содержание контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, д. 42, является общество "УК "РЭМП Железнодорожного района", осуществляющее функции управляющей компании.
В целях предоставления населению установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обязано выполнять санитарные нормы и правила по содержанию на придомовой территории названных площадок.
Факт наличия перечисленных выше нарушений Правил благоустройства территории подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом обследования территории от 22.10.2013 N 67/10 и фотоматериалами (л. д. 24 - 29), протоколом об административном правонарушении от 01.11.2013 N 264/ж (л. д. 20 - 23), в связи с чем суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, *** суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение правил и норм, за нарушение которых п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ предусмотрена административная ответственность.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях общества "УК "РЭМП Железнодорожного района" состава вмененного ему комиссией административного правонарушения.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций установили, что существенных процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом не допущено, обществу "УК "РЭМП Железнодорожного района" была обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Из материалов дела следует, что общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности; назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса судами не установлено.
Установив совокупность вышеизложенных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу "УК "РЭМП Железнодорожного района" в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления комиссии.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Поскольку суды установили, что обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района" совершено правонарушение, выразившееся в осуществлении им деятельности с нарушением установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов, а именно в ненадлежащем обустройстве контейнерной площадки, повлекшем скопление мусора на прилегающей к контейнерной площадке территории, за что предусмотрена административная ответственность по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области N 52-ОЗ, приведенный в кассационной жалобе довод заявителя о неправильной квалификации административным органом выявленного правонарушения подлежит отклонению как направленный на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2014 по делу N А60-50596/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
И.А.ТАТАРИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)