Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий Мартова О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Я.С. на решение Абаканского городского суда от 26 декабря 2013 года по ее заявлению об оспаривании бездействия Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., судебная коллегия
установила:
Я.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (далее - Департамент ГАЗ администрации города Абакана, Департамент), выразившегося:
- - в непринятии мер к устранению с территории жилого сектора домов N, N, N по <адрес> металлических гаражей, которые не являются элементами придомовых территорий многоквартирных жилых домов;
- - в непринятии мер к отводу на территории жилого сектора из многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес> земельного участка под обустройство самостоятельной комплексной контейнерной площадки для сбора мусора, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;
- - в непринятии мер к отводу на территории жилого сектора из многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес>, N по <адрес> земельного участка под обустройство самостоятельной комплексной контейнерной площадки для сбора мусора.
Заявление мотивировано тем, что согласно Положению о Департаменте ГАЗ администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100, к функциям Департамента относится муниципальный контроль над использованием земель на территории города Абакана. Наличие на территории жилого сектора из многоквартирных домов N, N, N по <адрес> двадцати двух металлических гаражей и двух контейнерных площадок для сбора мусора, не отвечающих требованиям СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, являются результатом бездействия Департамента. Данное бездействие нарушает права собственников жилых помещений указанных домов, в том числе заявителя, на безопасность жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании Я.С. доводы заявления поддержала по изложенным выше основаниям, просила суд признать незаконным бездействие Департамента ГАЗ администрации города Абакана и обязать его устранить нарушения.
Представитель Департамента ГАЗ администрации города Абакана Я.Е. в удовлетворении заявления просила отказать, указывая на то, что площадка твердых бытовых отходов расположена на единственно возможном месте, о чем принято комиссионное решение. В отношении гаражей, которые находятся на придомовой территории, Департамент не вправе принять меры, поскольку земельные участки, выделенные для эксплуатации и обслуживания многоквартирных жилых домов, находятся в собственности граждан, являющихся собственниками помещений в данных домах. Администрация города Абакана не вправе вмешиваться в осуществление полномочий собственников указанных земельных участков.
Представитель заинтересованного лица - прокуратуры города Абакана в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, с которым не согласилась заявитель Я.С.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль за использование земель городского округа не ограничивается контролем в отношении использования муниципальных земельных участков, а распространяется на все земли в пределах городского округа, независимо от форм собственности и целевого назначения. При этом органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления, в том числе в целях защиты населением своих прав и законных интересов, в целях устранения нарушений земельного законодательства. Указывает на то, что в нарушение вышеприведенных требований Департамент ГАЗ администрации города Абакана не принял мер по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения разрешенного использования земельных участков, относящихся к придомовой территории многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес>. Ссылаясь на Закон Республики Хакасия "Об административных правонарушениях", Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель города Абакана, приходит к выводу о наличии у Департамента ГАЗ администрации города Абакана права составлять протоколы об административных правонарушениях в связи с использованием земель не по целевому назначению, а также предпринимать иные меры по устранению выявленных нарушений.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Абакана Логинова Ю.С. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данная конституционная норма конкретизирована в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух указанных условий.
Судом первой инстанции установлено, что Я.С. проживает в доме <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент ГАЗ администрации города Абакана с заявлением, в котором просила возбудить дело об административном правонарушении по факту нарушения разрешенного использования земельного участка - дворовой территории жилых домов N, N, N по <адрес>, а именно установки на территории жилого сектора металлических гаражей и несанкционированной контейнерной площадки для сбора мусора, состоящей из двух площадок ТБО в отношении ООО "Ж", ООО "У", ООО УЖК "Г" (л.д. 5 - 6).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Департамента ГАЗ администрации города Абакана Я.С. направлен ответ об отказе в принятии мер по ее заявлению (л.д. 8).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Я.С. полагала бездействие Департамента ГАЗ администрации города Абакана в принятии мер по устранению с дворовой территории, образованной придомовыми территориями жилых домов N, N, N по <адрес>, металлических гаражей и контейнерной площадки для сбора мусора незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно отклонил данные доводы заявителя. Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов ввиду следующего.
В силу п.п. 24, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ст. 1 Устава города Абакана город Абакан наделен статусом городского округа.
Постановлением Главы города Абакана от 03.07.2012 N 1167 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель города Абакана.
В соответствии с п. 1.5 Административного регламента исполнение муниципальной функции по муниципальному земельному контролю осуществляется в отношении земельных участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в целях проверки соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами, и выполнения предписаний органа муниципального контроля; земельных участков, предоставленных физическим лицам, в целях проверки соблюдения требований, установленных действующим земельным законодательством, и выполнения предписаний органа муниципального контроля.
Органом, уполномоченным на исполнение рассматриваемой муниципальной функции, является Департамент ГАЗ администрации города Абакана (п. 1.3 Административного регламента, п. 3.1 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100).
Вместе с тем в силу п. 4 ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в число которого входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что Департамент ГАЗ администрации города Абакана осуществляет муниципальный контроль за использованием земель, находящихся в введении администрации муниципального образования.
Контроль за использованием земельного участка, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома осуществляют сами собственники указанных помещений через компетентные органы управления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает нарушения предполагаемым бездействием Департамента ГАЗ администрации города Абакана прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент обязан принять меры по устранению с земельного участка металлических гаражей в рамках осуществления муниципального земельного контроля, основан на неправильном толковании норм материального права, а потому является несостоятельным.
Довод заявителя жалобы о неисполнении Департаментом предусмотренной ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления не заслуживает внимания, поскольку реализация собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий, вытекающих из права общей долевой собственности на земельный участок, не относится к осуществлению местного самоуправления.
Более того, из кадастровых дел земельных участков, предоставленных для эксплуатации и обслуживания многоквартирных жилых домов N и N по <адрес> с кадастровыми номерами соответственно N, N (л.д. 63, 65, 89), а также из акта обследования земельного участка, проведенного Департаментом ГАЗ администрации города Абакана ДД.ММ.ГГГГ (113 - 115), следует, что гаражи расположены за пределами границ земельного участка N, предназначенного для эксплуатации и обслуживания дома <адрес>, в котором проживает заявитель.
В части требований об оспаривании бездействия Департамента в отношении контейнерных площадок для сбора мусора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении органом местного самоуправления предусмотренных нормативными правовыми актами действий, направленных на приведение данных площадок в соответствие с санитарными правилами и нормами.
Так, согласно материалам дела расстояние от контейнерных площадок до дома <адрес> составляет менее 20 м, что не соответствует п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88 (л.д. 116 - 117, 118). Департаментом ГАЗ администрации города Абакана создана комиссия, которая ДД.ММ.ГГГГ провела обследование территории в районе многоквартирных жилых домов NN N на предмет размещения площадки ТБО. Согласно принятому комиссией решению оборудованная площадка ТБО ООО "У" - это единственно возможный вариант размещения площадки, а ООО "Ж" поручено до ДД.ММ.ГГГГ перенести три контейнера на оборудованную площадку ТБО ООО "У", что позволит увеличить расстояние от жилого дома <адрес> (л.д. 9).
Данные действия Департамента соответствуют пункту 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88, которым предусмотрено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Доводы апелляционной жалобы о наличии у должностных лиц Департамента ГАЗ администрации г. Абакана права составлять протоколы об административных правонарушениях по фактам использования земель не по целевому назначению не опровергают правильность выводов суда ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Частью 5 той же статьи предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом положения КоАП РФ не предусматривают возможность обжаловать действия должностных лиц в рамках главы 25 ГПК РФ, в порядке которой заявитель обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Как указано выше, письменное обращение Я.С. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено Департаментом ГАЗ администрации города Абакана и на него дан мотивированный ответ в пределах 30-дневного срока, установленного ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия, учитывая содержание ответа от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушения прав заявителя, поскольку ею реализовано право на обращение в орган местного самоуправления, которое было рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом непривлечение к административной ответственности лиц, допустивших установку на дворовой территории жилых домов N, N, N по <адрес> металлических гаражей и контейнерной площадки для ТБО, не нарушает прав, свобод и законных интересов Я.С.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в суде первой инстанции, и сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, а потому законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Абаканского городского суда от 26 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.СТРАХОВА
Судьи
И.Н.ВЕСЕЛАЯ
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-717/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N 33-717/2014
Председательствующий Мартова О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Я.С. на решение Абаканского городского суда от 26 декабря 2013 года по ее заявлению об оспаривании бездействия Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., судебная коллегия
установила:
Я.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (далее - Департамент ГАЗ администрации города Абакана, Департамент), выразившегося:
- - в непринятии мер к устранению с территории жилого сектора домов N, N, N по <адрес> металлических гаражей, которые не являются элементами придомовых территорий многоквартирных жилых домов;
- - в непринятии мер к отводу на территории жилого сектора из многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес> земельного участка под обустройство самостоятельной комплексной контейнерной площадки для сбора мусора, соответствующей требованиям санитарных правил и норм;
- - в непринятии мер к отводу на территории жилого сектора из многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес>, N по <адрес> земельного участка под обустройство самостоятельной комплексной контейнерной площадки для сбора мусора.
Заявление мотивировано тем, что согласно Положению о Департаменте ГАЗ администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100, к функциям Департамента относится муниципальный контроль над использованием земель на территории города Абакана. Наличие на территории жилого сектора из многоквартирных домов N, N, N по <адрес> двадцати двух металлических гаражей и двух контейнерных площадок для сбора мусора, не отвечающих требованиям СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, являются результатом бездействия Департамента. Данное бездействие нарушает права собственников жилых помещений указанных домов, в том числе заявителя, на безопасность жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании Я.С. доводы заявления поддержала по изложенным выше основаниям, просила суд признать незаконным бездействие Департамента ГАЗ администрации города Абакана и обязать его устранить нарушения.
Представитель Департамента ГАЗ администрации города Абакана Я.Е. в удовлетворении заявления просила отказать, указывая на то, что площадка твердых бытовых отходов расположена на единственно возможном месте, о чем принято комиссионное решение. В отношении гаражей, которые находятся на придомовой территории, Департамент не вправе принять меры, поскольку земельные участки, выделенные для эксплуатации и обслуживания многоквартирных жилых домов, находятся в собственности граждан, являющихся собственниками помещений в данных домах. Администрация города Абакана не вправе вмешиваться в осуществление полномочий собственников указанных земельных участков.
Представитель заинтересованного лица - прокуратуры города Абакана в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, с которым не согласилась заявитель Я.С.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль за использование земель городского округа не ограничивается контролем в отношении использования муниципальных земельных участков, а распространяется на все земли в пределах городского округа, независимо от форм собственности и целевого назначения. При этом органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления, в том числе в целях защиты населением своих прав и законных интересов, в целях устранения нарушений земельного законодательства. Указывает на то, что в нарушение вышеприведенных требований Департамент ГАЗ администрации города Абакана не принял мер по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения разрешенного использования земельных участков, относящихся к придомовой территории многоквартирных жилых домов N, N, N по <адрес>. Ссылаясь на Закон Республики Хакасия "Об административных правонарушениях", Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель города Абакана, приходит к выводу о наличии у Департамента ГАЗ администрации города Абакана права составлять протоколы об административных правонарушениях в связи с использованием земель не по целевому назначению, а также предпринимать иные меры по устранению выявленных нарушений.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Абакана Логинова Ю.С. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данная конституционная норма конкретизирована в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух указанных условий.
Судом первой инстанции установлено, что Я.С. проживает в доме <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент ГАЗ администрации города Абакана с заявлением, в котором просила возбудить дело об административном правонарушении по факту нарушения разрешенного использования земельного участка - дворовой территории жилых домов N, N, N по <адрес>, а именно установки на территории жилого сектора металлических гаражей и несанкционированной контейнерной площадки для сбора мусора, состоящей из двух площадок ТБО в отношении ООО "Ж", ООО "У", ООО УЖК "Г" (л.д. 5 - 6).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Департамента ГАЗ администрации города Абакана Я.С. направлен ответ об отказе в принятии мер по ее заявлению (л.д. 8).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Я.С. полагала бездействие Департамента ГАЗ администрации города Абакана в принятии мер по устранению с дворовой территории, образованной придомовыми территориями жилых домов N, N, N по <адрес>, металлических гаражей и контейнерной площадки для сбора мусора незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно отклонил данные доводы заявителя. Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов ввиду следующего.
В силу п.п. 24, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ст. 1 Устава города Абакана город Абакан наделен статусом городского округа.
Постановлением Главы города Абакана от 03.07.2012 N 1167 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель города Абакана.
В соответствии с п. 1.5 Административного регламента исполнение муниципальной функции по муниципальному земельному контролю осуществляется в отношении земельных участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в целях проверки соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами, и выполнения предписаний органа муниципального контроля; земельных участков, предоставленных физическим лицам, в целях проверки соблюдения требований, установленных действующим земельным законодательством, и выполнения предписаний органа муниципального контроля.
Органом, уполномоченным на исполнение рассматриваемой муниципальной функции, является Департамент ГАЗ администрации города Абакана (п. 1.3 Административного регламента, п. 3.1 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100).
Вместе с тем в силу п. 4 ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в число которого входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что Департамент ГАЗ администрации города Абакана осуществляет муниципальный контроль за использованием земель, находящихся в введении администрации муниципального образования.
Контроль за использованием земельного участка, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома осуществляют сами собственники указанных помещений через компетентные органы управления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает нарушения предполагаемым бездействием Департамента ГАЗ администрации города Абакана прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент обязан принять меры по устранению с земельного участка металлических гаражей в рамках осуществления муниципального земельного контроля, основан на неправильном толковании норм материального права, а потому является несостоятельным.
Довод заявителя жалобы о неисполнении Департаментом предусмотренной ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления не заслуживает внимания, поскольку реализация собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий, вытекающих из права общей долевой собственности на земельный участок, не относится к осуществлению местного самоуправления.
Более того, из кадастровых дел земельных участков, предоставленных для эксплуатации и обслуживания многоквартирных жилых домов N и N по <адрес> с кадастровыми номерами соответственно N, N (л.д. 63, 65, 89), а также из акта обследования земельного участка, проведенного Департаментом ГАЗ администрации города Абакана ДД.ММ.ГГГГ (113 - 115), следует, что гаражи расположены за пределами границ земельного участка N, предназначенного для эксплуатации и обслуживания дома <адрес>, в котором проживает заявитель.
В части требований об оспаривании бездействия Департамента в отношении контейнерных площадок для сбора мусора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении органом местного самоуправления предусмотренных нормативными правовыми актами действий, направленных на приведение данных площадок в соответствие с санитарными правилами и нормами.
Так, согласно материалам дела расстояние от контейнерных площадок до дома <адрес> составляет менее 20 м, что не соответствует п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88 (л.д. 116 - 117, 118). Департаментом ГАЗ администрации города Абакана создана комиссия, которая ДД.ММ.ГГГГ провела обследование территории в районе многоквартирных жилых домов NN N на предмет размещения площадки ТБО. Согласно принятому комиссией решению оборудованная площадка ТБО ООО "У" - это единственно возможный вариант размещения площадки, а ООО "Ж" поручено до ДД.ММ.ГГГГ перенести три контейнера на оборудованную площадку ТБО ООО "У", что позволит увеличить расстояние от жилого дома <адрес> (л.д. 9).
Данные действия Департамента соответствуют пункту 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88, которым предусмотрено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Доводы апелляционной жалобы о наличии у должностных лиц Департамента ГАЗ администрации г. Абакана права составлять протоколы об административных правонарушениях по фактам использования земель не по целевому назначению не опровергают правильность выводов суда ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Частью 5 той же статьи предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом положения КоАП РФ не предусматривают возможность обжаловать действия должностных лиц в рамках главы 25 ГПК РФ, в порядке которой заявитель обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Как указано выше, письменное обращение Я.С. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено Департаментом ГАЗ администрации города Абакана и на него дан мотивированный ответ в пределах 30-дневного срока, установленного ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия, учитывая содержание ответа от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушения прав заявителя, поскольку ею реализовано право на обращение в орган местного самоуправления, которое было рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом непривлечение к административной ответственности лиц, допустивших установку на дворовой территории жилых домов N, N, N по <адрес> металлических гаражей и контейнерной площадки для ТБО, не нарушает прав, свобод и законных интересов Я.С.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в суде первой инстанции, и сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, а потому законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Абаканского городского суда от 26 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.СТРАХОВА
Судьи
И.Н.ВЕСЕЛАЯ
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)