Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2015 N 13АП-1037/2015 ПО ДЕЛУ N А21-6088/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N А21-6088/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 18196);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 18197);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-9292/2013) ООО "Управляющая компания "ИВАН" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2014 по делу N А21-6088/2014 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "ИВАН"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
признании недействительным предписания

установил:

ООО "Управляющая компания "ИВАН" (238750, Калининградская обл., г. Советск, ул. Титова, ОГРН 1083911000690, далее - ООО "УК "ИВАН", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, ОГРН 1023901020021, далее - ГЖИ Ко, инспекция) от 03.07.2014 N 582/Ш3908.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку для приведения в исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных труб, необходимо выполнить их перекладку от чердачного помещения, с полной заменой составляющих материалов, то есть произвести капитальный ремонт, на который собственники нежилых помещений в многоквартирном доме своего согласия не давали и необходимого в данном случае решения на собрании не принимали.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 03.07.2014 на основании приказа N 1275 от 27.06.2914 руководителя Государственной жилищной инспекции Калининградской области должностными лицами инспекции была проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "УК "ИВАН" ранее выданного предписания N 403/Ш3908 от 07.05.2014 о необходимости приведения в исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Советск, ул. Искры, д. 54.
03.07.2014 инспекцией составлен акт N 1275БТМ, в котором отражено неустранение обществом ранее выявленного нарушения, то есть нарушение пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки инспекция выдала ООО "УК "ИВАН" предписание от 03.07.2014 N 582/Ш3908 об устранении нарушения, со сроком исполнения до 01.09.2014.
Общество, указывая на невозможность проведения вышеуказанных капитальных работ ввиду отсутствия согласия на их выполнение собственников многоквартирного жилого дома, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Договором управления многоквартирным домом от 25.12.2008, заключенным между ООО "УК "ИВАН" и Администрацией Советского городского округа предусмотрено, что предметом настоящего договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме (пункт 2.1.).
В соответствии с положениями пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ ООО "УК "ИВАН" является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите и прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы;
- обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора;
- обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора;
- обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях;
- не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега;
- проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям;
- согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем;
- своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения;
- обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование;
- следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Требования Правил производства трубо-печных работ, утвержденных постановлением Президиума Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) от 14.03.2006 N 153, распространяются прежде всего на трубо-печные работы и услуги, которые включают: а) проектирование (привязку проектов) отопительных, отопительно-варочных, хозяйственно-бытовых и других печей и теплогенерирующих аппаратов, а также каминов; б) кладку (монтаж), ремонт печей, каминов и теплогенераторов на различных видах топлива; в) переоборудование печей (каминов) с одного вида топлива на другой; г) кладку (монтаж) дымовых и вентиляционных каналов (труб); д) ремонт дымовых каналов (труб), теплоизоляцию их, а также поверхностей теплогенерирующих установок; е) чистку дымовых и вентиляционных каналов и проверку их работоспособности; ж) устройство и техническое обслуживание дымовых и вентиляционных каналов бытовых и коммунально-бытовых приборов, использующих в качестве топлива природный и сжиженный углеводородный газ. (п. 1.1.1).
Работы по п. 1.1.1 настоящих правил выполняют организации ВДПО (исполнитель) по договорам, заключенным с производственными и коммунальными предприятиями, жилищными конторами и домоуправлениями, другими видами предприятий, а также владельцами домов на правах личной собственности (заказчик). Небольшой объем работ может выполняться по разовым заявкам организаций или отдельных лиц (п. 2.1.1).
Как следует из материалов дела, 23.12.2013 Калининградским областным отделением ВДПО было проведено обследование дымовых и вентиляционных систем МКД N 54 по ул. Искры, в том числе квартиры N 3.
Согласно акту о техническом состоянии дымоотводящих систем от 23.12.2013 N 176 тяга в каналах имеется, материалы дымоходов: стояк кирпич красный полнотелый, оголовок дымохода кирпич белый силикатный, оголовки дымоходов на крыше нуждаются в ремонте. Управляющей организации ООО "УК "Иван" было рекомендовано выполнить ремонт оголовков дымовой трубы и произвести очистку вентдымсистем.
Управляющей организацией не отрицается факт ненадлежащего состояния оголовков дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Советск, ул. Искры, д. 54 и невыполнения требований предписаний ГЖИ.
В своем заявлении об оспаривании предписания N 582/Ш3908 от 03.07.2014 ООО "УК "ИВАН" ссылается на то, что все работы, о необходимости выполнения которых указано в предписании, носят капитальный характер и должны проводиться только на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Однако суд первой инстанции правильно указал, что поскольку ООО "УК "Иван" приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, то оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Необходимость проведения капитального ремонта дома, не может являться препятствием для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, либо свидетельствовать об отсутствии возможности соблюдения установленных требований по техническому обслуживанию дома, поэтому не является обстоятельством, исключающим вину общества. Кроме того, требования и нормативы по управлению и содержанию жилищного фонда определяют Правила эксплуатации, а не договор управления. В данных правилах указано, что конкретно должно включаться в содержание и техническое обслуживание жилого дома, а также установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции данного дома, независимо от желания собственников помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.09.2010 N 6464/10.
Судом установлено, что ООО "УК "ИВАН" обслуживает общее имущество собственников многоквартирного дома, за что взимает плату с собственников и пользователей помещений указанного многоквартирного дома. При наличии акта о техническом состоянии дымоотводящих систем от 23.12.2013 N 176, именно ООО "УК "ИВАН" обязано довести до собственников помещений многоквартирного дома информацию о состоянии общего имущества, которое, по мнению ООО "УК "ИВАН", нуждается в капитальном ремонте.
При этом апелляционный суд отмечает, что доводы общества о том, что выявленные недостатки возможно устранить только посредством проведения капитального ремонта голословны, не подтверждены соответствующими доказательствами и расчетами, общество в специализированную организацию - Калининградское областное отделение ВДПО, с данным вопросом не обращалась, никаких расчетов, в том числе по стоимости спорных работ по их капиталоемкости в материалы дела не представлены, как не представлен и отказ собственников многоквартирного дома в финансировании названных работ.
Таким образом, управляющая компания не предпринимала в течение длительного времени никаких мер по устранению указанных в оспариваемом предписании нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 ноября 2014 года по делу N А21-6088/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ИВАН" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)