Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2845/2014

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N 33-2845/2014


Судья Дудников А.А.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя администрации Тракторозаводского района Волгограда О.
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 января 2014 года, которым постановлено:
Исковое заявление Б. к администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании отказа в согласовании перепланировки незаконным, возложении обязанности принять решение о согласовании выполненной перепланировки - удовлетворить.
Признать решение администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в сохранении жилого помещения - <адрес> по ул. им. Жолудева Тракторозаводского района г. Волгограда в перепланированном состоянии, незаконным.
Устранить допущенные нарушения путем принятия решения о согласовании Б. перепланировки, произведенной в квартире N <...> дома <...> по ул. <...> Тракторозаводского района г. Волгограда с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:

Б. обратилась в суд с заявлением о признании решения администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в сохранении жилого помещения - <адрес> по ул. им. <адрес> в перепланированном состоянии незаконным и возложении обязанности принять решение о согласовании выполненной перепланировки.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником трехкомнатной <адрес>, расположенной в <адрес>.
В целях благоустройства вышеуказанной квартиры ею была произведена перепланировка. Выполненная перепланировка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и интересы собственников иных помещений, не оказала влияние на основные несущие конструкции здания и его безаварийную последующую эксплуатацию.
Просила признать решение администрации Тракторозаводского района Волгограда об отказе в сохранении перепланировки <адрес> незаконным и устранить допущенные нарушения путем принятия решения о согласовании с ней перепланировки указанной квартиры.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Тракторозаводского района Волгограда О. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги входит: заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, в случае если переустройство и (или) перепланировка помещения затрагивает границы или размер общего имущества в многоквартирном доме и изменяются доли в праве общей собственности на общее имущество.
Данный перечень документов является исчерпывающим. Иные документы для предоставления муниципальной услуги администрация требовать не вправе.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача решения о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие отказа в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истцов, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Указанная норма должна рассматриваться во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, в частности с ее частью 5, которая устанавливает право суда принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма при условии непринятия судом решения, предусмотренного частью 4 данной статьи.
В случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в соответствии с ч. 5 ст. 29 ЖК РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении такого иска и при наличии соответствующего заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если признает, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
В этом случае в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником трехкомнатной изолированной квартиры, общей площадью 65,4 кв. м, жилой площадь. - 40,4 кв. м, что подтверждается договором купли-продажи, техническим паспортом жилого помещения.
В целях благоустройства вышеуказанной квартиры была проведена перепланировка: демонтированы части ненесущих гипсолитовых перегородок между коридором и жилой комнатой; произведена заделка дверного проема в ненесущей гипсолитовой перегородке из листов ГКЛ между жилой комнатой и коридором; демонтирована ненесущая кирпичная перегородка между ванной и туалетом; демонтирована ненесущая кирпичная перегородка между коридором и ванной и туалетом, в результате чего образовались сан. узел и коридор в новых размерах; в санузле сантехнические приборы - ванная и раковина перенесены, присоединение произведено к существующим сетям водопровода и канализации; возведена ненесущая перегородка из листов ГКЛ с дверным проемом в жилой комнате с образованием жилой комнаты и коридора в новых размерах.
Указанные работы были произведены для улучшения жилищных условий.
Согласно техническому заключению МУП Центральное межрайонное БТИ Тракторозаводское отделение г. Волгограда о техническом состоянии конструкций квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ул. им. Жолудева, <...> - <...>, изменения, произведенные в процессе перепланировки, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилых помещений и иных помещений здания в целом и не превышают предельные параметры разрешенной перепланировки, установленные градостроительным регламентом, не затрагивают права и интересы третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью людей, что позволяет проводить дальнейшую безопасную эксплуатацию в соответствии с функциональным назначением.
В августе 2013 года Б. обратилась в администрацию Тракторозаводского района Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии с приложением документов, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ.
Решением от 23 август 2013 года в сохранении перепланировки Б. было отказано, ввиду отсутствия у администрации района полномочий по сохранению самовольно выполненной перепланировки жилых помещений.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Учитывая, что Б. в орган местного самоуправления были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, основание отказа администрации Тракторозаводского района Волгограда ст. 27 ЖК РФ не предусмотрено, а кроме того, произведенная Б. перепланировка квартиры соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение администрации Тракторозаводского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в сохранении перепланировки квартиры неправомерно.
Судебная коллегия считает, что поскольку отказ администрации является неправомерным, нарушает жилищные права Б., то имеются основания для устранения допущенных администрацией Тракторозаводского района Волгограда нарушений путем возложения обязанности рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки.
Согласно п. 2.3.1 Положения об администрации Тракторозаводского района Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N <...> администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Решение администрации Тракторозаводского района Волгограда об отказе в согласовании с Б. переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, не содержит.
В соответствии с Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" администрации не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание "с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ", поскольку заявитель является собственником квартиры, указанные в ст. 26 ЖК РФ документы были представлены в администрацию района, следовательно, имеются все условия для решения вопроса о согласовании перепланировки.
Довод апелляционной жалобы о том, что у администрации Тракторозаводского района Волгограда нет полномочий по сохранению произведенной самовольно перепланировки и переустройства жилого помещения в перепланированном состоянии несостоятелен, поскольку положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 января 2014 года изменить, исключив из резолютивной части указание "с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ".
В остальной части решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Тракторозаводского района Волгограда О. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)