Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства городского округа "Город Калининград" "Водоканал" Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), рассмотрев 21.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2014 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А21-10174/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства городского округа "Город Калининград" "Водоканал", место нахождения: 236022, Калининград, Комсомольская ул., д. 12, ОГРН 1023900591626, ИНН 390300923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УЮТ", место нахождения: 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10, корп. 8, ОГРН 1083925036436, ИНН 3904604139 (далее - Общество), о взыскании 665 742 руб. 33 коп. задолженности по оплате услуг по отпуску воды и приему сточных вод, оказанных в период с 01.11.2010 по 31.05.2012.
Решением от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 30.01.2014 и постановление от 20.05.2014, прекратить производство по делу.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что договоры управления, заключенные управляющей организацией с гражданами, не содержат условий о предоставлении коммунальных услуг; собственники помещений многоквартирных домов фактически потребляют воду и пользуются услугами водоотведения; они оплачивают эти услуги непосредственно Предприятию; Общество фактически воду не получает; Предприятие в течение спорного периода не вело бухгалтерский учет хозяйственных операций в отношении Общества, а также не направляло каких-либо счетов-фактур, расчетных данных о потреблении воды в многоквартирных домах. Абонентами в данном случае являются собственники помещений многоквартирных домов. Управляющая организация не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, поставляющей на объекты города Калининграда холодную воду и принимающей сточные воды.
Являясь управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов в Калининграде, Общество осуществляет деятельность по управлению спорными домами.
Письменный договор на поставку холодной воды и прием сточных вод между Предприятием и Обществом не заключен.
В период с 01.11.2010 по 31.05.2012 Предприятие оказывало услуги водоснабжения и водоотведения Обществу как управляющей компании в отношении жилого фонда, находящегося в его управлении.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате оказанных услуг, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167). Отношения, связанные с оказанием и оплатой коммунальных услуг, в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В пункте 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ так же, как и в Правилах N 167, абонент определяется как физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе управляющей компанией), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: далее - ЖК РФ).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключен договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 3, 4, 5, 49 ("б", "в"), 75, 76 Правил N 307, которые действовали в спорный период, следует, что в многоквартирных домах обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг лежит на исполнителе коммунальных услуг, которым, помимо прочих, может быть управляющая организация. Для выполнения своих обязательств исполнитель вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Из пунктов 7 и 8 Правил N 307 следует, что исполнитель должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно подпунктам "б" и "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступивших в силу после окончания спорного периода (с 09.06.2012), исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в Калининграде. В спорный период Предприятие осуществляло снабжение этих жилых домов холодной водой и оказывало услуги по приему сточных вод.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является компанией, управляющей многоквартирными домами, то есть в силу закона наделено статусом исполнителя коммунальных услуг. Суды установили, что задолженность Общества по оплате услуг, оказанных ему Предприятием в спорный период, составила 665 742 руб. 33 коп. Ответчик размер задолженности не оспорил, контррасчет задолженности не представил. Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт оплаты коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Ссылка подателя жалобы на то, что собственники помещений самостоятельно оплачивали Предприятию потребленную холодную воды и услуги водоотведения, является несостоятельной в связи со следующим.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и осуществлять расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать ресурсоснабжающим организациям поставленные коммунальные ресурсы. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются исполнившими одновременно как свои обязательства перед управляющей организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Позиция Общества противоречит названным выше нормам жилищного законодательства.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А21-10174/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2014 ПО ДЕЛУ N А21-10174/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N А21-10174/2013
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства городского округа "Город Калининград" "Водоканал" Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), рассмотрев 21.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2014 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А21-10174/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства городского округа "Город Калининград" "Водоканал", место нахождения: 236022, Калининград, Комсомольская ул., д. 12, ОГРН 1023900591626, ИНН 390300923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УЮТ", место нахождения: 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10, корп. 8, ОГРН 1083925036436, ИНН 3904604139 (далее - Общество), о взыскании 665 742 руб. 33 коп. задолженности по оплате услуг по отпуску воды и приему сточных вод, оказанных в период с 01.11.2010 по 31.05.2012.
Решением от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 30.01.2014 и постановление от 20.05.2014, прекратить производство по делу.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что договоры управления, заключенные управляющей организацией с гражданами, не содержат условий о предоставлении коммунальных услуг; собственники помещений многоквартирных домов фактически потребляют воду и пользуются услугами водоотведения; они оплачивают эти услуги непосредственно Предприятию; Общество фактически воду не получает; Предприятие в течение спорного периода не вело бухгалтерский учет хозяйственных операций в отношении Общества, а также не направляло каких-либо счетов-фактур, расчетных данных о потреблении воды в многоквартирных домах. Абонентами в данном случае являются собственники помещений многоквартирных домов. Управляющая организация не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, поставляющей на объекты города Калининграда холодную воду и принимающей сточные воды.
Являясь управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов в Калининграде, Общество осуществляет деятельность по управлению спорными домами.
Письменный договор на поставку холодной воды и прием сточных вод между Предприятием и Обществом не заключен.
В период с 01.11.2010 по 31.05.2012 Предприятие оказывало услуги водоснабжения и водоотведения Обществу как управляющей компании в отношении жилого фонда, находящегося в его управлении.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате оказанных услуг, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167). Отношения, связанные с оказанием и оплатой коммунальных услуг, в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В пункте 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ так же, как и в Правилах N 167, абонент определяется как физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе управляющей компанией), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: далее - ЖК РФ).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключен договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 3, 4, 5, 49 ("б", "в"), 75, 76 Правил N 307, которые действовали в спорный период, следует, что в многоквартирных домах обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг лежит на исполнителе коммунальных услуг, которым, помимо прочих, может быть управляющая организация. Для выполнения своих обязательств исполнитель вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Из пунктов 7 и 8 Правил N 307 следует, что исполнитель должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно подпунктам "б" и "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступивших в силу после окончания спорного периода (с 09.06.2012), исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в Калининграде. В спорный период Предприятие осуществляло снабжение этих жилых домов холодной водой и оказывало услуги по приему сточных вод.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является компанией, управляющей многоквартирными домами, то есть в силу закона наделено статусом исполнителя коммунальных услуг. Суды установили, что задолженность Общества по оплате услуг, оказанных ему Предприятием в спорный период, составила 665 742 руб. 33 коп. Ответчик размер задолженности не оспорил, контррасчет задолженности не представил. Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт оплаты коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Ссылка подателя жалобы на то, что собственники помещений самостоятельно оплачивали Предприятию потребленную холодную воды и услуги водоотведения, является несостоятельной в связи со следующим.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и осуществлять расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать ресурсоснабжающим организациям поставленные коммунальные ресурсы. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются исполнившими одновременно как свои обязательства перед управляющей организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Позиция Общества противоречит названным выше нормам жилищного законодательства.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А21-10174/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)