Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Услуги, оказанные в отсутствие заключенного договора, оплачены частично.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Гайдука А.А., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "город Глазов" (ИНН: 1829004129, ОГРН: 1021801092466; далее - предприятие "Водоканал г. Глазова") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 по делу N А71-9281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ИНН: 1829007320, ОГРН: 1021801092400; далее - предприятие "ЖКУ") - Урсегова А.П. (доверенность от 09.01.2015 N 01-13/01), Терз О.А. (доверенность от 13.02.2015 N 01-13/422).
Предприятие "Водоканал г. Глазова" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к предприятию "ЖКУ" о взыскании 3 150 918 руб. 46 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в период с апреля по июнь 2014 г. (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменений размера исковых требований).
До принятия решения судом первой инстанции предприятие "Водоканал г. Глазова" заявило ходатайство о выделении в отдельное производство требования о взыскании 651 783 руб. 76 коп. задолженности по оплате услуг водоотведения на общедомовые нужды.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 (судья Ветошкина М.А.) отказано в удовлетворении ходатайства предприятия "Водоканал г. Глазова" о выделении в отдельное производство требований о взыскании 651 783 руб. 76 коп.; исковые требования удовлетворены частично: с предприятия "ЖКУ" в пользу предприятия "Водоканал г. Глазова" взыскано 2 499 134 руб. 70 коп. долга, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 (судьи Масальская Н.Г., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Водоканал г. Глазова" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы пояснил, что спор между сторонами возник относительно объема водоотведения. Учитывая отсутствие в спорных многоквартирных домах приборов учета сточных вод, наличие в них коллективных (общедомовых) приборов учета горячей и холодной воды, а также ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предприятие "Водоканал г. Глазова" определило объем стоков равным объему общедомового потребления холодной и горячей воды, установленному на основании показаний приборов учета, предоставленных предприятием "ЖКУ".
По мнению заявителя жалобы, у судов отсутствовали основания для принятия произведенного предприятием "ЖКУ" расчета объема оказанной ему в спорный период услуги по водоотведению в связи с отсутствием надлежащего документального подтверждения использованных в данном расчете показаний. Кассатор отмечает, что предприятием "ЖКУ" не исполнена обязанность по представлению сведений, необходимых для определения фактического объема водоотведения, в сроки, установленные в подп. "д" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в период с апреля по июнь 2014 г. в отсутствие заключенного договора предприятием "Водоканал г. Глазова" на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении предприятия "ЖКУ", осуществлялась поставка холодной воды и прием сточных вод, о чем свидетельствуют среди прочего сводные справки о потреблении воды и водоотведении, сведения о потреблении коммунальных ресурсов.
Для оплаты оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению предприятие "Водоканал г. Глазова" выставило предприятию "ЖКУ" счета-фактуры от 30.04.2014 N 00002743 на сумму 3 573 465 руб. 21 коп., от 31.05.2014 N 00003470 на сумму 3 481 307 руб. 50 коп., от 30.06.2014 N 00004042 на сумму 3 365 271 руб. 83 коп. Указанные счета-фактуры оплачены частично.
Ссылаясь на наличие у предприятия "ЖКУ" задолженности по оплате услуг в сумме 3 150 918 руб. 46 коп. (с учетом изменений исковых требований), предприятие "Водоканал г. Глазова" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. При этом объем поставленной холодной воды определен предприятием "Водоканал г. Глазова" на основании показаний общедомовых приборов учета, а в случае их отсутствия - в соответствии с положениями Правил N 354. Объем услуг водоотведения определен предприятием "Водоканал г. Глазова" равным сумме объемов поставленной на спорные объекты холодной и горячей воды, поскольку многоквартирные жилые дома, в отношении которых им оказывались услуги водоотведения, приборами учета сточных вод не оборудованы.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований о взыскании долга по оплате услуг водоотведения, предприятие "ЖКУ" представило в материалы дела контррасчет объема и стоимости услуг водоотведения, в соответствии с которым рассчитало объем стоков путем сложения объемов холодной и горячей воды, поставленных в жилые и нежилые помещения указанных домов, рассчитанных на основании индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии расчетным методом, предусмотренным п. "в" ст. 21 Правил N 124, п. 42, 43 Правил N 354.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания предприятием "Водоканал г. Глазова" предприятию "ЖКУ" услуг водоснабжения и водоотведения и возникновения у последнего обязанности по оплате данных услуг, доказанности объема и стоимости услуг водоснабжения и несоответствия представленного предприятием "Водоканал г. Глазова" расчета объема водоотведения за период с апреля по июнь 2014 г. положениям п. 4 Правил N 354 с учетом внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в указанный пункт изменений, действующих с 01.06.2013.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными, указал, что, поскольку с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена предприятию "ЖКУ" и гражданам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как верно указано судами, письменный договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод сторонами в спорный период заключен не был, вместе с тем между сторонами сложились фактические отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В п. 1 ст. 544 названного Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по поставке холодной воды, приему сточных вод оказывались предприятию "ЖКУ" не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, к правоотношениям сторон в спорный период (апрель - июнь 2014 г.) подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 124, Правила N 354.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы, не могут быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива водоотведения.
Согласно п. 43 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п. 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении; для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
На основании п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
В соответствии с п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из п. 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды". Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил N 306.
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о наличии между сторонами фактических отношений по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, факте оказания предприятием "Водоканал г. Глазова" данных услуг в спорный период, возникновении на стороне предприятия "ЖКУ" обязанности по их оплате и ненадлежащем исполнении указанной обязанности. Представленный предприятием "Водоканал г. Глазова" расчет объема и стоимости оказанных в спорный период услуг по водоснабжению объектов, находящихся в управлении предприятия "ЖКУ", последним не оспорен, проверен и признан судами правильным и соответствующим нормам действующего законодательства.
Между сторонами возникли разногласия в части объема и стоимости оказанных в спорный период услуг по водоотведению.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, приведенными в мотивировочной части настоящего постановления, суды пришли к правильному выводу о том, что в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителям не предоставляется.
При таких обстоятельствах судами верно указано, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 354.
Между тем, в состав предъявленной к взысканию с предприятия "ЖКУ" задолженности входит плата за водоотведение на общедомовые нужды за период с апреля по июнь 2014 г. в сумме 651 783 руб. 76 коп., что следует из материалов дела, пояснений сторон, в том числе, письменных пояснений предприятия "Водоканал г. Глазова".
Принимая во внимание, что требования предприятия "Водоканал г. Глазова" основаны на расчете, произведенном с нарушением положений действующего законодательства, возлагают на предприятие "ЖКУ" как управляющую организацию обязательства, превышающие по объему обязательства граждан, что недопустимо, учитывая, что плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды с июня 2013 г. не может быть предъявлена предприятию "ЖКУ" и гражданам (ввиду отмены норматива с 01.06.2013), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части взыскания 651 783 руб. 76 коп. стоимости водоотведения на общедомовые нужды.
Изложенные в кассационной жалобе доводы (в том числе о ненадлежащем исполнении предприятием "ЖКУ" обязанности по представлению сведений, необходимых для определения фактического объема водоотведения, в сроки, установленные в подп. "д" п. 18 Правил N 124) не подтверждают правомерность произведенного предприятием "Водоканал г. Глазова" расчета объема услуги по водоотведению, оказанной в спорный период, поскольку данный расчет не соответствует Правилам N 354, содержащим специальное нормативное регулирование спорных правоотношений.
Ссылки предприятия "Водоканал г. Глазова" на недостоверность сведений, отраженных предприятием "ЖКУ" в представленных документах, и расчете объема спорной коммунальной услуги, судами отклонены, поскольку объективных доказательств такой недостоверности в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявленный в кассационной жалобе довод о недостоверности расчета и об отсутствии его надлежащего документального обоснования касается фактической стороны спора, доказательственной базы по делу. Подобного рода доводы не могут быть приняты судом кассационной инстанции, который в силу положений гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не уполномочен разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 по делу N А71-9281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "город Глазов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА
Судьи
А.А.ГАЙДУК
А.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2015 N Ф09-2629/15 ПО ДЕЛУ N А71-9281/2014
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Услуги, оказанные в отсутствие заключенного договора, оплачены частично.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. N Ф09-2629/15
Дело N А71-9281/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Гайдука А.А., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "город Глазов" (ИНН: 1829004129, ОГРН: 1021801092466; далее - предприятие "Водоканал г. Глазова") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 по делу N А71-9281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ИНН: 1829007320, ОГРН: 1021801092400; далее - предприятие "ЖКУ") - Урсегова А.П. (доверенность от 09.01.2015 N 01-13/01), Терз О.А. (доверенность от 13.02.2015 N 01-13/422).
Предприятие "Водоканал г. Глазова" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к предприятию "ЖКУ" о взыскании 3 150 918 руб. 46 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в период с апреля по июнь 2014 г. (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменений размера исковых требований).
До принятия решения судом первой инстанции предприятие "Водоканал г. Глазова" заявило ходатайство о выделении в отдельное производство требования о взыскании 651 783 руб. 76 коп. задолженности по оплате услуг водоотведения на общедомовые нужды.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 (судья Ветошкина М.А.) отказано в удовлетворении ходатайства предприятия "Водоканал г. Глазова" о выделении в отдельное производство требований о взыскании 651 783 руб. 76 коп.; исковые требования удовлетворены частично: с предприятия "ЖКУ" в пользу предприятия "Водоканал г. Глазова" взыскано 2 499 134 руб. 70 коп. долга, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 (судьи Масальская Н.Г., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Водоканал г. Глазова" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы пояснил, что спор между сторонами возник относительно объема водоотведения. Учитывая отсутствие в спорных многоквартирных домах приборов учета сточных вод, наличие в них коллективных (общедомовых) приборов учета горячей и холодной воды, а также ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предприятие "Водоканал г. Глазова" определило объем стоков равным объему общедомового потребления холодной и горячей воды, установленному на основании показаний приборов учета, предоставленных предприятием "ЖКУ".
По мнению заявителя жалобы, у судов отсутствовали основания для принятия произведенного предприятием "ЖКУ" расчета объема оказанной ему в спорный период услуги по водоотведению в связи с отсутствием надлежащего документального подтверждения использованных в данном расчете показаний. Кассатор отмечает, что предприятием "ЖКУ" не исполнена обязанность по представлению сведений, необходимых для определения фактического объема водоотведения, в сроки, установленные в подп. "д" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в период с апреля по июнь 2014 г. в отсутствие заключенного договора предприятием "Водоканал г. Глазова" на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении предприятия "ЖКУ", осуществлялась поставка холодной воды и прием сточных вод, о чем свидетельствуют среди прочего сводные справки о потреблении воды и водоотведении, сведения о потреблении коммунальных ресурсов.
Для оплаты оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению предприятие "Водоканал г. Глазова" выставило предприятию "ЖКУ" счета-фактуры от 30.04.2014 N 00002743 на сумму 3 573 465 руб. 21 коп., от 31.05.2014 N 00003470 на сумму 3 481 307 руб. 50 коп., от 30.06.2014 N 00004042 на сумму 3 365 271 руб. 83 коп. Указанные счета-фактуры оплачены частично.
Ссылаясь на наличие у предприятия "ЖКУ" задолженности по оплате услуг в сумме 3 150 918 руб. 46 коп. (с учетом изменений исковых требований), предприятие "Водоканал г. Глазова" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. При этом объем поставленной холодной воды определен предприятием "Водоканал г. Глазова" на основании показаний общедомовых приборов учета, а в случае их отсутствия - в соответствии с положениями Правил N 354. Объем услуг водоотведения определен предприятием "Водоканал г. Глазова" равным сумме объемов поставленной на спорные объекты холодной и горячей воды, поскольку многоквартирные жилые дома, в отношении которых им оказывались услуги водоотведения, приборами учета сточных вод не оборудованы.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований о взыскании долга по оплате услуг водоотведения, предприятие "ЖКУ" представило в материалы дела контррасчет объема и стоимости услуг водоотведения, в соответствии с которым рассчитало объем стоков путем сложения объемов холодной и горячей воды, поставленных в жилые и нежилые помещения указанных домов, рассчитанных на основании индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии расчетным методом, предусмотренным п. "в" ст. 21 Правил N 124, п. 42, 43 Правил N 354.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания предприятием "Водоканал г. Глазова" предприятию "ЖКУ" услуг водоснабжения и водоотведения и возникновения у последнего обязанности по оплате данных услуг, доказанности объема и стоимости услуг водоснабжения и несоответствия представленного предприятием "Водоканал г. Глазова" расчета объема водоотведения за период с апреля по июнь 2014 г. положениям п. 4 Правил N 354 с учетом внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в указанный пункт изменений, действующих с 01.06.2013.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными, указал, что, поскольку с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена предприятию "ЖКУ" и гражданам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как верно указано судами, письменный договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод сторонами в спорный период заключен не был, вместе с тем между сторонами сложились фактические отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В п. 1 ст. 544 названного Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по поставке холодной воды, приему сточных вод оказывались предприятию "ЖКУ" не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, к правоотношениям сторон в спорный период (апрель - июнь 2014 г.) подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 124, Правила N 354.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы, не могут быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива водоотведения.
Согласно п. 43 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п. 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении; для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
На основании п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
В соответствии с п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из п. 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды". Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил N 306.
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о наличии между сторонами фактических отношений по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, факте оказания предприятием "Водоканал г. Глазова" данных услуг в спорный период, возникновении на стороне предприятия "ЖКУ" обязанности по их оплате и ненадлежащем исполнении указанной обязанности. Представленный предприятием "Водоканал г. Глазова" расчет объема и стоимости оказанных в спорный период услуг по водоснабжению объектов, находящихся в управлении предприятия "ЖКУ", последним не оспорен, проверен и признан судами правильным и соответствующим нормам действующего законодательства.
Между сторонами возникли разногласия в части объема и стоимости оказанных в спорный период услуг по водоотведению.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, приведенными в мотивировочной части настоящего постановления, суды пришли к правильному выводу о том, что в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителям не предоставляется.
При таких обстоятельствах судами верно указано, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 354.
Между тем, в состав предъявленной к взысканию с предприятия "ЖКУ" задолженности входит плата за водоотведение на общедомовые нужды за период с апреля по июнь 2014 г. в сумме 651 783 руб. 76 коп., что следует из материалов дела, пояснений сторон, в том числе, письменных пояснений предприятия "Водоканал г. Глазова".
Принимая во внимание, что требования предприятия "Водоканал г. Глазова" основаны на расчете, произведенном с нарушением положений действующего законодательства, возлагают на предприятие "ЖКУ" как управляющую организацию обязательства, превышающие по объему обязательства граждан, что недопустимо, учитывая, что плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды с июня 2013 г. не может быть предъявлена предприятию "ЖКУ" и гражданам (ввиду отмены норматива с 01.06.2013), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части взыскания 651 783 руб. 76 коп. стоимости водоотведения на общедомовые нужды.
Изложенные в кассационной жалобе доводы (в том числе о ненадлежащем исполнении предприятием "ЖКУ" обязанности по представлению сведений, необходимых для определения фактического объема водоотведения, в сроки, установленные в подп. "д" п. 18 Правил N 124) не подтверждают правомерность произведенного предприятием "Водоканал г. Глазова" расчета объема услуги по водоотведению, оказанной в спорный период, поскольку данный расчет не соответствует Правилам N 354, содержащим специальное нормативное регулирование спорных правоотношений.
Ссылки предприятия "Водоканал г. Глазова" на недостоверность сведений, отраженных предприятием "ЖКУ" в представленных документах, и расчете объема спорной коммунальной услуги, судами отклонены, поскольку объективных доказательств такой недостоверности в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявленный в кассационной жалобе довод о недостоверности расчета и об отсутствии его надлежащего документального обоснования касается фактической стороны спора, доказательственной базы по делу. Подобного рода доводы не могут быть приняты судом кассационной инстанции, который в силу положений гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не уполномочен разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2014 по делу N А71-9281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "город Глазов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА
Судьи
А.А.ГАЙДУК
А.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)