Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "23" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутиной В.И.
при участии:
- от заявителя (товарищества собственников жилья "Аэропорт"): Кучерявой Л.Ю., представителя по доверенности от 10.06.2014; на основании протокола N 18 заседания правления товарищества собственников жилья "Аэропорт" от 23.04.2014; Муромцевой Л.Г., представителя по доверенности от 12.12.2013;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Гаврилова Е.В., представителя по доверенности от 11.02.2014 N 38, Машниной Т.А., представителя по доверенности от 15.01.2014 N 31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Аэропорт" и Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" июня 2014 года по делу N А33-6578/2014, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
товарищество собственников жилья "Аэропорт" (далее - товарищество, ТСЖ "Аэропорт", ОГРН 1082411001441, ИНН 2411018992) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба, ответчик, ОГРН 1052460100582, ИНН 2460071727) о признании недействительными предписаний от 31.01.2014 N 05-гжн (дело N А33-6578/2014), от 28.04.2014 N 512-пр (дело N А33-11272/2014).
Определением суда от 11.06.2014 дела N N А33-11272/2014, А33-6578/2014 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А33-6578/2014.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительными пункты N 1 предписаний об устранении выявленных нарушений от 31 января 2014 года N 05-гжн, от 28 апреля 2014 года N 512-пр, вынесенных Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в адрес товарищества собственников жилья "Аэропорт". В остальной части требований отказано.
Товарищество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласно по следующим основаниям:
- - по пункту 2 предписаний: если без учета сложившейся специфики установления объемов потребленных коммунальных ресурсов населению начислять по формулам Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объемы потребления холодной воды на несуществующие общедомовые нужды, то у заявителя произойдет завышение общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации;
- - по пункту 3 предписаний: службой не учтен особый (судебный) порядок определения дополнительных объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения через выделение соответствующего объема из поставки холодной воды по результатам экспертных исследований в течение 2009 - 2014 годов в рамках судебных дел по искам ОАО "Аэропорт Красноярск", ООО "Аэропорт Емельяново" к ТСЖ "Аэропорт"; особенность потребления коммунальных ресурсов - закрытая система с применением общедомового оборудования производства горячей воды;
- - по пункту 4 предписаний: данный пункт изложен нечетко; допущено смешение понятий адресных субсидий, немонетизированных льгот для граждан с выпадающими доходами снабжающих организаций.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу товарищества, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой товариществом части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявления товарищества не согласна, ссылается на то, что приведение расчетов в акте проверки и указание неначисленной суммы, образовавшейся в результате применения заниженного тарифа, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее наличие нарушения со стороны товарищества, поскольку расчет произведен неверно не в связи с арифметической ошибкой управляющей организации, а в результате применения тарифа, не подлежащего применению.
Служба также ссылается на то, что выводы, содержащиеся в решении суда по делу N А33-3750/2012, неприменимы к обстоятельствам настоящего дела, так как пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Товарищество представило отзыв на апелляционную жалобу службы, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой службой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела приложенные к отзыву заявителя на апелляционную жалобу службы копии отзыва прокурора Емельяновского района и п. Кедровый от 08.08.2014 N 7 об отзыве протеста на постановление мирового судьи судебного участка N 135 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении председателя товарищества собственников жилья "Аэропорт" Андреева Ю.А; определение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28.08.2014, как представленные в обоснование доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвратил ответчику приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства (копии экспертных заключений по делам N А33-3750/2012, N А33-5609/2009, справки от 19.09.2014) в связи с отсутствием ходатайства об их приобщении к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ТСЖ "Аэропорт" является управляющей организацией многоквартирного дома N 3 по ул. Аэропорт п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края (далее МКД). МКД оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, общедомовой прибор учета тепловой энергии отсутствует, ТСЖ "Аэропорт" самостоятельно производит коммунальную услугу горячего водоснабжения с использованием оборудования входящего в общий состав имущества МКД.
Административным органом на основании приказа от 13.01.2014 N 05-гжн проведена в отношении заявителя проверка соблюдения порядка определения платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 3 по ул. Аэропорт п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, составлен акт проверки N 05-гжн от 31 января 2014 года, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 31 января 2014 года N 05-гжн. Согласно данному предписанию товариществу предписано устранить следующие нарушения:
- - нарушение пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в предъявлении на оплату платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению (пункт 1);
- - нарушение пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество при оборудовании МКД общедомовым прибором учета холодной воды не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года (пункт 2);
- - нарушение пункта 54 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество не определяет размер платы по горячей воде при самостоятельном производстве такой коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД (пункт 3);
- - нарушение пункта 69 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений МКД некорректные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг (пункт 4).
28 апреля 2014 года административным органом проверено исполнение ранее выданного предписания от 31 января 2014 года N 05-гжн и установлено, что предписание не исполнено, о чем составлен акт проверки от 28 апреля 2014 года N 512-пр, вынесено предписание от 28 апреля 2014 года N 512-пр, совпадающее по содержанию с ранее выданным предписанием от 31 января 2014 года N 05-гжн.
Заявитель, полагая, что указанными предписаниями нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 1 оспариваемых предписаний от 31.01.2014 N 05-гжн и от 28.04.2014 N 512-пр не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, а пункты 2 - 4 оспариваемых предписаний являются законными, на основании следующего.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания службы от 31.01.2014 N 05-гжн и от 28.04.2014 N 512-пр товариществу предписано устранить нарушение пункта 38 Правил N 354, выразившееся в предъявлении на оплату платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В пунктах 1 оспариваемых предписаний указано, что ТСЖ "Аэропорт" в нарушение пункта 38 Правил N 354 предъявляет на оплату платежные документы собственниками и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению. Вместе с тем, ни в предписаниях, ни в актах проверки не указано, в чем конкретно выразилось нарушение пункта 38 Правил N 354, почему указанные товариществом в платежных документах тарифы являются заниженными, а именно: отсутствуют сведения о том, на сколько занижены тарифы по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению, по какой причине, какие тарифы подлежат применению заявителем, какие применены фактически, какие нормативные правовые акты при применении товариществом конкретных тарифов нарушены.
Данные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о нарушении товариществом пункта 38 Правил N 354, в связи с чем оспариваемые предписания в указанной части не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы службы о том, что приведение расчетов в акте проверки и указание неначисленной суммы, образовавшейся в результате применения заниженного тарифа, учитывая то, что расчет произведен неверно не в связи с арифметической ошибкой управляющей организации, а в результате применения тарифа, не подлежащего применению, свидетельствующее, по ее мнению, о наличии нарушения со стороны товарищества, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как отсутствие в акте проверки и оспариваемых предписаний вышеуказанной необходимой информации в обоснование вывода о применении товариществом заниженных тарифов не позволяет установить данный факт.
Служба ссылается на то, что выводы, содержащиеся в решении суда по делу N А33-3750/2012, неприменимы к обстоятельствам настоящего дела, так как пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в том числе расчет цен (тарифов) для потребителей, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, указанное службой обстоятельство не изменяет вывод суда о неустановлении службой при вынесении оспариваемых предписаний нарушения, указанного в пункте 1.
В пункте 2 оспариваемых предписаний указано, что товариществом необходимо устранить нарушение пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество при оборудовании МКД общедомовым прибором учета холодной воды не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года.
В пунктах 44 - 47 Правил N 354 указано следующее. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44). Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45). Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46). В случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается (пункт 47).
Из содержания указанных пунктов Правил N 354 следует, что заявитель обязан осуществлять расчет (начисление) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что товарищество данную обязанность не исполняет.
Ссылка заявителя на то, что расходы на общедомовые нужды отсутствуют, изучен судом и отклонен, поскольку указанные нормы Правил N 354 возлагают на заявителя обязанность осуществления расчета (начисления) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, независимо от размера этой платы (в том числе, если размер платы составит 0 рублей).
Доводы товарищества о том, что если без учета сложившейся специфики установления объемов потребленных коммунальных ресурсов населению начислять по формулам Правил N 354 объемы потребления холодной воды на несуществующие общедомовые нужды, то у заявителя произойдет завышение общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку сам по себе расчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД не может привести к завышению общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации.
Согласно пункту 3 оспариваемых предписаний товариществу необходимо устранить нарушение пункта 54 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество не определяет размер платы по горячей воде при самостоятельном производстве такой коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Указанная норма возлагает на товарищество обязанность осуществления расчета платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Как установлено службой и не оспаривается заявителем, такой расчет платы товариществом в соответствии с требованиями пункта 54 Правил N 354 не осуществляется, что является нарушением указанной нормы права.
Доводы товарищества о том, что службой не учтен особый (судебный) порядок определения дополнительных объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения через выделение соответствующего объема из поставки холодной воды по результатам экспертных исследований в течение 2009 - 2014 годов в рамках судебных дел по искам ОАО "Аэропорт Красноярск", ООО "Аэропорт Емельяново" к ТСЖ "Аэропорт"; особенность потребления коммунальных ресурсов - закрытая система с применением общедомового оборудования производства горячей воды, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку наличие указанных заявителем обстоятельств не освобождает товарищество от обязанности исполнения требований пункта 54 Правил N 354.
Согласно пункту 4 оспариваемых предписаний товариществу необходимо устранить нарушение пункта 69 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений МКД некорректные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Следовательно, пунктом 69 Правил N 354 установлены обязательные требования к содержанию платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые должны исполняться товариществом.
В актах проверки указано, что в платежных документах, выставляемых товариществом не указаны:
- - объем коммунальной услуги по холодной воде, представленной за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за данную коммунальную услугу;
- - общий объем коммунальной услуги по холодной воде на общедомовые нужды, предоставленный в МКД за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем данной коммунальной услуги, предоставленной во всех жилых помещениях в МКД, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Материалами дела (например, счет-извещение Эрбис Н.Г., т. 1 л.д. 194) подтверждается несоответствие платежных документов, выставляемых товариществом, требованиям подпунктов "д", "е", "и" пункта 69 Правил N 354. Данные обстоятельства не опровергнуты заявителем соответствующими доказательствами.
Доводы заявителя о том, что данный пункт изложен нечетко, не принимается судом апелляционной инстанции, так как в актах проверки указано, какие обязательные сведения не указаны в платежных документах.
Ссылка товарищества на то, что службой допущено смешение понятий адресных субсидий, немонетизированных льгот для граждан с выпадающими доходами снабжающих организаций, не принимается судом апелляционной инстанции, так как не изменяет вывода суда о нарушении товариществом пункта 69 Правил N 354.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункты 2 - 4 оспариваемых предписаний соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы товарищества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на товарищество.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации служба освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" июня 2014 года по делу N А33-6578/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N А33-6578/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N А33-6578/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "23" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутиной В.И.
при участии:
- от заявителя (товарищества собственников жилья "Аэропорт"): Кучерявой Л.Ю., представителя по доверенности от 10.06.2014; на основании протокола N 18 заседания правления товарищества собственников жилья "Аэропорт" от 23.04.2014; Муромцевой Л.Г., представителя по доверенности от 12.12.2013;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Гаврилова Е.В., представителя по доверенности от 11.02.2014 N 38, Машниной Т.А., представителя по доверенности от 15.01.2014 N 31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Аэропорт" и Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" июня 2014 года по делу N А33-6578/2014, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
товарищество собственников жилья "Аэропорт" (далее - товарищество, ТСЖ "Аэропорт", ОГРН 1082411001441, ИНН 2411018992) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба, ответчик, ОГРН 1052460100582, ИНН 2460071727) о признании недействительными предписаний от 31.01.2014 N 05-гжн (дело N А33-6578/2014), от 28.04.2014 N 512-пр (дело N А33-11272/2014).
Определением суда от 11.06.2014 дела N N А33-11272/2014, А33-6578/2014 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А33-6578/2014.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительными пункты N 1 предписаний об устранении выявленных нарушений от 31 января 2014 года N 05-гжн, от 28 апреля 2014 года N 512-пр, вынесенных Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в адрес товарищества собственников жилья "Аэропорт". В остальной части требований отказано.
Товарищество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласно по следующим основаниям:
- - по пункту 2 предписаний: если без учета сложившейся специфики установления объемов потребленных коммунальных ресурсов населению начислять по формулам Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объемы потребления холодной воды на несуществующие общедомовые нужды, то у заявителя произойдет завышение общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации;
- - по пункту 3 предписаний: службой не учтен особый (судебный) порядок определения дополнительных объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения через выделение соответствующего объема из поставки холодной воды по результатам экспертных исследований в течение 2009 - 2014 годов в рамках судебных дел по искам ОАО "Аэропорт Красноярск", ООО "Аэропорт Емельяново" к ТСЖ "Аэропорт"; особенность потребления коммунальных ресурсов - закрытая система с применением общедомового оборудования производства горячей воды;
- - по пункту 4 предписаний: данный пункт изложен нечетко; допущено смешение понятий адресных субсидий, немонетизированных льгот для граждан с выпадающими доходами снабжающих организаций.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу товарищества, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой товариществом части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявления товарищества не согласна, ссылается на то, что приведение расчетов в акте проверки и указание неначисленной суммы, образовавшейся в результате применения заниженного тарифа, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее наличие нарушения со стороны товарищества, поскольку расчет произведен неверно не в связи с арифметической ошибкой управляющей организации, а в результате применения тарифа, не подлежащего применению.
Служба также ссылается на то, что выводы, содержащиеся в решении суда по делу N А33-3750/2012, неприменимы к обстоятельствам настоящего дела, так как пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Товарищество представило отзыв на апелляционную жалобу службы, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой службой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела приложенные к отзыву заявителя на апелляционную жалобу службы копии отзыва прокурора Емельяновского района и п. Кедровый от 08.08.2014 N 7 об отзыве протеста на постановление мирового судьи судебного участка N 135 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении председателя товарищества собственников жилья "Аэропорт" Андреева Ю.А; определение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28.08.2014, как представленные в обоснование доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвратил ответчику приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства (копии экспертных заключений по делам N А33-3750/2012, N А33-5609/2009, справки от 19.09.2014) в связи с отсутствием ходатайства об их приобщении к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ТСЖ "Аэропорт" является управляющей организацией многоквартирного дома N 3 по ул. Аэропорт п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края (далее МКД). МКД оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, общедомовой прибор учета тепловой энергии отсутствует, ТСЖ "Аэропорт" самостоятельно производит коммунальную услугу горячего водоснабжения с использованием оборудования входящего в общий состав имущества МКД.
Административным органом на основании приказа от 13.01.2014 N 05-гжн проведена в отношении заявителя проверка соблюдения порядка определения платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме N 3 по ул. Аэропорт п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, составлен акт проверки N 05-гжн от 31 января 2014 года, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 31 января 2014 года N 05-гжн. Согласно данному предписанию товариществу предписано устранить следующие нарушения:
- - нарушение пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в предъявлении на оплату платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению (пункт 1);
- - нарушение пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество при оборудовании МКД общедомовым прибором учета холодной воды не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года (пункт 2);
- - нарушение пункта 54 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество не определяет размер платы по горячей воде при самостоятельном производстве такой коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД (пункт 3);
- - нарушение пункта 69 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений МКД некорректные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг (пункт 4).
28 апреля 2014 года административным органом проверено исполнение ранее выданного предписания от 31 января 2014 года N 05-гжн и установлено, что предписание не исполнено, о чем составлен акт проверки от 28 апреля 2014 года N 512-пр, вынесено предписание от 28 апреля 2014 года N 512-пр, совпадающее по содержанию с ранее выданным предписанием от 31 января 2014 года N 05-гжн.
Заявитель, полагая, что указанными предписаниями нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 1 оспариваемых предписаний от 31.01.2014 N 05-гжн и от 28.04.2014 N 512-пр не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, а пункты 2 - 4 оспариваемых предписаний являются законными, на основании следующего.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания службы от 31.01.2014 N 05-гжн и от 28.04.2014 N 512-пр товариществу предписано устранить нарушение пункта 38 Правил N 354, выразившееся в предъявлении на оплату платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В пунктах 1 оспариваемых предписаний указано, что ТСЖ "Аэропорт" в нарушение пункта 38 Правил N 354 предъявляет на оплату платежные документы собственниками и пользователям жилых помещений МКД с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению. Вместе с тем, ни в предписаниях, ни в актах проверки не указано, в чем конкретно выразилось нарушение пункта 38 Правил N 354, почему указанные товариществом в платежных документах тарифы являются заниженными, а именно: отсутствуют сведения о том, на сколько занижены тарифы по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению, по какой причине, какие тарифы подлежат применению заявителем, какие применены фактически, какие нормативные правовые акты при применении товариществом конкретных тарифов нарушены.
Данные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о нарушении товариществом пункта 38 Правил N 354, в связи с чем оспариваемые предписания в указанной части не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы службы о том, что приведение расчетов в акте проверки и указание неначисленной суммы, образовавшейся в результате применения заниженного тарифа, учитывая то, что расчет произведен неверно не в связи с арифметической ошибкой управляющей организации, а в результате применения тарифа, не подлежащего применению, свидетельствующее, по ее мнению, о наличии нарушения со стороны товарищества, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как отсутствие в акте проверки и оспариваемых предписаний вышеуказанной необходимой информации в обоснование вывода о применении товариществом заниженных тарифов не позволяет установить данный факт.
Служба ссылается на то, что выводы, содержащиеся в решении суда по делу N А33-3750/2012, неприменимы к обстоятельствам настоящего дела, так как пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в том числе расчет цен (тарифов) для потребителей, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, указанное службой обстоятельство не изменяет вывод суда о неустановлении службой при вынесении оспариваемых предписаний нарушения, указанного в пункте 1.
В пункте 2 оспариваемых предписаний указано, что товариществом необходимо устранить нарушение пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество при оборудовании МКД общедомовым прибором учета холодной воды не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года.
В пунктах 44 - 47 Правил N 354 указано следующее. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44). Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45). Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46). В случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается (пункт 47).
Из содержания указанных пунктов Правил N 354 следует, что заявитель обязан осуществлять расчет (начисление) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что товарищество данную обязанность не исполняет.
Ссылка заявителя на то, что расходы на общедомовые нужды отсутствуют, изучен судом и отклонен, поскольку указанные нормы Правил N 354 возлагают на заявителя обязанность осуществления расчета (начисления) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, независимо от размера этой платы (в том числе, если размер платы составит 0 рублей).
Доводы товарищества о том, что если без учета сложившейся специфики установления объемов потребленных коммунальных ресурсов населению начислять по формулам Правил N 354 объемы потребления холодной воды на несуществующие общедомовые нужды, то у заявителя произойдет завышение общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку сам по себе расчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений МКД не может привести к завышению общих начислений гражданам объемов поставки коммунальных услуг на объемы фактической поставки снабжающей организации.
Согласно пункту 3 оспариваемых предписаний товариществу необходимо устранить нарушение пункта 54 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество не определяет размер платы по горячей воде при самостоятельном производстве такой коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Указанная норма возлагает на товарищество обязанность осуществления расчета платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Как установлено службой и не оспаривается заявителем, такой расчет платы товариществом в соответствии с требованиями пункта 54 Правил N 354 не осуществляется, что является нарушением указанной нормы права.
Доводы товарищества о том, что службой не учтен особый (судебный) порядок определения дополнительных объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения через выделение соответствующего объема из поставки холодной воды по результатам экспертных исследований в течение 2009 - 2014 годов в рамках судебных дел по искам ОАО "Аэропорт Красноярск", ООО "Аэропорт Емельяново" к ТСЖ "Аэропорт"; особенность потребления коммунальных ресурсов - закрытая система с применением общедомового оборудования производства горячей воды, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку наличие указанных заявителем обстоятельств не освобождает товарищество от обязанности исполнения требований пункта 54 Правил N 354.
Согласно пункту 4 оспариваемых предписаний товариществу необходимо устранить нарушение пункта 69 Правил N 354, выразившееся в том, что товарищество предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений МКД некорректные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Следовательно, пунктом 69 Правил N 354 установлены обязательные требования к содержанию платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые должны исполняться товариществом.
В актах проверки указано, что в платежных документах, выставляемых товариществом не указаны:
- - объем коммунальной услуги по холодной воде, представленной за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за данную коммунальную услугу;
- - общий объем коммунальной услуги по холодной воде на общедомовые нужды, предоставленный в МКД за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем данной коммунальной услуги, предоставленной во всех жилых помещениях в МКД, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Материалами дела (например, счет-извещение Эрбис Н.Г., т. 1 л.д. 194) подтверждается несоответствие платежных документов, выставляемых товариществом, требованиям подпунктов "д", "е", "и" пункта 69 Правил N 354. Данные обстоятельства не опровергнуты заявителем соответствующими доказательствами.
Доводы заявителя о том, что данный пункт изложен нечетко, не принимается судом апелляционной инстанции, так как в актах проверки указано, какие обязательные сведения не указаны в платежных документах.
Ссылка товарищества на то, что службой допущено смешение понятий адресных субсидий, немонетизированных льгот для граждан с выпадающими доходами снабжающих организаций, не принимается судом апелляционной инстанции, так как не изменяет вывода суда о нарушении товариществом пункта 69 Правил N 354.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункты 2 - 4 оспариваемых предписаний соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы товарищества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на товарищество.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации служба освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" июня 2014 года по делу N А33-6578/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)