Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Коротковым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ОГРН 1087746440396, 129344, г. Москва, ул. Верхоянская, 18, корп. 2)
к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления и представления
при участии:
от заявителя: Тихомирова А.В. по дов. от 04.10.2013,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ООО УК "Свиблов ГРАД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, административный орган, заинтересованное лицо) от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и представления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 22-04-06/6438 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 18.11.2013 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1.
Не согласившись с принятым решением, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела установлены обстоятельства, которые в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции на основании ч. 1 ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" одновременно с постановлением от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 оспорено представление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 22-04-06/6438 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом данное представление по смыслу норм действующего законодательства представляет собой ненормативный акт, законность которого может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не подпадающий под перечень случаев, содержащихся в ч.ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 9 Постановления от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", если в заявлении соединены требования об оспаривании различных ненормативных правовых актов (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц либо требование об оспаривании ненормативного правового акта (решения) и требование об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и связанность заявленных требований обусловлена установлением одних и тех же фактов в оспариваемых ненормативных правовых актах (решениях), в том числе, если один из оспариваемых ненормативных правовых актов (решений) принят на основе другого ненормативного правового акта (решения), что позволяет рассматривать такие требования в рамках одного судебного дела, при этом одно из требований относится к делам, указанным в пунктах 2 или 4 части 1 статьи 227 Кодекса, а второе к ним не относится, рассмотрение дела осуществляется по общим правилам административного судопроизводства.
Таким образом, оспаривание ненормативного правового акта (представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.09.2013 N 22-04-06/6438) исключило возможность применения положений п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ и рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.
Суд первой инстанции должен был рассмотреть дело по общим правилам административного производства, поскольку представление принято на основании и в связи с принятием оспариваемого в деле постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 в случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции"). Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции рассмотрел дело N А40-129787/2013 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев заявление ООО УК "Свиблов ГРАД", исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований общества в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, в период с 06.08.2013 по 28.08.2013 МРУ Росфинмониторинга по ЦФО проведена выездная проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в результате которой установлено, что одним из основных видов деятельности ООО УК "Свиблов ГРАД" является деятельность оператора по приему платежей.
Согласно п. 4.1.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Снежная, д. 19, от 20.02.2011, ООО УК "Свиблов ГРАД" обязано заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам, а также членам семьи собственника, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в многоквартирном доме.
Согласно п. 4.1.5 указанного Договора управления многоквартирным домом, ООО УК "Свиблов ГРАД" обязано принимать от Собственника плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные услуги, через систему единых информационно-расчетных центров города Москвы (ЕИРЦ).
В соответствии с п. 4.1.6. указанного Договора управления многоквартирным домом, ООО УК "Свиблов ГРАД" обеспечивает доставку собственнику платежных документов. По требованию собственника и иных лиц, пользующихся помещением собственника на законных основаниях, обеспечивает выставление при помощи системы ЕИРЦ платежных документов на предоплату за содержание и ремонт общего имущества пропорционально доли занимаемого помещения и коммунальных услуг с последующей корректировкой платежа при необходимости.
В соответствии с п. 4.3.1. Договора собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством.
ООО УК "Свиблов ГРАД" заключены следующие договоры с поставщиками:
- - договор теплоснабжения с Филиалом N 11 "Горэнергосбыт" ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" N 03.207513-ТЭ от 01.02.2010;
- - договор на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию с МГУП "Мосводоканал" N 90226 от 01.02.2010.
В связи с чем, административный орган пришел к выводу о том, что ООО УК "Свиблов ГРАД" осуществляет деятельность оператора по приему платежей и как оператор по приему платежей в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами" вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования Правил внутреннего контроля в указанном порядке.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или выгодоприобретателя).
В ходе проверки административным органом установлено, что в течение длительного периода идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, не проводилась.
Следовательно, как указывает административный орган, ООО УК "Свиблов ГРАД" не могло исполнить требования п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым организации, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
С 01.02.2013 доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" осуществляется с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Таким образом, с учетом того, что ООО УК "Свиблов ГРАД" на учете не состояло, в обществе в течение длительного времени отсутствовала возможность доступа к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности", и, следовательно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
ООО УК "Свиблов ГРАД" правила внутреннего контроля не разработаны и не утверждены руководителем организации, а также на то, что обществом не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Таким образом, ООО УК "Свиблов ГРАД" в течение длительного времени осуществляет деятельность при отсутствии правил внутреннего контроля и при отсутствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям.
По данному факту 28.08.2013 главным специалистом - экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ЦФО составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/76/61ПЮЛ/1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
04.09.2013 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ЦФО вынесено постановление N 07-13/76/61ПЮЛ1, в соответствии с которым ООО УК "Свиблов ГРАД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей.
04.09.2013 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 22-04-06/6438.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО УК "Свиблов ГРАД" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемые постановление и представление вынесены уполномоченными лицами.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) заинтересованным лицом соблюден.
Также судом не установлено нарушений процедуры привлечения ООО УК "Свиблов ГРАД" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 4.1.5 Договора управления многоквартирным домом, заключенного ООО УК "Свиблов ГРАД", общество обязано принимать от собственников плату за коммунальные и другие оказываемые обществом услуги через систему единых расчетных центров г. Москвы (ЕИРЦ).
Во исполнение вышеуказанной обязанности ООО УК "Свиблов ГРАД" заключен трехсторонний договор с ГУ ИС СВАО (в составе которого находится ЕИРЦ") и АКБ "Банк Москвы".
По условиям указанного договора ГУ ИС СВАО обеспечивает ежемесячное начисление населению платежей за оказанные ООО УК "Свиблов ГРАД" услуги на условиях и по ценам, установленных Правительством Москвы; ежемесячное формирование и организацию доставки плательщикам Единых платежных документов на оплату жилищно-коммунальных и связанных с ними услуг (ЕПД); заключение договоров с уполномоченными банками о приеме платежей населения на основании ЕПД. Все денежные средства за оказанные ООО УК "Свиблов ГРАД" жилищно-коммунальные услуги зачисляются Банком Москвы на специализированный счет по сбору платежей населения района Свиблово за коммунальные и эксплуатационные услуги, открытый в Банке Москвы (п. 2.3.2 Договора с ГУ "ИС СВАО" (ЕИРЦ) и АКБ "Банк Москвы").
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО УК "Свиблов ГРАД" выступало в отношениях с плательщиками в роли оператора по приему платежей, отсутствуют доказательства принятия заявителем денежных средств по ЕПД непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя ГУ ИС СВАО и специализированный счет по сбору платежей населения района Свиблово, открытый в Банке Москвы.
ООО УК "Свиблов ГРАД" не имеет в своем составе ЕИРЦ. ООО УК "Свиблов ГРАД" не обрабатывает платежи за жилищно-коммунальные и прочие услуги, не информирует о принятых платежах и не осуществляет распределение в адрес поставщиков поступивших денежных средств на основании данных ЕПД.
В соответствии с заключенным ООО УК "Свиблов ГРАД" трехсторонним договором об информационном обеспечении расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании ЕПД, возложены на ЕИРЦ, находящийся в составе ГКУ ИС СВАО и кредитное учреждение АКБ "Банк Москвы".
Распределение поступивших денежных средств со специализированного счета в адрес поставщиков на основании данных ЕПД производит не управляющая компания, а АКБ "Банк Москвы". При этом составление ЕПД, на основании которого АКБ "Банк Москвы" производит распределение денежных средств, осуществляет ЕИРЦ, находящийся в составе ГКУ ИС СВАО.
Договор теплоснабжения N 03.207513-ТЭ от 01.02.2010 заключен ООО УК "Свиблов ГРАД" с Филиалом N 11 "Горэнергосбыт" ОАО "Московская энергетическая компания" (Горэнергосбыт) от собственного имени.
Согласно основным понятиям указанного Договора заявитель является абонентом, то есть организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом и приобретающей коммунальный ресурс (тепловую энергию) для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
По условиям указанного Договора Горэнергосбыт обязуется подавать ООО УК "Свиблов ГРАД" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, зрячего водоснабжения (подогрев) вентиляции, кондиционирования, сушки (тепловая энергия), а ООО УК "Свиблов ГРАД" обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в размере, порядке сроки, установленные Договором (п. 1.1 Договора). Точка поставки определена в Акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между Горэнергосбыт и ООО УК "Свиблов ГРАД", по каждому многоквартирному дому (п. 1.2 Договора). В соответствии с п. 3.1 Договора учет принятой ООО УК "Свиблов ГРАД" тепловой энергии осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки. Оплата поставляемой ООО УК "Свиблов ГРАД" тепловой энергии производится ООО УК "Свиблов ГРАД" в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Горэнергосбыт поставляет тепловую энергию не отдельным лицам, проживающим в домах, управляемых ООО УК "Свиблов ГРАД", а управляющей компании. Размер платы за тепловую энергию, которую ООО УК "Свиблов ГРАД" вносит Горэнергосбыт, зависит исключительно от объемов поставленной обществу тепловой энергии и не зависит от своевременности и размера платежей, внесенных физическими лицами за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, оказанные им ООО УК "Свиблов ГРАД".
По условиям заключенного 01.02.2010 между ООО УК "Свиблов ГРАД" и МУП "Мосводоканал" Договора N 90226 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию ООО УК "Свиблов ГРАД" является абонентом.
Согласно п. п. 2.2.1, 2.2.2 указанного договора МУП "Мосводоканал" обязуется обеспечивать круглосуточную бесперебойную подачу абоненту холодной питьевой воды и круглосуточный бесперебойный прием сточных вод от абонента.
Расчеты за фактически отпущенную абоненту холодную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по действующим тарифам, утвержденным в установленном порядке Региональной энергетической комиссией (РЭК) города Москвы, с учетом водопотребления субабонентов соответствующих групп потребителей.
Мосводоканал учитывает в счет исполнения абонентом обязательств по оплате отпущенной Мосводоканалом холодной питьевой воды и принятых сточных вод по настоящему Договору, денежные средства собственников и иных потребителей (население и юридические лица) коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в жилых и нежилых помещениях домов, управляемых абонентом, поступающие через систему ГУ ИС на расчетный счет Мосводоканала.
МУП "Мосводоканал" поставляет холодную питьевую воду и осуществляет прием сточных вод не отдельным лицам, проживающим в домах, управляемых ООО УК "Свиблов ГРАД", а управляющей компании.
Размер платы за отпущенную воду и принятые сточные, воды, которую ООО УК "Свиблов ГРАД" вносит МУП "Мосводоканал" зависит исключительно от объемов поставленной обществу воды и принятых сточных вод и не зависит от своевременности и размера платежей, внесенных физическими лицами за коммунальные услуги, оказанные им ООО УК "Свиблов ГРАД".
Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в неисполнении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
- В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Таким образом, указанное Постановление Правительства РФ устанавливает четкое различие между "коммунальными услугами" и "коммунальными ресурсами", "исполнителем" коммунальных услуг и "ресурсоснабжающей организацией".
Как следует из положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ:
6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 161 ЖК РФ (Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом):
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ (Договор управления многоквартирным домом):
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
При указанных обстоятельствах, основываясь на комплексном анализе приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг по договорам управления многоквартирными домами, заключившим с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
По всем договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, определены границы эксплуатационной ответственности, которые установлены на границе здания, либо в специальных помещениях. Таким образом, ресурсоснабжающие организации лишены самостоятельной возможности поставки коммунальных ресурсов до жилых помещений собственников.
Наличие отдельного счета на получение платежей за оказываемые коммунальные услуги не свидетельствует о наличии у заявителя статуса платежного агента, установленного Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами":
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Заявитель не заключал с поставщиками (ресурсоснабжающими организациями) договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Все обязанности по договорам энергоснабжения перед поставщиками, в том числе по оплате поставляемых коммунальных ресурсов, возникают непосредственно у Общества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО.
Отсутствие состава вменяемого обществу административного правонарушения свидетельствует о не соответствии закону выданного административным органом на основании материалов дела об административном правонарушении представления от 04.09.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 22-04-06/6438.
Незаконное представление административного органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В указанной связи, руководствуясь приведенными правовыми нормами и материалами дела, суд апелляционной инстанции считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 по делу N А40-129787/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ИНН 7716602545, 129344, г. Москва, ул. Верхоянская, 18, 2).
Признать незаконным представление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04.09.2013 N 22-04-06/6438.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 N 09АП-45138/2013 ПО ДЕЛУ N А40-129787/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. N 09АП-45138/2013
Дело N А40-129787/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Коротковым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ОГРН 1087746440396, 129344, г. Москва, ул. Верхоянская, 18, корп. 2)
к МРУ Росфинмониторинга по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления и представления
при участии:
от заявителя: Тихомирова А.В. по дов. от 04.10.2013,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ООО УК "Свиблов ГРАД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, административный орган, заинтересованное лицо) от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и представления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 22-04-06/6438 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 18.11.2013 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1.
Не согласившись с принятым решением, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела установлены обстоятельства, которые в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции на основании ч. 1 ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" одновременно с постановлением от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 оспорено представление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 04.09.2013 N 22-04-06/6438 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом данное представление по смыслу норм действующего законодательства представляет собой ненормативный акт, законность которого может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не подпадающий под перечень случаев, содержащихся в ч.ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 9 Постановления от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", если в заявлении соединены требования об оспаривании различных ненормативных правовых актов (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц либо требование об оспаривании ненормативного правового акта (решения) и требование об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и связанность заявленных требований обусловлена установлением одних и тех же фактов в оспариваемых ненормативных правовых актах (решениях), в том числе, если один из оспариваемых ненормативных правовых актов (решений) принят на основе другого ненормативного правового акта (решения), что позволяет рассматривать такие требования в рамках одного судебного дела, при этом одно из требований относится к делам, указанным в пунктах 2 или 4 части 1 статьи 227 Кодекса, а второе к ним не относится, рассмотрение дела осуществляется по общим правилам административного судопроизводства.
Таким образом, оспаривание ненормативного правового акта (представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.09.2013 N 22-04-06/6438) исключило возможность применения положений п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ и рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.
Суд первой инстанции должен был рассмотреть дело по общим правилам административного производства, поскольку представление принято на основании и в связи с принятием оспариваемого в деле постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 в случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции"). Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции рассмотрел дело N А40-129787/2013 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель ООО Управляющая компания "Свиблов ГРАД" в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев заявление ООО УК "Свиблов ГРАД", исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований общества в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, в период с 06.08.2013 по 28.08.2013 МРУ Росфинмониторинга по ЦФО проведена выездная проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в результате которой установлено, что одним из основных видов деятельности ООО УК "Свиблов ГРАД" является деятельность оператора по приему платежей.
Согласно п. 4.1.3 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Снежная, д. 19, от 20.02.2011, ООО УК "Свиблов ГРАД" обязано заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам, а также членам семьи собственника, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в многоквартирном доме.
Согласно п. 4.1.5 указанного Договора управления многоквартирным домом, ООО УК "Свиблов ГРАД" обязано принимать от Собственника плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные услуги, через систему единых информационно-расчетных центров города Москвы (ЕИРЦ).
В соответствии с п. 4.1.6. указанного Договора управления многоквартирным домом, ООО УК "Свиблов ГРАД" обеспечивает доставку собственнику платежных документов. По требованию собственника и иных лиц, пользующихся помещением собственника на законных основаниях, обеспечивает выставление при помощи системы ЕИРЦ платежных документов на предоплату за содержание и ремонт общего имущества пропорционально доли занимаемого помещения и коммунальных услуг с последующей корректировкой платежа при необходимости.
В соответствии с п. 4.3.1. Договора собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей, а также иные платежи, установленные по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятым в соответствии с законодательством.
ООО УК "Свиблов ГРАД" заключены следующие договоры с поставщиками:
- - договор теплоснабжения с Филиалом N 11 "Горэнергосбыт" ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" N 03.207513-ТЭ от 01.02.2010;
- - договор на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию с МГУП "Мосводоканал" N 90226 от 01.02.2010.
В связи с чем, административный орган пришел к выводу о том, что ООО УК "Свиблов ГРАД" осуществляет деятельность оператора по приему платежей и как оператор по приему платежей в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами" вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования Правил внутреннего контроля в указанном порядке.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или выгодоприобретателя).
В ходе проверки административным органом установлено, что в течение длительного периода идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, не проводилась.
Следовательно, как указывает административный орган, ООО УК "Свиблов ГРАД" не могло исполнить требования п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым организации, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
С 01.02.2013 доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" осуществляется с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Таким образом, с учетом того, что ООО УК "Свиблов ГРАД" на учете не состояло, в обществе в течение длительного времени отсутствовала возможность доступа к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности", и, следовательно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
ООО УК "Свиблов ГРАД" правила внутреннего контроля не разработаны и не утверждены руководителем организации, а также на то, что обществом не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Таким образом, ООО УК "Свиблов ГРАД" в течение длительного времени осуществляет деятельность при отсутствии правил внутреннего контроля и при отсутствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям.
По данному факту 28.08.2013 главным специалистом - экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ЦФО составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/76/61ПЮЛ/1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
04.09.2013 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ЦФО вынесено постановление N 07-13/76/61ПЮЛ1, в соответствии с которым ООО УК "Свиблов ГРАД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей.
04.09.2013 руководителем МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 22-04-06/6438.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО УК "Свиблов ГРАД" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемые постановление и представление вынесены уполномоченными лицами.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) заинтересованным лицом соблюден.
Также судом не установлено нарушений процедуры привлечения ООО УК "Свиблов ГРАД" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 4.1.5 Договора управления многоквартирным домом, заключенного ООО УК "Свиблов ГРАД", общество обязано принимать от собственников плату за коммунальные и другие оказываемые обществом услуги через систему единых расчетных центров г. Москвы (ЕИРЦ).
Во исполнение вышеуказанной обязанности ООО УК "Свиблов ГРАД" заключен трехсторонний договор с ГУ ИС СВАО (в составе которого находится ЕИРЦ") и АКБ "Банк Москвы".
По условиям указанного договора ГУ ИС СВАО обеспечивает ежемесячное начисление населению платежей за оказанные ООО УК "Свиблов ГРАД" услуги на условиях и по ценам, установленных Правительством Москвы; ежемесячное формирование и организацию доставки плательщикам Единых платежных документов на оплату жилищно-коммунальных и связанных с ними услуг (ЕПД); заключение договоров с уполномоченными банками о приеме платежей населения на основании ЕПД. Все денежные средства за оказанные ООО УК "Свиблов ГРАД" жилищно-коммунальные услуги зачисляются Банком Москвы на специализированный счет по сбору платежей населения района Свиблово за коммунальные и эксплуатационные услуги, открытый в Банке Москвы (п. 2.3.2 Договора с ГУ "ИС СВАО" (ЕИРЦ) и АКБ "Банк Москвы").
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО УК "Свиблов ГРАД" выступало в отношениях с плательщиками в роли оператора по приему платежей, отсутствуют доказательства принятия заявителем денежных средств по ЕПД непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя ГУ ИС СВАО и специализированный счет по сбору платежей населения района Свиблово, открытый в Банке Москвы.
ООО УК "Свиблов ГРАД" не имеет в своем составе ЕИРЦ. ООО УК "Свиблов ГРАД" не обрабатывает платежи за жилищно-коммунальные и прочие услуги, не информирует о принятых платежах и не осуществляет распределение в адрес поставщиков поступивших денежных средств на основании данных ЕПД.
В соответствии с заключенным ООО УК "Свиблов ГРАД" трехсторонним договором об информационном обеспечении расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании ЕПД, возложены на ЕИРЦ, находящийся в составе ГКУ ИС СВАО и кредитное учреждение АКБ "Банк Москвы".
Распределение поступивших денежных средств со специализированного счета в адрес поставщиков на основании данных ЕПД производит не управляющая компания, а АКБ "Банк Москвы". При этом составление ЕПД, на основании которого АКБ "Банк Москвы" производит распределение денежных средств, осуществляет ЕИРЦ, находящийся в составе ГКУ ИС СВАО.
Договор теплоснабжения N 03.207513-ТЭ от 01.02.2010 заключен ООО УК "Свиблов ГРАД" с Филиалом N 11 "Горэнергосбыт" ОАО "Московская энергетическая компания" (Горэнергосбыт) от собственного имени.
Согласно основным понятиям указанного Договора заявитель является абонентом, то есть организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом и приобретающей коммунальный ресурс (тепловую энергию) для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
По условиям указанного Договора Горэнергосбыт обязуется подавать ООО УК "Свиблов ГРАД" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, зрячего водоснабжения (подогрев) вентиляции, кондиционирования, сушки (тепловая энергия), а ООО УК "Свиблов ГРАД" обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в размере, порядке сроки, установленные Договором (п. 1.1 Договора). Точка поставки определена в Акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным между Горэнергосбыт и ООО УК "Свиблов ГРАД", по каждому многоквартирному дому (п. 1.2 Договора). В соответствии с п. 3.1 Договора учет принятой ООО УК "Свиблов ГРАД" тепловой энергии осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки. Оплата поставляемой ООО УК "Свиблов ГРАД" тепловой энергии производится ООО УК "Свиблов ГРАД" в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Горэнергосбыт поставляет тепловую энергию не отдельным лицам, проживающим в домах, управляемых ООО УК "Свиблов ГРАД", а управляющей компании. Размер платы за тепловую энергию, которую ООО УК "Свиблов ГРАД" вносит Горэнергосбыт, зависит исключительно от объемов поставленной обществу тепловой энергии и не зависит от своевременности и размера платежей, внесенных физическими лицами за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, оказанные им ООО УК "Свиблов ГРАД".
По условиям заключенного 01.02.2010 между ООО УК "Свиблов ГРАД" и МУП "Мосводоканал" Договора N 90226 на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию ООО УК "Свиблов ГРАД" является абонентом.
Согласно п. п. 2.2.1, 2.2.2 указанного договора МУП "Мосводоканал" обязуется обеспечивать круглосуточную бесперебойную подачу абоненту холодной питьевой воды и круглосуточный бесперебойный прием сточных вод от абонента.
Расчеты за фактически отпущенную абоненту холодную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по действующим тарифам, утвержденным в установленном порядке Региональной энергетической комиссией (РЭК) города Москвы, с учетом водопотребления субабонентов соответствующих групп потребителей.
Мосводоканал учитывает в счет исполнения абонентом обязательств по оплате отпущенной Мосводоканалом холодной питьевой воды и принятых сточных вод по настоящему Договору, денежные средства собственников и иных потребителей (население и юридические лица) коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в жилых и нежилых помещениях домов, управляемых абонентом, поступающие через систему ГУ ИС на расчетный счет Мосводоканала.
МУП "Мосводоканал" поставляет холодную питьевую воду и осуществляет прием сточных вод не отдельным лицам, проживающим в домах, управляемых ООО УК "Свиблов ГРАД", а управляющей компании.
Размер платы за отпущенную воду и принятые сточные, воды, которую ООО УК "Свиблов ГРАД" вносит МУП "Мосводоканал" зависит исключительно от объемов поставленной обществу воды и принятых сточных вод и не зависит от своевременности и размера платежей, внесенных физическими лицами за коммунальные услуги, оказанные им ООО УК "Свиблов ГРАД".
Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в неисполнении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
- В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Таким образом, указанное Постановление Правительства РФ устанавливает четкое различие между "коммунальными услугами" и "коммунальными ресурсами", "исполнителем" коммунальных услуг и "ресурсоснабжающей организацией".
Как следует из положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ:
6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 161 ЖК РФ (Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом):
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ (Договор управления многоквартирным домом):
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
При указанных обстоятельствах, основываясь на комплексном анализе приведенных норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг по договорам управления многоквартирными домами, заключившим с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
По всем договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, определены границы эксплуатационной ответственности, которые установлены на границе здания, либо в специальных помещениях. Таким образом, ресурсоснабжающие организации лишены самостоятельной возможности поставки коммунальных ресурсов до жилых помещений собственников.
Наличие отдельного счета на получение платежей за оказываемые коммунальные услуги не свидетельствует о наличии у заявителя статуса платежного агента, установленного Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами":
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Заявитель не заключал с поставщиками (ресурсоснабжающими организациями) договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Все обязанности по договорам энергоснабжения перед поставщиками, в том числе по оплате поставляемых коммунальных ресурсов, возникают непосредственно у Общества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления МРУ Росфинмониторинга по ЦФО.
Отсутствие состава вменяемого обществу административного правонарушения свидетельствует о не соответствии закону выданного административным органом на основании материалов дела об административном правонарушении представления от 04.09.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 22-04-06/6438.
Незаконное представление административного органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В указанной связи, руководствуясь приведенными правовыми нормами и материалами дела, суд апелляционной инстанции считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 по делу N А40-129787/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 04.09.2013 N 07-13/76/61ПЮЛ1 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Свиблов ГРАД" (ИНН 7716602545, 129344, г. Москва, ул. Верхоянская, 18, 2).
Признать незаконным представление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04.09.2013 N 22-04-06/6438.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)