Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2014 ПО ДЕЛУ N А14-13747/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. по делу N А14-13747/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
- от истца Кокина К.А. (дов. N 102 от 07.07.2014);
- от ответчика Евстратовой Е.В. (дов. от 22.05.2014), Хлоповских Л.М. (дов. от 07.07.2014);
- от третьего лица не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Городок", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А14-13747/2013,

установил:

муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть", истец), ОГРН 1023602243037, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городок" (далее - ООО УК "Городок"), г. Воронеж, ОГРН 1103668025636, о взыскании задолженности по оплате расходов в сумме 235 327 руб. 15 коп., понесенных истцом в связи с установкой общедомового прибора учета (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО УК "Городок", Калужская область, ОГРН 10636672809047.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2014 (судья Шулепова Л.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 (судьи Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Владимирова Г.В.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО УК "Городок" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО УК "Городок", г. Воронеж, является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 51.
Между сторонами отсутствует заключенный договор на поставку тепловой энергии, однако МКП "Воронежтеплосеть" поставляет тепловую энергию в указанный многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ООО УК "Городок".
Поскольку собственниками помещений указанного многоквартирного дома не было принято решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО Межрегиональная строительная компания "ЮМИГ" 09.08.2011 был заключен договор подряда.
Прибор учета был установлен в спорном доме, составлены акты первичного и повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Ссылаясь на то, что стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии в жилом доме N 51 по ул. Владимира Невского в г. Воронеже составила 235 327 руб. 15 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, после предъявления претензии ответчику, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В состав общего имущества, в том числе включаются коллективные общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды (п. п. 5, 6 Правил N 491).
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 51 по ул. Владимира Невского в г. Воронеже от 16.03.2012 принято решение о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО УК "Городок", Калужская область, Хвастовичский район, с. Хвастовичи, ОГРН 1063667289047, и выбран способ управления одноименной управляющей компанией - ООО УК "Городок", ОГРН 1103668025636, осуществляющей управление домом и в настоящее время на основании договора управления N 51/12 от 26.07.2012
Доказательств того, что оплата за установку спорного прибора учета произведена третьим лицом - бывшей управляющей компанией ООО УК "Городок", ОГРН 1063667289047, ответчиком не представлено.
Судами установлено, что МКП "Воронежтеплосеть" направило в адрес "Городок", ОГРН 1103668025636, два экземпляра договора N 1953/ОДПУ от 18.04.2013 купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ), для подписания уполномоченным лицом направляло ООО УК "Городок" акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) к договору N 1953/ОДПУ от 18.04.2013, проектную и паспортную документацию на общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячей воды, установленный по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 51.
Вышеуказанные документы, направленные истцом, ответчиком получены.
От ООО УК "Городок" ответа не последовало, приемка работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды и их оплата не произведены.
Между тем, акт от 10.09.2012 о вводе прибора учета в эксплуатацию подписан представителями МКП "Воронежтеплосеть" и ООО УК "Городок", в соответствии с показаниями прибора учета ответчик оплачивает потребленные коммунальные ресурсы, что свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников помещений в доме, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирного дома общедомовым прибором учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суды первой и апелляционной инстанций, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, сделали вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации, оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды пришли к выводу о том, что поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета, который используется по назначению, не противоречат воле собственников, в данном случае имеются основания для взыскания стоимости работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии с ответчика, так как собственниками многоквартирного жилого дома избран способ управления домом управляющей компанией - ООО УК "Городок".
При этом в перечень услуг (работ), оказываемых ООО УК "Городок", являющийся приложением к договору N 51/12 от 26.07.2012 управления многоквартирным домом, входит разработка и реализация мероприятий по ресурсосбережению, а также расчет расходов на их проведение и порядок возмещения данных расходов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А14-13747/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)