Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10",
апелляционное производство N 05АП-3797/2015
на решение от 30.03.2015
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-1245/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" (ИНН 2508068838, ОГРН 1052501639640, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.06.2005)
о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005) от 13.01.2015 N 722,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" - представитель Батлук А.В. по доверенности от 25.08.2014 сроком на 1 год,
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка представителя не направил,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" (далее по тексту - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка (далее по тексту - административный орган) по делу об административном правонарушении от 13.01.2015 N 722.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 30.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке решение от 30.03.2015, общество указывает на то, что взимание платы за содержание узла учета тепловой энергии было произведено при наличии решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 21.06.2011 N 1, которое в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Заявитель считает вывод суда первой инстанции о том, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 03.04.2013 N 290 в договор на управление общим имуществом должна быть включена услуга по содержанию теплового узла, оплата за которую включается в общую сумму оплаты за содержание и текущий ремонт, является правильным, но вместе с тем, в рамках настоящего спора собственники многоквартирного дома не вносили в договор управления изменений в части условий о включении оплаты содержания теплового узла в состав оплаты за содержание и текущей ремонт, в связи с чем ООО "Горжилуправление - 10" правомерно выставляло к оплате счета за содержание теплового узла.
По мнению общества, является ошибочным вывод суда первой инстанции о двойном взыскании платы за содержание узла учета тепловой энергии, поскольку в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленном Постановлением Администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279 работы по обслуживанию и ремонту узлов учета тепловой энергии не входят.
Общество указывает на нарушение судом первой инстанции прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, поскольку обязательный перечень работ, условия и размер платы за услуги по содержанию общего имущества были установлены непосредственно собственниками дома, в связи с чем вынесенным судебным актом фактически признано незаконным решение общего собрания собственников жилья.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено.
По факту обращения собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Верхне-Морская города Находки прокуратурой города Находки проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ООО "Горжилуправление - 10".
27.11.2014 прокуратурой в адрес общества направлено требование о необходимости предоставления пояснений и документов в срок до 05.12.2014.
В результате проверки установлено, что управляющей компанией собственникам помещений указанного многоквартирного дома начисляется плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 1,10 руб. за кв. м наряду с платой за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279, что противоречит требованиям действующего жилищного законодательства.
18.12.2014 прокуратурой города Находки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ; материалы дела направлены в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке для рассмотрения по существу.
Определением от 25.10.2014 N 424 ООО "Горжилуправление - 10" уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела 13.01.2015 административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 722, которым признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и подверг административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предприятия - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, объектом правонарушения, предусмотренного диспозицией указанной нормы права, является, в том числе посягательство на установленный порядок ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По правилам части 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279 "Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" установлена плата за содержание и текущий ремонт для данного дома в размере 22,11 руб. за квадратный метр жилья.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу положений подпункта "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, с момента вступления в действие постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в договор на управление общим имуществом многоквартирного дома должна быть включена услуга по содержанию теплового узла, оплата за которую в соответствии с принятым постановлением должна быть включена в общую сумму оплаты по статье содержание и текущий ремонт.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеперечисленных требований норм закона управляющей компанией наряду с платой за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленного постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279, взимается плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии. Таким образом, плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии взимается дважды.
Доводы заявителя об обратном противоречат доказательствам, собранным по делу, в связи с чем судом апелляционной инстанции не принимаются.
Довод общества о том, что решение об оплате услуг по содержанию теплового угла было принято на общем собрании собственников жилья, в связи с чем у управляющей организации отсутствуют основания для включения оплаты спорной услуги в стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилья, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку решение собственников жилья было принято раньше, чем Постановление Правительства Российской Федерации, которым был установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден данный перечень, который является обязательным для применения, в связи с чем доводы заявителя о том, что в своей деятельности он правомерно руководствовался договором управления многоквартирным домом и решением общего собрания собственников жилья основаны на неверном применении норм материального права.
Довод ООО "Горжилуправление -10" о том, что вынесенный судебный акт нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома, которые самостоятельно установили размер платы за содержание общедомового прибора учета судом во внимание не принимается, как противоречащий материалам дела, поскольку с заявлением от 02.10.2014 о перерасчета оплаты за содержание прибора учета тепла в связи с принятием постановления Правительства от 03.04.2013 N 290 собственники жилого дома по адресу: г. Находка ул. Верхнее-Морская, 1 обращались в общество, указывая, что плата за содержание прибора учета тепла включена в состав услуг на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Довод общества о том, что для включения оплаты за прибор учета тепловой энергии необходимо принятие решение собственников жилья, не основан на нормах права, поскольку вопрос о включении платы за содержание общедомовых приборов учета в состав платы на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома разрешен на уровне Правительства Российской Федерации и не требует дополнительного решения собственников дома.
При этом, выставление отдельного счета на оплату содержания узла учета тепловой энергии противоречит нормам жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом административного органа о том, предприятие неправомерно, без предусмотренных законом оснований взимало плату за содержание узла учета тепловой энергии общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул. Верхнее-морская в г. Находке, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в сфере ценообразования за содержание и ремонта жилого помещения, предприятие должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер в целях соблюдения положений статьи 156 ЖК РФ материалы дела не содержат.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявитель не принял всех необходимых мер для соблюдения порядка ценообразования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, и правомерно признал наличие вины предприятия в совершении административного правонарушения.
Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, суд установил, что прокурором и Управлением Роспотребнадзора были соблюдены требования законодательства об извещении предприятия о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка также соблюдены.
Так, по правилам части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором 18.12.2014 в присутствии директора общества Майорова А.В.
Кроме того, определением от 25.12.2014 N 424, полученным обществом 28.12.2014, Управление уведомило ООО "Горжилуправление - 10" о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 13.01.2015 в 14-00 час.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель был надлежащим образом извещен о месте и времени возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, в том числе установленные в ходе административного производства обстоятельства и мотивированное решение со ссылкой на статью вмененного административного правонарушения, что позволяет объективно оценить событие противоправного действия.
Оценивая размер наложенного на заявителя административного штрафа, суд апелляционной инстанции находит его соответствующим части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отвечающим цели наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела оснований для признания незаконным и отмены постановления от 13.01.2015 N 722 не установлено, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2015 по делу N А51-1245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 N 05АП-3797/2015 ПО ДЕЛУ N А51-1245/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. N 05АП-3797/2015
Дело N А51-1245/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10",
апелляционное производство N 05АП-3797/2015
на решение от 30.03.2015
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-1245/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" (ИНН 2508068838, ОГРН 1052501639640, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.06.2005)
о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005) от 13.01.2015 N 722,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" - представитель Батлук А.В. по доверенности от 25.08.2014 сроком на 1 год,
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка представителя не направил,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Горжилуправление - 10" (далее по тексту - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка (далее по тексту - административный орган) по делу об административном правонарушении от 13.01.2015 N 722.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 30.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке решение от 30.03.2015, общество указывает на то, что взимание платы за содержание узла учета тепловой энергии было произведено при наличии решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 21.06.2011 N 1, которое в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Заявитель считает вывод суда первой инстанции о том, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 03.04.2013 N 290 в договор на управление общим имуществом должна быть включена услуга по содержанию теплового узла, оплата за которую включается в общую сумму оплаты за содержание и текущий ремонт, является правильным, но вместе с тем, в рамках настоящего спора собственники многоквартирного дома не вносили в договор управления изменений в части условий о включении оплаты содержания теплового узла в состав оплаты за содержание и текущей ремонт, в связи с чем ООО "Горжилуправление - 10" правомерно выставляло к оплате счета за содержание теплового узла.
По мнению общества, является ошибочным вывод суда первой инстанции о двойном взыскании платы за содержание узла учета тепловой энергии, поскольку в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленном Постановлением Администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279 работы по обслуживанию и ремонту узлов учета тепловой энергии не входят.
Общество указывает на нарушение судом первой инстанции прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, поскольку обязательный перечень работ, условия и размер платы за услуги по содержанию общего имущества были установлены непосредственно собственниками дома, в связи с чем вынесенным судебным актом фактически признано незаконным решение общего собрания собственников жилья.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено.
По факту обращения собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по улице Верхне-Морская города Находки прокуратурой города Находки проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ООО "Горжилуправление - 10".
27.11.2014 прокуратурой в адрес общества направлено требование о необходимости предоставления пояснений и документов в срок до 05.12.2014.
В результате проверки установлено, что управляющей компанией собственникам помещений указанного многоквартирного дома начисляется плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 1,10 руб. за кв. м наряду с платой за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279, что противоречит требованиям действующего жилищного законодательства.
18.12.2014 прокуратурой города Находки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ; материалы дела направлены в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке для рассмотрения по существу.
Определением от 25.10.2014 N 424 ООО "Горжилуправление - 10" уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела 13.01.2015 административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 722, которым признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и подверг административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предприятия - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, объектом правонарушения, предусмотренного диспозицией указанной нормы права, является, в том числе посягательство на установленный порядок ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По правилам части 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279 "Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" установлена плата за содержание и текущий ремонт для данного дома в размере 22,11 руб. за квадратный метр жилья.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу положений подпункта "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, с момента вступления в действие постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в договор на управление общим имуществом многоквартирного дома должна быть включена услуга по содержанию теплового узла, оплата за которую в соответствии с принятым постановлением должна быть включена в общую сумму оплаты по статье содержание и текущий ремонт.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеперечисленных требований норм закона управляющей компанией наряду с платой за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленного постановлением администрации Находкинского городского округа от 30.10.2013 N 2279, взимается плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии. Таким образом, плата за текущий ремонт и содержание общедомового прибора учета тепловой энергии взимается дважды.
Доводы заявителя об обратном противоречат доказательствам, собранным по делу, в связи с чем судом апелляционной инстанции не принимаются.
Довод общества о том, что решение об оплате услуг по содержанию теплового угла было принято на общем собрании собственников жилья, в связи с чем у управляющей организации отсутствуют основания для включения оплаты спорной услуги в стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилья, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку решение собственников жилья было принято раньше, чем Постановление Правительства Российской Федерации, которым был установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден данный перечень, который является обязательным для применения, в связи с чем доводы заявителя о том, что в своей деятельности он правомерно руководствовался договором управления многоквартирным домом и решением общего собрания собственников жилья основаны на неверном применении норм материального права.
Довод ООО "Горжилуправление -10" о том, что вынесенный судебный акт нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома, которые самостоятельно установили размер платы за содержание общедомового прибора учета судом во внимание не принимается, как противоречащий материалам дела, поскольку с заявлением от 02.10.2014 о перерасчета оплаты за содержание прибора учета тепла в связи с принятием постановления Правительства от 03.04.2013 N 290 собственники жилого дома по адресу: г. Находка ул. Верхнее-Морская, 1 обращались в общество, указывая, что плата за содержание прибора учета тепла включена в состав услуг на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Довод общества о том, что для включения оплаты за прибор учета тепловой энергии необходимо принятие решение собственников жилья, не основан на нормах права, поскольку вопрос о включении платы за содержание общедомовых приборов учета в состав платы на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома разрешен на уровне Правительства Российской Федерации и не требует дополнительного решения собственников дома.
При этом, выставление отдельного счета на оплату содержания узла учета тепловой энергии противоречит нормам жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом административного органа о том, предприятие неправомерно, без предусмотренных законом оснований взимало плату за содержание узла учета тепловой энергии общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул. Верхнее-морская в г. Находке, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в сфере ценообразования за содержание и ремонта жилого помещения, предприятие должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер в целях соблюдения положений статьи 156 ЖК РФ материалы дела не содержат.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявитель не принял всех необходимых мер для соблюдения порядка ценообразования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, и правомерно признал наличие вины предприятия в совершении административного правонарушения.
Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, суд установил, что прокурором и Управлением Роспотребнадзора были соблюдены требования законодательства об извещении предприятия о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка также соблюдены.
Так, по правилам части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором 18.12.2014 в присутствии директора общества Майорова А.В.
Кроме того, определением от 25.12.2014 N 424, полученным обществом 28.12.2014, Управление уведомило ООО "Горжилуправление - 10" о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 13.01.2015 в 14-00 час.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель был надлежащим образом извещен о месте и времени возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, в том числе установленные в ходе административного производства обстоятельства и мотивированное решение со ссылкой на статью вмененного административного правонарушения, что позволяет объективно оценить событие противоправного действия.
Оценивая размер наложенного на заявителя административного штрафа, суд апелляционной инстанции находит его соответствующим части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отвечающим цели наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела оснований для признания незаконным и отмены постановления от 13.01.2015 N 722 не установлено, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2015 по делу N А51-1245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)