Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-17325/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу N А65-17325/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.01.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2013 по делу N А65-17325/2013 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" (ИНН 1655102541, ОГРН 1051622164582), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго" (ИНН 1653007758, ОГРН 1021603465531), г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Сателит" (ИНН 1660162948, ОГРН 1121690006646), г. Казань,
об оспаривании решения и предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Полонская Т.А. (доверенность от 09.01.2014 N АГ-02/22),
представители ООО "Управляющая компания Вахитовского района", МУП "Производственное объединение "Казэнерго", ООО "Сателит" не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" (далее - ООО "УК Вахитовского района", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 06.06.2013 по делу N 05-4/2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго" и общество с ограниченной ответственностью "Сателит".
Решением от 24.10.2013 по делу N А65-17325/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные обществом требования.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Татарстанского УФАС России, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя Татарстанского УФАС России в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, снабжение горячей водой собственников и пользователей помещений в многоквартирном жилом доме N 1 по ул. Толстого в г. Казани осуществляется ООО "УК Вахитовского района" без использования централизованной системы горячего водоснабжения путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих индивидуальный пластинчатый водоподогреватель (бойлер ГВС), расположенный в техническом подвале названного дома и находящийся на балансе ООО "УК Вахитовского района". Производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием бойлера ГВС происходит путем подачи в котел бойлера теплоносителя, поступающего из тепловой сети/котельной, который смешивается и нагревает подаваемую холодную воду.
Теплоноситель в указанный многоквартирный жилой дом подается от котельной МУП "ПО "Казэнерго", расположенной в г. Казани на ул. Зеленой, дом N 1, на основании заключенного с ООО "УК Вахитовского района" договора на теплоснабжение от 21.12.2006 N 1870. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных сетей ООО "Управляющая компания Вахитовского района" и тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго" является место врезки в тепловую камеру (ТК-35) на вводе в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. Толстого в г. Казани.
Материалами дела подтверждается, что в период с 25.06.2012 по 14.07.2012 МУП "ПО "Казэнерго" приостановило подачу в указанный жилой многоквартирный дом теплоносителя, предназначенного для производства горячей воды, в связи с плановым ремонтом котельной по ул. Зеленая, дом 1. Отсутствие горячей воды в этом жилом доме период с 15.07.2012 по 15.11.2012 имело место по вине управляющей компании, которая несвоевременно выполнила профилактические и ремонтные работы по подготовке бойлера ГВС к пуску теплоносителя (горячей воды).
По результатам проверки, проведенной на основании обращения жильцов указанного жилого дома, Татарстанское УФАС России приняло решение от 06.06.2013 по делу N 05-4/2013 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признало управляющую компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При этом Татарстанское УФАС России установило, что управляющая компания осуществила действия (бездействие), которые привели к ненадлежащему исполнению возложенных на нее обязанностей по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальной услуги - горячего водоснабжения, результатом чего явилось прекращение подачи горячей воды в жилые помещения многоквартирного дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани.
На основании данного решения Татарстанское УФАС России выдало управляющей компании предписание от 06.06.2013, в котором указало на недопустимость нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и на необходимость надлежащим образом исполнять возложенные на нее обязанности по управлению многоквартирным жилым домом, в том числе обеспечивать бесперебойную подачу горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. Толстого в г. Казани в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Татарстанское УФАС России также указало на необходимость представления информации о выполненных работах по подготовке бойлера горячего водоснабжения, находящегося в подвале этого дома, согласно мероприятиям по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 годов и графику проведения ремонта и гидропрессовок тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго" на 2013 год.
Суд первой инстанции, признавая указанные решение и предписание незаконными, неверно определил продуктовые границы товарного рынка, на котором управляющей компанией совершено нарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные обязанности ООО "УК "Вахитовского района" (в том числе по предоставлению коммунальных услуг) закреплены в договорах управления, заключенных этой управляющей компанией с собственниками помещений.
В рассматриваемом случае продуктовой границей товарного рынка является такая коммунальная услуга как горячее водоснабжение.
Как видно из материалов дела, в 2012 году ООО "УК "Вахитовского района" осуществляло управление многоквартирным жилым домом N 1 по ул. Толстого в г. Казани и являлось единственным исполнителем коммунальных услуг (в том числе коммунальной услуги горячего водоснабжения).
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Причем если собственники помещений уже избрали такой способ управления как управление управляющей организацией и выбрали определенную управляющую организацию, заключив с ней соответствующие договора управления, то именно данная управляющая организация становится единственно возможным продавцом такой услуги как управление многоквартирным домом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления и в границах деятельности этой управляющей организации (в том числе услуги горячего водоснабжения).
По отношению к собственникам помещений многоквартирных жилых домов, избравших в качестве управляющей организации ООО "УК Вахитовского района" (в том числе многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани), такой организацией в 2012 году являлась именно эта управляющая организация.
Для изменения способа управления многоквартирным жилым домом либо передачи функций по управлению иной управляющей организации (на это указано в обжалуемом судебном решении) необходимо проведение внеочередного общего собрания собственников помещений, что зачастую является весьма проблематичным и, соответственно, препятствует входу на товарный рынок предоставления коммунальных услуг (в том числе услуги горячего водоснабжения) иных исполнителей коммунальных услуг.
Коммунальная услуга горячее водоснабжение может предоставляться только исполнителем коммунальных услуг, так как в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация.
В связи с изложенным для собственников и пользователей многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО "УК Вахитовского района", данная управляющая компания является единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии статьей 4 Закона о защите конкуренции определение географических границ товарного рынка основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.
Покупатель коммунальной услуги горячего водоснабжения - собственник, пользователь помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данную услугу за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуги - собственника, пользователя жилого помещения. Потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах соответствующего многоквартирного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Следовательно, географическими границами локального рынка коммунальной услуги горячего водоснабжения являются границы многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани, управление которым осуществляет ООО "УК Вахитовского района".
С учетом особенностей коммунальной услуги горячего водоснабжения как товара, в частности, возможности приобретения услуги горячего водоснабжения только при наличии непосредственного присоединения водопроводных сетей внутри помещения к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома, ООО "УК Вахитовского района" является единственным продавцом данного товара для потребителей, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым сетям вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
В результате анализа состояния конкурентной среды Татарстанским УФАС России сделан правильный вывод о том, что доля ООО "УК Вахитовского района" на рассматриваемом локальном товарном рынке коммунальной услуги горячего водоснабжения (в границах многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани) составляет 100 процентов, то есть данная управляющая компания занимает на этом рынке доминирующее положение.
Указание суда первой инстанции на то, что Татарстанское УФАС России установило доминирующее положение ООО "УК Вахитовского района" на рынке услуг по управлению многоквартирным жилым домом, является ошибочным, поскольку такого вывода в оспариваемых решении и предписании Татарстанского УФАС России не содержится. Как уже указано, Татарстанским УФАС России был проведен анализ локального рыка предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение, на котором имело место нарушение антимонопольного законодательства и на котором ООО "УК Вахитовского района" в 2012 году фактически занимало доминирующе положение.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно географических границ подобных товарных рынков подтверждаются судебными актами по арбитражным делам N А65-6715/2013, N А65-31942/2012, N А65-521/2013, N А65-31910/2012, N А33-2818/2012 и др.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание Татарстанского УФАС России являются законными и обоснованными.
На основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе управляющей компании в удовлетворении заявленных требований.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на управляющую компанию расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ею при подаче заявления в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 года по делу N А65-17325/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)