Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" - Куприянов М.С. по доверенности от 09.01.2014 N 8,
от государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовская районная больница"- Лысенкова К.А. по доверенности от 09.01.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013, судья М.А. Волкова,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс", г. Саратов, (ОГРН 1116450001480, ИНН 6452952038)
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Саратовской области", г. Саратов, Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов, товарищество собственников жилья "Ударник", г. Саратов,
о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества в многоквартирном доме, N 12, ул. Строителей, в г. Саратове, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей. 50 копеек; суммы задолженности за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 рублей. 67 копеек; суммы государственной пошлины,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (далее - ООО СТСЖ "Прогресс", истец) с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества в многоквартирном доме N 12 по ул. Строителей в г. Саратове, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей 50 копеек; суммы задолженности за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 рублей 67 копеек; суммы государственной пошлины в размере 7571,10 рублей.
Определениями Арбитражного суда от 11.11.2013, 04.12.2013 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены третьи лица: Администрация МО "Город Саратов", г. Саратов; Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов; ТСЖ "Ударник", г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" взыскана задолженность по оплате за содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 12 по ул. Строителей за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей 50 копеек, задолженность по оплате за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 руб. 67 к.
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, комитет по финансам не является стороной по договору безвозмездного пользования, а потому на него не может быть возложена обязанность по его исполнению.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что требования истца носят гражданско-правовой характер, в то время как подлежащие применению в данном случае нормы бюджетного законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации) не допускают применение норм гражданского законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответчик считает, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством, перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Представитель государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовская районная больница" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, муниципальное образование "Город Саратов" является собственником нежилого помещения, площадью 1075,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, поселок Жасминный, улица Строителей, д. 12.
Согласно договору безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012, заключенного между Комитетом по управлению имуществом (далее - Комитет) и МУЗ "Центральная районная больница" (далее - ссудополучатель), Комитет предоставляет ссудополучателю в безвозмездное пользование нежилое помещение (далее - помещение) литер А общей площадью 1075,0 кв. м расположенное по адресу: г. Саратов, поселок Жасминный, ул. Строителей, д. 12. Данное обстоятельство подтверждается копией договора безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012.
Пунктом 2.2.8 договора безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012, предусмотрено следующее условие: ссудополучатель обязан в течение одного месяца со дня подписания договора заключить договоры на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение объекта непосредственно с организациями, представляющими указанные услуги.
Также ссудополучатель обязан в течение одного месяца с момента заключения договора N 100/8 от 07.02.2012 заключить договор на техническое обслуживание объекта с организацией либо, при наличии фактической возможности и согласия организации, с иными организациями; в случае, если объект находится в многоквартирном жилом доме, заключить договор на содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома; заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов, отходов производства и потребления с организацией, предоставляющей соответствующие услуги; своевременно производить оплату услуг по указанным договорам. Однако ответчик по настоящее время указанные выше договора не заключил.
Данный дом находится в управлении общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" на основании договора управления, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" и собственниками имущества многоквартирного дома, что подтверждается копией договора управления от 01.06.2012 и реестром собственников помещений многоквартирного дома.
15.03.2012 в доме N 12 по ул. Строителей было проведено внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, которым был утвержден тариф: с 01.06.2012 за содержание жилья в размере 7,31 рублей; с 01.06.2012 за ремонт жилья в размере 3,23 рублей.
Оплату за содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тепловую энергию ответчик не производил, в связи с чем, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 образовалась задолженность в размере 228 551,17 рублей.
Таким образом, задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме сформировалась следующим образом: Декабрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Ноябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Октябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) = 11330, 50 рублей; Сентябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) = 11 330, 50 рублей; Август 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Июль 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Июнь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей.
Итого задолженность ответчика за ремонт, содержание и капитальный ремонт жилья с учетом его оплат и произведенного истцом перерасчета составляет: 79 313, 50 рублей.
Также общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" заключило договор на поставку тепловой энергии с открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" N 56357т от 01.06.2011, по условиям пункта 1.1 которого "Энергоснабжающая организация" обязуется подавать "Абоненту" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а "Абонент" обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1.1, с разделом 7 Договора "Абонент" обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным в размере. Факт исполнения обязательства по поставке услуг ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" перед СТСЖ "Прогресс" подтверждается Расчетными ведомостями (за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года).
Оплату за поставку тепловой энергии ответчик не производил, в связи с чем, сформировалась задолженность за поставку тепловой энергии (отопление) за период с 01.10.2012 по 31.12.2012.
Задолженность сформировалась следующим образом: Ноябрь 2012 г.: 1309,86 руб. (тариф за 1Гкалл) * 38,77 (количество Гкал) = 50 783,27 руб.; Декабрь 2012 г.: 1309,86 руб. (тариф за 1Гкалл) * 40,05 (количество Гкал) = 52 459,89 руб. Итого сумма задолженности ответчика за поставку тепловой энергии (отопление) составила 142 172,20 рублей.
Задолженность за поставку горячей воды за период с 1.06.2012 по 31.12.2012 у ответчика сформировалась следующим образом: Июнь 2012 г.: 87,97 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 950,08 руб. Июль 2012 г.: 89,80 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 969,84 руб. Август 2012 г.: 93,60 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 010,88 руб. Сентябрь 2012 г.: 98,74 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 066,39 руб. Октябрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Ноябрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Декабрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Итого сумма задолженности ответчика за поставку горячей воды составляет: 7 068, 47 рублей.
Таким образом, общая сумма задолженности ответчика за поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) составила 149 237 рублей, 67 копеек.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также услуг по теплоснабжению явилось основанием для обращения истца с иском в суд с настоящими исковыми заявлениями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов союза товариществ.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения. Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка апеллянта на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе, и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установления платы за содержание и ремонт жилья общего имущества многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятые по его итогам решения не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере установленном общим собранием членов союза товариществ и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также оплате услуг по теплоснабжению.
В соответствии с частью 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Таким образом, на ссудополучателя нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по оплате понесенных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также оплате услуг по теплоснабжению в порядке и размере, установленными общим собранием членов союза товариществ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N А57-12532/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N А57-12532/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" - Куприянов М.С. по доверенности от 09.01.2014 N 8,
от государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовская районная больница"- Лысенкова К.А. по доверенности от 09.01.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013, судья М.А. Волкова,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс", г. Саратов, (ОГРН 1116450001480, ИНН 6452952038)
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Саратовской области", г. Саратов, Администрация Муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов, товарищество собственников жилья "Ударник", г. Саратов,
о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества в многоквартирном доме, N 12, ул. Строителей, в г. Саратове, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей. 50 копеек; суммы задолженности за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 рублей. 67 копеек; суммы государственной пошлины,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" (далее - ООО СТСЖ "Прогресс", истец) с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате за содержание, ремонт, общего имущества в многоквартирном доме N 12 по ул. Строителей в г. Саратове, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей 50 копеек; суммы задолженности за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 рублей 67 копеек; суммы государственной пошлины в размере 7571,10 рублей.
Определениями Арбитражного суда от 11.11.2013, 04.12.2013 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены третьи лица: Администрация МО "Город Саратов", г. Саратов; Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов; ТСЖ "Ударник", г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" взыскана задолженность по оплате за содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 12 по ул. Строителей за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 79 313 рублей 50 копеек, задолженность по оплате за поставку тепловой энергии за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 в размере 149 237 руб. 67 к.
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, комитет по финансам не является стороной по договору безвозмездного пользования, а потому на него не может быть возложена обязанность по его исполнению.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что требования истца носят гражданско-правовой характер, в то время как подлежащие применению в данном случае нормы бюджетного законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации) не допускают применение норм гражданского законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответчик считает, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством, перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Представитель государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Саратовская районная больница" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, муниципальное образование "Город Саратов" является собственником нежилого помещения, площадью 1075,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, поселок Жасминный, улица Строителей, д. 12.
Согласно договору безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012, заключенного между Комитетом по управлению имуществом (далее - Комитет) и МУЗ "Центральная районная больница" (далее - ссудополучатель), Комитет предоставляет ссудополучателю в безвозмездное пользование нежилое помещение (далее - помещение) литер А общей площадью 1075,0 кв. м расположенное по адресу: г. Саратов, поселок Жасминный, ул. Строителей, д. 12. Данное обстоятельство подтверждается копией договора безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012.
Пунктом 2.2.8 договора безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда N 100/8 от 07.02.2012, предусмотрено следующее условие: ссудополучатель обязан в течение одного месяца со дня подписания договора заключить договоры на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение объекта непосредственно с организациями, представляющими указанные услуги.
Также ссудополучатель обязан в течение одного месяца с момента заключения договора N 100/8 от 07.02.2012 заключить договор на техническое обслуживание объекта с организацией либо, при наличии фактической возможности и согласия организации, с иными организациями; в случае, если объект находится в многоквартирном жилом доме, заключить договор на содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома; заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов, отходов производства и потребления с организацией, предоставляющей соответствующие услуги; своевременно производить оплату услуг по указанным договорам. Однако ответчик по настоящее время указанные выше договора не заключил.
Данный дом находится в управлении общества с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" на основании договора управления, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" и собственниками имущества многоквартирного дома, что подтверждается копией договора управления от 01.06.2012 и реестром собственников помещений многоквартирного дома.
15.03.2012 в доме N 12 по ул. Строителей было проведено внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, которым был утвержден тариф: с 01.06.2012 за содержание жилья в размере 7,31 рублей; с 01.06.2012 за ремонт жилья в размере 3,23 рублей.
Оплату за содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тепловую энергию ответчик не производил, в связи с чем, за период с 30.06.2012 по 31.12.2012 образовалась задолженность в размере 228 551,17 рублей.
Таким образом, задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме сформировалась следующим образом: Декабрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Ноябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Октябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) = 11330, 50 рублей; Сентябрь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) = 11 330, 50 рублей; Август 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Июль 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей; Июнь 2012 года - 10,54 (Тариф за содержание и ремонт жилья). * 1 075 кв. м (общая площадь помещения) =11 330, 50 рублей.
Итого задолженность ответчика за ремонт, содержание и капитальный ремонт жилья с учетом его оплат и произведенного истцом перерасчета составляет: 79 313, 50 рублей.
Также общество с ограниченной ответственностью СТСЖ "Прогресс" заключило договор на поставку тепловой энергии с открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" N 56357т от 01.06.2011, по условиям пункта 1.1 которого "Энергоснабжающая организация" обязуется подавать "Абоненту" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а "Абонент" обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 3.1.1, с разделом 7 Договора "Абонент" обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным в размере. Факт исполнения обязательства по поставке услуг ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" перед СТСЖ "Прогресс" подтверждается Расчетными ведомостями (за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года).
Оплату за поставку тепловой энергии ответчик не производил, в связи с чем, сформировалась задолженность за поставку тепловой энергии (отопление) за период с 01.10.2012 по 31.12.2012.
Задолженность сформировалась следующим образом: Ноябрь 2012 г.: 1309,86 руб. (тариф за 1Гкалл) * 38,77 (количество Гкал) = 50 783,27 руб.; Декабрь 2012 г.: 1309,86 руб. (тариф за 1Гкалл) * 40,05 (количество Гкал) = 52 459,89 руб. Итого сумма задолженности ответчика за поставку тепловой энергии (отопление) составила 142 172,20 рублей.
Задолженность за поставку горячей воды за период с 1.06.2012 по 31.12.2012 у ответчика сформировалась следующим образом: Июнь 2012 г.: 87,97 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 950,08 руб. Июль 2012 г.: 89,80 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 969,84 руб. Август 2012 г.: 93,60 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 010,88 руб. Сентябрь 2012 г.: 98,74 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 066,39 руб. Октябрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Ноябрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Декабрь 2012 г.: 94,70 руб. (тариф за куб. м) * 10,8 (потребление) = 1 022,76 руб. Итого сумма задолженности ответчика за поставку горячей воды составляет: 7 068, 47 рублей.
Таким образом, общая сумма задолженности ответчика за поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) составила 149 237 рублей, 67 копеек.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также услуг по теплоснабжению явилось основанием для обращения истца с иском в суд с настоящими исковыми заявлениями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов союза товариществ.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения. Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка апеллянта на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе, и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установления платы за содержание и ремонт жилья общего имущества многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятые по его итогам решения не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав союза товариществ, в порядке и размере установленном общим собранием членов союза товариществ и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также оплате услуг по теплоснабжению.
В соответствии с частью 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Таким образом, на ссудополучателя нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по оплате понесенных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а также оплате услуг по теплоснабжению в порядке и размере, установленными общим собранием членов союза товариществ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2014 года по делу N А57-12532/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)