Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от отдела надзорной Колчин А.И., по доверенности N 183-15-
деятельности Советского района 15 от 15.04.2015; Дубинин Д.С., по
- города Воронежа Главного доверенности N 6-14-15 от 12.01.2015;
- управления Министерства
Российской Федерации по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий по
Воронежской области:
от общества с ограниченной Ратушный А.А., по доверенности б/н от
ответственностью 21.04.2015,
"Управляющая компания
"Суворов":
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2015 по делу N А14-16351/2014 (судья Попова Л.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Суворов" (ОГРН 1123668008903 ИНН 3662173480, 394010, г. Воронеж, ул. Артамонова, д. 38В, офис 5) к отделу надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области, (394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 28) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 25.11.2014 N 158,
установил:
Общество с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Суворов" (ООО УК "Суворов", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к отделу надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (далее - ГУ МЧС, административный орган) о признании недействительным постановления.
Решением от 03.03.2015 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, ГУ МЧС обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что:
- - при проведении внеплановой выездной проверки и в ходе судебного заседания ООО УК "Суворов" не было представлено дополнительное соглашение от 08.09.2014 к договору от 06.09.2014 между ТСЖ "Патриот" и ООО УК "Суворов";
- - ООО УК "Суворов" имела возможность обратиться в суд с обращением о демонтаже кладовых в связи с нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 и их незаконной установкой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания установлено следующее.
В целях проверки информации о наличии нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа ГУ МЧС было издано распоряжение от 08.10.2014 N 347 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Патриот", которая была согласована с прокуратурой Воронежской области.
В ходе данной проверки административному органу ТСЖ "Патриот" был представлен договор от 06.09.2014, согласно которому ТСЖ "Патриот" поручает, а ООО УК "Суворов" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и физические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа (пункт 2.1).
С учетом положений договора от 06.09.2014, заключенного между ТСЖ "Патриот" и ООО УК "Суворов", в целях проверки информации о наличии нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа ГУ МЧС было издано распоряжение от 05.11.2014 N 362 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Суворов", которая была согласована с прокуратурой Воронежской области.
Законный представитель ООО УК "Суворов" был ознакомлен с указанным распоряжением и принимал участие при проверке, что подтверждается материалами дела.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: допущено устройство кладовых в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода,: в 1-4 подъездах между 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10 этажами, 10-техэтажом, что нашло отражение в акте проверки от 10.11.2014 N 367.
Законный представитель ООО УК "Суворов" был ознакомлен с актом проверки, получил копию акта проверки от 10.11.2014 N 367.
С учетом результатов внеплановой проверки 18.11.2014 должностным лицом ГУ МЧС в присутствии законного представителя ООО УК "Суворов", в отношении последнего был составлен протокол N 302 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Должностным лицом ГУ МЧС по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.11.2014 в отсутствие законного представителя Общества (уведомленного надлежащим образом), было вынесено постановление за N 158 о привлечении ООО УК "Суворов" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
ООО УК "Суворов" не согласилось с постановлением административного органа, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с указанными требованиями.
Принимая указанное решение, суд исходил из того, что вина ООО УК "Суворов" в совершении вмененного ему административного правонарушения не доказана.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения по данной норме является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающим должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требования пожарной безопасности.
Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъективная сторона применительно к юридическим лицам характеризуется виной выражающейся не принятии всех зависящих от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, и устанавливается путем оценки наличия такой возможности.
Субъектом указанных правонарушений является лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно- технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу подпункта "к" пункта 23 Правил N 390 на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения.
Пунктом 6.32* СНиП 21-01-97* установлено, что в объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.
Техническим паспортом на жилой дом N 38а по пр. Патриотов, составленным по состоянию на 27.02.2013, не предусмотрено расположение кладовок в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода.
Обстоятельства нарушения - устройство кладовых в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода: в 1-4 подъездах между 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10 этажами, 10-техэтажом подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе, актом проверки от 10.11.2014 N 367, и сторонами не оспариваются.
Таким образом, объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения доказана.
Вместе с тем, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО УК "Суворов" не подлежало привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за данное нарушение ввиду следующего.
Согласно частям 1 - 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (статья 138 ЖК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме, строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры (часть 1 статьи 137 ЖК РФ).
Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 правил N 491).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 "а" по Проспекту Патриотов города Воронежа от 26.04.2011 N 1 собственниками был избран способ управления жилым домом - товарищество собственников жилья (ТСЖ), утвержден Устав ТСЖ "Патриот".
Таким образом именно ТСЖ "Патриот" является лицом ответственным за соблюдение норм противопожарной безопасности в местах общего пользования дома N 38 "а" по Проспекту Патриотов города Воронежа от 26.04.2011 N 1.
Суд учитывает, что товарищество собственников жилья не лишено права передать часть своих полномочий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (поручить содержание и ремонт общего имущества) иному лицу на основании договора.
Как видно из содержания договора от 06.09.2014, заключенного ТСЖ "Патриот" с ООО "УК "Суворов", ТСЖ поручает, а ООО "УК "Суворов" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, из содержания договора не следует, что ТСЖ "Патриот" передало ООО "УК "Суворов" свои полномочия по управлению многоквартирным домом. Кроме того, управление многоквартирным домом означает возложение на исполнителя услуг (ТСЖ "Патриот") ответственности, в том числе, и за выбор контрагента, осуществляющего содержание и ремонт имущества в многоквартирном доме. Контроль за деятельностью ООО "УК Суворов" также лежит в правомочиях ТСЖ.
Доказательства поручения ООО "УК Суворов" проведения мероприятий по приведению в соответствие с противопожарными нормами лестничных клеток и мест размещения мусоропроводов в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, ООО "УК "Суворов" может быть признана лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности только в части выполнения работ и услуг, являющихся предметом договора от 06.09.2014.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что дополнительным соглашением к названному договору от 08.09.2014 (имеющимся в материалах дела, л.д. 7) исключен из договора пункт 3.1, обязывающий сторон содержать имущество в многоквартирном доме в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности.
Таким образом, административным органом не доказано наличие признаков субъекта правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ у ООО "УК Суворов".
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения (в который входит, в том чисел, субъект правонарушения) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2015 по делу N А14-16351/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2015 ПО ДЕЛУ N А14-16351/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N А14-16351/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от отдела надзорной Колчин А.И., по доверенности N 183-15-
деятельности Советского района 15 от 15.04.2015; Дубинин Д.С., по
- города Воронежа Главного доверенности N 6-14-15 от 12.01.2015;
- управления Министерства
Российской Федерации по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий по
Воронежской области:
от общества с ограниченной Ратушный А.А., по доверенности б/н от
ответственностью 21.04.2015,
"Управляющая компания
"Суворов":
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2015 по делу N А14-16351/2014 (судья Попова Л.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Суворов" (ОГРН 1123668008903 ИНН 3662173480, 394010, г. Воронеж, ул. Артамонова, д. 38В, офис 5) к отделу надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области, (394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 28) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 25.11.2014 N 158,
установил:
Общество с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Суворов" (ООО УК "Суворов", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к отделу надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (далее - ГУ МЧС, административный орган) о признании недействительным постановления.
Решением от 03.03.2015 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, ГУ МЧС обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что:
- - при проведении внеплановой выездной проверки и в ходе судебного заседания ООО УК "Суворов" не было представлено дополнительное соглашение от 08.09.2014 к договору от 06.09.2014 между ТСЖ "Патриот" и ООО УК "Суворов";
- - ООО УК "Суворов" имела возможность обратиться в суд с обращением о демонтаже кладовых в связи с нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 и их незаконной установкой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания установлено следующее.
В целях проверки информации о наличии нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа ГУ МЧС было издано распоряжение от 08.10.2014 N 347 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Патриот", которая была согласована с прокуратурой Воронежской области.
В ходе данной проверки административному органу ТСЖ "Патриот" был представлен договор от 06.09.2014, согласно которому ТСЖ "Патриот" поручает, а ООО УК "Суворов" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и физические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа (пункт 2.1).
С учетом положений договора от 06.09.2014, заключенного между ТСЖ "Патриот" и ООО УК "Суворов", в целях проверки информации о наличии нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме N 38 "А" по проспекту Патриотов города Воронежа ГУ МЧС было издано распоряжение от 05.11.2014 N 362 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК "Суворов", которая была согласована с прокуратурой Воронежской области.
Законный представитель ООО УК "Суворов" был ознакомлен с указанным распоряжением и принимал участие при проверке, что подтверждается материалами дела.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: допущено устройство кладовых в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода,: в 1-4 подъездах между 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10 этажами, 10-техэтажом, что нашло отражение в акте проверки от 10.11.2014 N 367.
Законный представитель ООО УК "Суворов" был ознакомлен с актом проверки, получил копию акта проверки от 10.11.2014 N 367.
С учетом результатов внеплановой проверки 18.11.2014 должностным лицом ГУ МЧС в присутствии законного представителя ООО УК "Суворов", в отношении последнего был составлен протокол N 302 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Должностным лицом ГУ МЧС по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.11.2014 в отсутствие законного представителя Общества (уведомленного надлежащим образом), было вынесено постановление за N 158 о привлечении ООО УК "Суворов" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
ООО УК "Суворов" не согласилось с постановлением административного органа, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с указанными требованиями.
Принимая указанное решение, суд исходил из того, что вина ООО УК "Суворов" в совершении вмененного ему административного правонарушения не доказана.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения по данной норме является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающим должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требования пожарной безопасности.
Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъективная сторона применительно к юридическим лицам характеризуется виной выражающейся не принятии всех зависящих от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, и устанавливается путем оценки наличия такой возможности.
Субъектом указанных правонарушений является лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно- технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу подпункта "к" пункта 23 Правил N 390 на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения.
Пунктом 6.32* СНиП 21-01-97* установлено, что в объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.
Техническим паспортом на жилой дом N 38а по пр. Патриотов, составленным по состоянию на 27.02.2013, не предусмотрено расположение кладовок в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода.
Обстоятельства нарушения - устройство кладовых в объемах лестничных клеток, в местах, предназначенных для размещения мусоропровода: в 1-4 подъездах между 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10 этажами, 10-техэтажом подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе, актом проверки от 10.11.2014 N 367, и сторонами не оспариваются.
Таким образом, объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения доказана.
Вместе с тем, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО УК "Суворов" не подлежало привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за данное нарушение ввиду следующего.
Согласно частям 1 - 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (статья 138 ЖК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме, строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры (часть 1 статьи 137 ЖК РФ).
Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 правил N 491).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 "а" по Проспекту Патриотов города Воронежа от 26.04.2011 N 1 собственниками был избран способ управления жилым домом - товарищество собственников жилья (ТСЖ), утвержден Устав ТСЖ "Патриот".
Таким образом именно ТСЖ "Патриот" является лицом ответственным за соблюдение норм противопожарной безопасности в местах общего пользования дома N 38 "а" по Проспекту Патриотов города Воронежа от 26.04.2011 N 1.
Суд учитывает, что товарищество собственников жилья не лишено права передать часть своих полномочий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (поручить содержание и ремонт общего имущества) иному лицу на основании договора.
Как видно из содержания договора от 06.09.2014, заключенного ТСЖ "Патриот" с ООО "УК "Суворов", ТСЖ поручает, а ООО "УК "Суворов" принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, из содержания договора не следует, что ТСЖ "Патриот" передало ООО "УК "Суворов" свои полномочия по управлению многоквартирным домом. Кроме того, управление многоквартирным домом означает возложение на исполнителя услуг (ТСЖ "Патриот") ответственности, в том числе, и за выбор контрагента, осуществляющего содержание и ремонт имущества в многоквартирном доме. Контроль за деятельностью ООО "УК Суворов" также лежит в правомочиях ТСЖ.
Доказательства поручения ООО "УК Суворов" проведения мероприятий по приведению в соответствие с противопожарными нормами лестничных клеток и мест размещения мусоропроводов в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, ООО "УК "Суворов" может быть признана лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности только в части выполнения работ и услуг, являющихся предметом договора от 06.09.2014.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что дополнительным соглашением к названному договору от 08.09.2014 (имеющимся в материалах дела, л.д. 7) исключен из договора пункт 3.1, обязывающий сторон содержать имущество в многоквартирном доме в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности.
Таким образом, административным органом не доказано наличие признаков субъекта правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ у ООО "УК Суворов".
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения (в который входит, в том чисел, субъект правонарушения) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2015 по делу N А14-16351/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Советского района города Воронежа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)