Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М.
при участии в заседании:
от заявителя: Кириченко В.А. по доверенности N 291 от 02.06.2014 года (сроком до 31.12.2014 года)
от заинтересованного лица: Чекалин С.А. по доверенности N 3 от 10.02.2014 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (N 07АП-11267/14)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 08 октября 2014 года по делу N А67-4820/2014 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании незаконным и отмене предписания от 03.07.2014 года N Ш-1254 с приложенными документами,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) от 03.07.2014 года N Ш-1254.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2014 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение заявителем пункта 33 Правил, при этом указывает, что для собственника квартиры N 15 отсутствуют места общего пользования для эксплуатации данной квартиры, следовательно, отсутствует потребление на общедомовые нужды.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения потребителя, проживающего по адресу: Томская область, Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, 24а по факту отсутствия правовых оснований для выставления Обществом в платежных документах (счетах-квитанциях) собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды, Департаментом вынесено распоряжение N Ш-1254 от 05.06.2014 года о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Томскэнергосбыт" в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 03.07.2014 года N Ш-1254.
В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований законодательства, а именно подпунктов "б", "г" пункта 3, подпунктов "а", "б" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, поскольку Общество неправомерно выставляет в счетах-квитанциях собственнику квартиры N 15 по адресу Томская область, Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, 24а плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
По результатам проверки выдано предписание от 03.07.2014 года N Ш-1254, в котором заявителю предписано до 01.08.2014 года исключить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счета-квитанции собственника квартиры по указанному адресу.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В сиу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из пункта 40 данных Правил следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам (пункт 44).
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права, при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.
То есть установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.
Следовательно, при установлении в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установка которого на внутриквартирном оборудовании не осуществляется, разница, которая возникает в показаниях общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, правомерно предъявляется к оплате управляющей компании (исполнителю коммунальных услуг) либо гражданам при непосредственном управлении жилым домом.
Более того, отсутствие в многоквартирном доме мест общего пользования и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды, не свидетельствует об отсутствии оснований для предъявления коммунальной услуги на ОДН к оплате.
Правила предоставления коммунальных услуг применяются не только для расчетов за потребленную энергию собственниками помещений многоквартирного дома при наличии общего имущества в этом доме, поскольку не соответствует содержанию данных Правил, в которых указано, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
Таким образом, объем потребленных коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, определяется на основании показаний приборов учета, в соответствии с действующим законодательством, по формуле, установленной указанными выше Правилами.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии типа Меркурий-230, заводской номер 09315515.
Все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по показаниям которых определяется индивидуальное потребление электрической энергии на общедомовые нужды.
При этом Департамент в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе в обоснование позиции об отсутствии оснований для начисления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН, ссылался на то, что данный дом может быть отнесен к домам блокированной застройки. Многоквартирным может считаться 2-х этажная часть, в которой расположены квартиры с 1-ой по 14-ю.
Из материалов дела следует, что дом по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а представляет собой 2-х этажный 2-х подъездный многоквартирный дом, в котором расположено 14 квартир, с пристройкой, в которой расположена квартира N 15.
Указанная квартира имеет отдельный вход с прилегающего земельного участка. Выход из данной квартиры в места общего пользования другой части дома отсутствует.
При этом из имеющейся в материалах дела справки Каргосокского отделения ОГУП "ТОЦТИ" N 255 от 24.06.2014 года следует, что в соответствии с техническим паспортом, квартира N 15 является жилым помещением многоквартирного дома, расположенного по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а.
Более того, квартира N 15 оборудована индивидуальный прибор учета и подключена к общедомовому прибору учета электрической энергии типа Меркурий-230, заводской номер 09315515.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что квартира N 15 является частью многоквартирного дома расположенного по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а, что в свою очередь свидетельствует о наличии обязанности у собственника квартиры нести бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе вносить плату за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Также судом правомерно учтено, что правомерность установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме не оспорена, что действующим законодательством на ресурсоснабжающую организацию не возложена обязанность контролировать и пресекать незаконные подключения к общедомовому прибору учета, устанавливать за счет каких потребителей образуется разница между количеством электроэнергии, отраженной на общедомовом приборе учета и приборах индивидуального учета.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на недостоверность сведений относительно объема потребленной услуги на ОДН, не связанной с фактическим потреблением, Департаментом не доказано отсутствие фактического потребления в предъявленном размере, учитывая наличие разницы между индивидуальными и общедомовым прибором учета, а также нарушение Обществом при проведении расчетов потребленной коммунальной услуги на ОДН требований Правил предоставления коммунальных услуг.
Также Департаментом не отражено, какой объем услуги не связан с фактическим потреблением и за счет чего образовалась разница, в подтверждение заявленной позиции не представлен расчет платы за коммунальную услугу на ОДН применительно к спорным периодам, учитывая показания индивидуальных и общедомового приборов учеты, принимая во внимание, что факт наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, уже предполагает потребление на ОДН.
Довод Департамента об отсутствии в спорном доме мест общего пользования не может принят во внимание апелляционным судом ввиду того, что в ходе проверки не исследовался вопрос относительно наличия в многоквартирном доме мест общего пользования и электроустановок, потребляющих электроэнергию на общедомовые нужды, каких либо доказательств, подтверждающих или опровергающих данное обстоятельство в материалы дело не представлено.
Таким образом, предписание заинтересованного лица от 03.07.2014 года N Ш-1254 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2014 года по делу N А67-4820/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 07АП-11267/14 ПО ДЕЛУ N А67-4820/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А67-4820/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М.
при участии в заседании:
от заявителя: Кириченко В.А. по доверенности N 291 от 02.06.2014 года (сроком до 31.12.2014 года)
от заинтересованного лица: Чекалин С.А. по доверенности N 3 от 10.02.2014 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (N 07АП-11267/14)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 08 октября 2014 года по делу N А67-4820/2014 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании незаконным и отмене предписания от 03.07.2014 года N Ш-1254 с приложенными документами,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) от 03.07.2014 года N Ш-1254.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2014 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение заявителем пункта 33 Правил, при этом указывает, что для собственника квартиры N 15 отсутствуют места общего пользования для эксплуатации данной квартиры, следовательно, отсутствует потребление на общедомовые нужды.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемый ненормативный акт заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения потребителя, проживающего по адресу: Томская область, Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, 24а по факту отсутствия правовых оснований для выставления Обществом в платежных документах (счетах-квитанциях) собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды, Департаментом вынесено распоряжение N Ш-1254 от 05.06.2014 года о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Томскэнергосбыт" в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт от 03.07.2014 года N Ш-1254.
В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований законодательства, а именно подпунктов "б", "г" пункта 3, подпунктов "а", "б" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, поскольку Общество неправомерно выставляет в счетах-квитанциях собственнику квартиры N 15 по адресу Томская область, Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, 24а плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
По результатам проверки выдано предписание от 03.07.2014 года N Ш-1254, в котором заявителю предписано до 01.08.2014 года исключить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счета-квитанции собственника квартиры по указанному адресу.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В сиу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из пункта 40 данных Правил следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам (пункт 44).
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права, при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.
То есть установление в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии уже предполагает наличие в жилом доме общего имущества и общедомовых нужд на его содержание.
Следовательно, при установлении в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установка которого на внутриквартирном оборудовании не осуществляется, разница, которая возникает в показаниях общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, правомерно предъявляется к оплате управляющей компании (исполнителю коммунальных услуг) либо гражданам при непосредственном управлении жилым домом.
Более того, отсутствие в многоквартирном доме мест общего пользования и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды, не свидетельствует об отсутствии оснований для предъявления коммунальной услуги на ОДН к оплате.
Правила предоставления коммунальных услуг применяются не только для расчетов за потребленную энергию собственниками помещений многоквартирного дома при наличии общего имущества в этом доме, поскольку не соответствует содержанию данных Правил, в которых указано, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
Таким образом, объем потребленных коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, определяется на основании показаний приборов учета, в соответствии с действующим законодательством, по формуле, установленной указанными выше Правилами.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии типа Меркурий-230, заводской номер 09315515.
Все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, по показаниям которых определяется индивидуальное потребление электрической энергии на общедомовые нужды.
При этом Департамент в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе в обоснование позиции об отсутствии оснований для начисления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН, ссылался на то, что данный дом может быть отнесен к домам блокированной застройки. Многоквартирным может считаться 2-х этажная часть, в которой расположены квартиры с 1-ой по 14-ю.
Из материалов дела следует, что дом по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а представляет собой 2-х этажный 2-х подъездный многоквартирный дом, в котором расположено 14 квартир, с пристройкой, в которой расположена квартира N 15.
Указанная квартира имеет отдельный вход с прилегающего земельного участка. Выход из данной квартиры в места общего пользования другой части дома отсутствует.
При этом из имеющейся в материалах дела справки Каргосокского отделения ОГУП "ТОЦТИ" N 255 от 24.06.2014 года следует, что в соответствии с техническим паспортом, квартира N 15 является жилым помещением многоквартирного дома, расположенного по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а.
Более того, квартира N 15 оборудована индивидуальный прибор учета и подключена к общедомовому прибору учета электрической энергии типа Меркурий-230, заводской номер 09315515.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что квартира N 15 является частью многоквартирного дома расположенного по адресу Томская обл., Каргасокский район, п. Геологический, ул. Герасимовская, д. 24а, что в свою очередь свидетельствует о наличии обязанности у собственника квартиры нести бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе вносить плату за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Также судом правомерно учтено, что правомерность установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме не оспорена, что действующим законодательством на ресурсоснабжающую организацию не возложена обязанность контролировать и пресекать незаконные подключения к общедомовому прибору учета, устанавливать за счет каких потребителей образуется разница между количеством электроэнергии, отраженной на общедомовом приборе учета и приборах индивидуального учета.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на недостоверность сведений относительно объема потребленной услуги на ОДН, не связанной с фактическим потреблением, Департаментом не доказано отсутствие фактического потребления в предъявленном размере, учитывая наличие разницы между индивидуальными и общедомовым прибором учета, а также нарушение Обществом при проведении расчетов потребленной коммунальной услуги на ОДН требований Правил предоставления коммунальных услуг.
Также Департаментом не отражено, какой объем услуги не связан с фактическим потреблением и за счет чего образовалась разница, в подтверждение заявленной позиции не представлен расчет платы за коммунальную услугу на ОДН применительно к спорным периодам, учитывая показания индивидуальных и общедомового приборов учеты, принимая во внимание, что факт наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, уже предполагает потребление на ОДН.
Довод Департамента об отсутствии в спорном доме мест общего пользования не может принят во внимание апелляционным судом ввиду того, что в ходе проверки не исследовался вопрос относительно наличия в многоквартирном доме мест общего пользования и электроустановок, потребляющих электроэнергию на общедомовые нужды, каких либо доказательств, подтверждающих или опровергающих данное обстоятельство в материалы дело не представлено.
Таким образом, предписание заинтересованного лица от 03.07.2014 года N Ш-1254 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2014 года по делу N А67-4820/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)